Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед
Двумя выставками – выставкой в Национальном музее Республики Башкортостан и модульной экспозицией в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – отмечает свой 85‑летний юбилей выдающийся резчик по дереву Ильис Миниахметович Ямалетдинов.
Выставка в Национальном музее носит название «Живое дерево», которое происходит из названия передвижного проекта Ямалетдинова «Волшебное дерево», экспонировавшегося в ряде городов республики в прошлые годы. И на выставке в Национальном музее, и в модульной экспозиции в «Ижаде» каждое произведение Ямалетдинова, вне зависимости от времени создания, действительно, и живое, и волшебное. Художественной обработке дерева Ильис Миниахметович посвятил всю свою жизнь, получив с лёгкой руки автора этой статьи определение «реконструктор народных традиций». Он с удовольствием работает с лиственными породами дерева — липой, ильмом, вязом, капокорнем, дубом, орехом, берёзой, красным деревом. Относясь к дереву как к живому существу, чрезвычайно отзывчивому на прикосновение талантливых рук человека, Ямалетдинов в совершенстве владеет всеми древними приёмами его художественной обработки. Напомним, что в декоративном творчестве башкир дерево с древнейших времён было одним из самых любимых и распространённых материалов. Основными приёмами его художественной обработки стали резьба (объёмная прорезная, рельефная глухая и накладная) и роспись. Народные мастера любили дерево и за расширенный спектр орнаментальных мотивов, которые стали возможны опять же благодаря его особым природным свойствам. Но каким бы ни был декор деревянной поверхности (а у башкир он всегда деликатный, сдержанный и выражается, в первую очередь, в скульптурной силуэтности объёмных деталей, подчёркивающих пластическую цельность объёма), для Ямалетдинова всегда принципиально важным было сохранение природных достоинств дерева, в том числе текстуры. Он не любит «мучить» дерево экспериментами: жизнестойкость традиции — основное его кредо. Его утварь настолько стилистически традиционна, что подчас её трудно отличить от древних памятников резного творчества башкир. Формы ижау* целостны и монолитны, в них сохраняется их древнее утилитарное предназначение, о чём свидетельствует конструкция ручек с традиционным функциональным крючком, предназначенным для крепления ижау на внешней стенке тэпэна.** Крючок же тоже имеет традиционную форму — стилизованную птичью голову с клювом, — а ручка украшена геометрическими или растительными мотивами и деревянными подвесками-цепочками и кольцами.
Обладая культурой памяти, любя и сохраняя древнюю народную традицию, Ямалетдинов, тем не менее, стремится расширить спектр утилитарного назначения своих произведений, но и на этом пути он вновь обращается к традиционным приёмам художественной резьбы. Так, синтезируя традицию и современные тенденции, он создаёт не только ижау и тэпэны, но и наборы для мёда и бишбармака, ложки, пиалы, конфетницы, ступицы, братины, поставцы, вазы, чаши, сундуки и даже декоративную скульптуру. В последнем случае имеются в виду сюжетные композиции на тему национального башкирского быта и культуры и национального башкирского эпоса. Но приёмы резьбы в них тоже древние, а поверхность объёмов часто декорируется мотивами традиционного башкирского геометрического и криволинейного орнаментов.
А ведь как соблазнителен эксперимент! Тем более в дереве с его уникальными природными возможностями! Тем более в Башкортостане, где так сильна деревянная скульптура! Но Ямалетдинов непреклонен, и его стойкости в сохранении традиции есть убедительная аргументация — собственные убеждения и собственный путь, пройденный к вершинам мастерства. Путь длиною в более чем шесть десятков лет. Это и специальное образование, которое он получил в 1959 году, окончив двухгодичное отделение мастеров по художественной обработке дерева при старейшем в истории художественного образования в России Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, ныне — Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Это и работа художником-резчиком на знаменитой, особенно в советское время, Бирской фабрике художественных изделий, где он трудился 14 лет. Наконец, это должность художника и главного художника Башкирского художественного объединения «Агидель», которому он отдал 18 лет. Именно в «агиделевский» период, в 1974–1992 годах, имя Ямалетдинова стало широко известным, чему способствовали и его выдающийся талант, выразившийся в уникальных образцах сувениров, и участие в специальных выставках объединения в стране и за рубежом, на многих из которых он экспонировал свои произведения с демонстрацией профессионального мастерства. Так было на выставках в Аргентине, Болгарии, Германии, Дании, Ираке, Индии, Канаде, Польше, Португалии, США и Шри-Ланке. В эти же годы он стал участником всесоюзных выставок достижений народного хозяйства в Москве. А ещё раньше, в 1964 году, состоялся его дебют на республиканской выставке, чуть позже — на выставках зональных, региональных, всероссийских. Имя Ямалетдинова, без преувеличения, гремело, и как официальное признание — звания заслуженного художника Республики Башкортостан и лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева. Но главной его наградой стали ученики, которым он преподавал искусство резьбы по дереву на художественном отделении Уфимского училища искусств более 20 лет!
Несмотря на солидный возраст, Ильис Миниахметович бодр и творчески активен. Его вклад в художественную обработку дерева трудно переоценить. И каждая его персональная выставка — это и исторический экскурс в историю традиционной башкирской резьбы по дереву, и демонстрация неисчерпаемых пластических возможностей дерева как одного из любимых материалов многих народов мира.