Все новости
СОБЫТИЕ
24 Декабря 2021, 13:19

Русские песни – жизнь и работа

Имя Ирины Петровны Рахимовой хорошо известно широкому кругу специалистов в области детского фольклора. Она не только преподаватель Уфимской музыкальной школы № 4, заслуженный работник культуры Баш-кирской АССР, руководитель учебного фольклорного ансамбля «Узорица». Она – наставник, организатор и воспитатель. Её ученики выступают на лучших сценах Башкортостана, России и Европы.

Русские песни – жизнь и работа

Автор — Рашида Сагадеева

 

Имя Ирины Петровны Рахимовой хорошо известно широкому кругу специалистов в области детского фольклора. Она не только преподаватель Уфимской музыкальной школы № 4, заслуженный работник культуры Баш-кирской АССР, руководитель учебного фольклорного ансамбля «Узорица». Она – наставник, организатор и воспитатель. Её ученики выступают на лучших сценах Башкортостана, России и Европы.

Недавно из Венгрии вернулась фолк-фьюжн группа Uzoritsa.
И как всегда, после очередного турне, чуть ли не из аэропорта — к Ирине Петровне, поделиться впечатлениями и провести «разбор полётов».
«Удивительное дело, — рассказывает руководитель группы Полина Кобец, — пресса пугает нас какими-то межнациональными проблемами, но русские песни любит вся Европа. Разновозрастная венгерская аудитория просто расцветала улыбками, когда мы начинали петь «Как повадилась Параня» или «По загумнам». А за кулисами у специалистов первый вопрос: «Где вы нашли такие уникальные песни?».
Полина прекрасно знает ответы на этот и другие вопросы. Ведь она училась у Ирины Петровны с семилетнего возраста. Первоклассницей при-шла в ансамбль «Узорица» и Олеся Хаветская. А Катя Коловангина начала учиться народному пению с детского сада.
Уникальность ансамбля — в его репертуаре. «Русские песни Башкирии» — тема дипломной работы И. П. Рахимовой, с отличием окончившей Московский государственный институт культуры.
Для выполнения учебного плана были выдвинуты два условия: первое — проведение фольклорного поиска по региону проживания, второе — рас-шифровка и апробация полученного материала в самостоятельно организо-ванном коллективе.
В результате в 1982 году на базе Уфимской ДМШ № 4 был создан дет-ский фольклорный ансамбль, которому уже 40 лет аплодируют зрители мно-гонационального Башкортостана, России, дальнего и ближнего зарубежья.
Многим кажется, что организация фольклорной группы дело простое. Вывесил объявление, назначил время, завёл толпу желающих в класс и начинай выбирать детей по голосам, возрасту и росту. Всё это весьма далеко от реальности. В 1980‑е годы фольклор в России только вставал на ноги и начинал свои первые шаги. Одним из первых прокладывал этот путь фольклорный ансамбль под руководством Дмитрия Покровского, выпускника ГМПИ им. Гнесиных. Фанат фольклора, он добровольно избрал неблагодарный путь первооткрывателя и не задумываясь согласился на турне по США с группой Пола Винтера первоначально в качестве «разогрева» публики, потом совместно и далее самостоятельно. Но даже после такого оглушительного успеха можно было услышать от академических музыкантов оценку «варварское пение».
В 1980‑е годы в нашей многонациональной республике ещё сохранялись старинные песни. В их поисках Ирина Петровна со своим супругом Р. Г. Рахимовым (однокурсником Д. Покровского), буквально продираясь сквозь бездорожье на своём «Запорожце», объездили самые дальние уголки Башкирии в поисках редких образцов русского песенного творчества. Записанные материалы и стали основой репертуара «Узорицы».
Вспоминая выступления первого состава ансамбля, хочется отметить как непосредственно, выразительно и искренно вели себя на сцене совсем юные артисты. Сейчас это звучит смешно, но тогда молодой руководитель выслушивал от режиссёров следующее: «Сцена и зрительный зал должны быть строго разграничены и не нужно выходить к зрителям. Сценический костюм должен отличаться от повседневной одежды, а вашим бабкиным тряпкам место в музее. И почему эти дудки(!) настроены не по камертону?».
Незабываемая атмосфера, царившая на сцене и в зрительном зале, атмосфера радости, чистоты и свободы всегда и обязательно присутствует на всех выступлениях «Узорицы». Кажется что это легко, вышел на сцену, запел и заиграл. Но подобная лёгкость — результат огромной работы руководителя с детьми, максимальные требования во всём — в пении, в танце, в каждом движении. Многие солисты «Узорицы», получив основы профессионального образования и школу Ирины Петровны, впоследствии посвятили себя работе с детьми и сейчас успешно осваивают новые творческие направления.
А сколько проблем было с обучением?! Это сейчас есть утверждённые учебные планы фольклорных отделений и кафедр. А тогда всё приходилось делать впервые, лавировать между требованиями учебного процесса и особенностями аутентичного репертуара.
Вспоминается первая поездка ансамбля в Новосибирск на международный конкурс-фестиваль фольклорных коллективов, когда уже после первого прослушивания начались замечания комиссии: «Почему ваши дети поют многоголосие? Это неправильно и вредно. В методичках написано, что для детей — только одноголосие и унисон. Прекратите свои фокусы!».
И только после серии выступлений по новосибирским концертным площадкам об «Узорице» заговорили как об открытии международного конкурса.
Многие руководители коллективов просили поделиться секретами мастерства. Но даже во время записи концерта ансамбля на новосибирском телевидении требования условного ТВ‑языка и видение картины выступления руководителя детской группы часто не совпадали. Через всё это Ирина Рахимова прошла, научилась убеждать и, главное, побеждать!
«Узорица» — один из первых детских фольклорных ансамблей в нашей республике. По примеру «Узорицы» в разных уголках Башкортостана стали появляться подобные коллективы. Ирина Петровна щедро делилась секретами накопленного опыта с руководителями этих ансамблей. Особенно часто мне приходилось это наблюдать на ежегодных городских, а позже республиканских фольклорных конкурсах памяти фольклориста Ф. Камаева, регулярно проводившихся в 1990–2000‑е годы на базе различных музыкальных учебных заведений Уфы. И вновь как всегда Ирина Петровна умела доступно и наглядно объяснить, показать, увлечь. Видела, с какой благодарностью и воодушевлением завершались все её мастер-классы.
«Узорица» сегодня не просто фольклорный ансамбль. Это разветвлённое направление, состоящее из трёх разновозрастных групп. На «Узорице» апробируются новые научные направления и защищаются диссертации. Зарубежные турне для «Узорицы» — простое и привычное дело.
В юбилейный день рождения все ученики, многие из которых уже давно повзрослели и сами стали руководителями фольклорных коллективов, поздравляют своего наставника, и желают Ирине Петровне здоровья, новых талантливых воспитанников и ярких творческих свершений!

Русские песни – жизнь и работа
Автор:Любовь Нечаева