Все новости
СОБЫТИЕ
25 Ноября 2021, 02:17

Вместе # 50

В Стерлитамакской картинной галерее – филиале Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – юбилейная выставка Елены и Ольги Литвиненко.

Вместе # 50
Вместе # 50

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

В Стерлитамакской картинной галерее – филиале Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – юбилейная выставка Елены и Ольги Литвиненко.

Известные в республике художники и педагоги, сёстры-близнецы Елена и Ольга отмечают 50‑летие со дня рождения. И как бы это ни звучало банально, но именно в их случае трудно поверить, что эти элегантные, стройные молодые женщины входят в самый красивый возраст. О творчестве Елены и Ольги, за плечами которых десятки творческих побед, престижных выставок и многочисленный отряд учеников, — много написано, главная мысль каждой публикации: они и разные, и очень похожие. разные — в творческих концепциях, одинаковые — в высоких нравственных принципах, исповедуемых и в искусстве, и в педагогике. А для Стерлитамака Елена и Ольга, без преувеличения, — гордость. Помимо почётных грамот и благодарственных писем Министерства культуры Республики Башкортостан, городской администрации и отдела культуры, Елена в 2008 году удостоилась высокого звания «Лучший работник культуры Стерлитамака», Ольга в 2015‑м стала победителем Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Ведь ещё одна страсть сестёр Литвиненко — педагогика: более 20 лет они преподают в Стерлитамакской детской художественной школе № 1 — одной из старейших художественных школ республики.
На выставке в Стерлитамакской картинной галерее — лучшие произведения Елены и Ольги разных лет: акварели, рисунки, печатная графика, войлок, горячая эмаль, в том числе из собрания Нестеровского музея. Тематический спектр произведений разнообразен: он — результат активного участия сестёр Литвиненко в самых престижных выставках-конкурсах, пленэрах и арт-симпозиумах, ежегодно проходящих в разных городах страны. Как акварелисты Елена и Ольга — члены известных в республике стерлитамакских творческих групп: сначала — группы «Радуга», а с 2013 года — группы «Акватерритория». Елена практически сразу встала на путь активных технических поисков и трансформации традиций. И как итог — её признание: «Образы моих акварелей последних лет наполнены той экспрессией, которая связана с поиском максимально современного художественного языка. Это проявляется в сложной технике — синтезе традиционных кистей и мастихина, приёмов отпечатков и процарапывания по мелованной бумаге. В результате изобразительные мотивы становятся более формальными и абстрактными». Добавим — и невероятно эффектными, невероятно образными! Такими, которые могли бы составить честь любой зарубежной или международной акварельной выставке, яркие чему подтверждения — высокие награды Елены на международных выставках и фестивалях. Акварельное искусство Ольги более традиционно. Она с радостью пишет пленэрные пейзажи — деревья, корабли, башкирские и северные деревни… Особое место среди них занимают древнерусская архитектура, образы христианских апостолов (эта тема — и в листах, выполненных в технике сухой иглы) и серия «Гулаг», также решённая и в акварели, и в сухой игле. С точки же зрения стилистики Елена тяготеет к этническому авангарду, Ольга — к реализму. Если для Ольги первостепенен пленэрный мотив, синтезирующий её искреннюю эмоцию по поводу увиденного (и в природе, и в архитектуре), то Елена с восторгом входит в своих акварелях в мир древних обычаев и обрядов (тюркских, славянских), любуется красотой и глубинным смыслом языческих костров, купальских забав, свадеб и рушников. Дыхание старины, дыхание вечности для неё всегда было первичным. Как и для Ольги, стремящейся наполнить каждый пленэрный мотив, архитектурный в особенности (будь то храмы Казани, Великого Новгорода, Башкортостана или Оренбуржья), вневременной, вселенской образностью. Но если Ольга, помимо акварели, отдаёт предпочтение сухой игле, то Елена плодотворно работает в карандашном рисунке. И здесь они вновь удивляют зрителя невероятной линеарной пластичностью и особым эстетическим эффектом, работая при этом только двумя цветами — чёрным (цвет офортной линии или карандаша) и белым (цвет бумаги в сухой игле и цвет мела или белого угля в рисунке). Лёгкий оттенок живописности придаёт рисункам Елены тонкий, почти прозрачный цвет тонированной бумаги. Думается, что своеобразие её рисунков продиктовано фактурой и колористической избирательностью её же акварелей: имеются в виду всё та же работа мастихином и стремление добиться особой выразительности образа, работая в ограниченной палитре, но с доминированием того или другого тона и его оттенков, например, красного или синего.
Та же колористическая культура и высокая образность — в войлоках. Образно-тематическая линия крупноформатных панно Ольги сочетает древнюю символику и жанр, и этот синтез свидетельствует о её стремлении выйти за рамки только традиционного, то есть символического решения образа. Помимо знаков древней солярной символики, растительных, зигзагообразных, геометрических орнаментальных форм, мотивов Древа Жизни и кускара, ставшего мифопоэтическим символом культуры башкирского народа и всех народов Великой Степи, в спектр её интересов входят архитектура, пейзаж и человек. Пластическое решение войлочных кукол и композиций Ольги откровенно апеллирует к русской глиняной и деревянной игрушке: их размеры небольшие, форма колоколообразная, пластика объёма обобщённая. В войлочных сумочках Елены, которые, как и куклы Ольги расширяют спектр современного использования войлока, символические знаки и геометрическая орнаментика характерны для традиционной культуры башкирского народа и тюркского мира в целом. Именно они позволяют классифицировать их стилистику вслед за стилистикой большинства её акварелей как этнический авангард.
И, наконец, горячая эмаль (панно и украшения), к которой Елена и Ольга обратились недавно и которая по этой причине впервые экспонируется на выставке в Стерлитамакской галерее. Интерес сестёр Литвиненко к горячей эмали — яркий показатель поступательного характера их творчества, основанного на синтезе традиций и эксперимента. И нет сомнения в том, что на пути освоения и совершенствования этой древнейшей техники в декоративно-прикладном и монументально-декоративном искусстве Европы и России Елена и Ольга внесут свой собственный, неповторимый вклад. Как нет сомнения и в том, что следующая их юбилейная выставка будет столь же мощной, эмоциональной и щедрой на открытия.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в