Все новости
СОБЫТИЕ
29 Декабря 2021, 23:33

Резчик от Бога

В сентябре нынешнего года известному российскому графику, заслуженному художнику России и Республики Башкортостан Алексею Григорьевичу Королевскому (1941–2013) исполнилось бы 80 лет. Уйдя от нас восемь лет назад, он оставил большое изобразительное наследие, основная часть которого хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Поэтому выставка его памяти открыта именно в музее и экспонируется в рамках проекта «Открытые фонды», посвящённого 100‑летию музея.

Резчик от Бога
Резчик от Бога

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

В сентябре нынешнего года известному российскому графику, заслуженному художнику России и Республики Башкортостан Алексею Григорьевичу Королевскому (1941–2013) исполнилось бы 80 лет. Уйдя от нас восемь лет назад, он оставил большое изобразительное наследие, основная часть которого хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Поэтому выставка его памяти открыта именно в музее и экспонируется в рамках проекта «Открытые фонды», посвящённого 100‑летию музея.

Автором идеи и куратором выставки выступил сотрудник музея, график и живописец Ильдар Ганиев. Экспозицию составили самые известные графические листы Королевского из собрания музея, выполненные в техниках линогравюры, гравюры на пластике, офорта, а также рисунки. Изобразительный ряд дополнен стендами и витриной со статьями Королевского, сопровождающимися его рисунками, сделанными в том числе в поездках в Японию и Индию в 1980 и 1991 годах, а также скульптурными композициями выдающихся башкирских и российских скульпторов. Это «Стрелок» и «Салават Юлаев» заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, почётного гражданина г. Уфы Т. П. Нечаевой (1922–2003). Это «Нефтяник» народного художника РБ, участника Великой Отечественной войны Б. Д. Фузеева (1923–1997) и «Отдых в пути. Акмулла» народного художника РБ, лауреата премии им. М. Акмуллы З. Р. Басырова (1927–2000). Это «Портрет С. Т. Аксакова» заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова Н. А. Калинушкина (1948–2004), «Первый воевода города Уфы Иван Нагой» заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Х. М. Хабибрахманова и «Утренний намаз в Палдиски» заслуженного художника РБ И. Ф. Гилязова, посвящённый памяти Салавата Юлаева. Это ещё одна скульптура «Салават Юлаев», созданная всемирно известным анималистом, народным художником РСФСР И. С. Ефимовым (1878–1959). Каждое из произведений имеет самое прямое отношение к графике Королевского, расцвечивая, выявляя, подчёркивая широкий и одновременно гармоничный спектр его образно-тематических прерогатив.
Алексей Григорьевич Королевский по праву — один из основоположников школы башкирской линогравюры. Интересу к одной из самых популярных техник печатной графики, расцвет которой в советском и башкирском искусстве пришёлся на 1960‑е — 1970‑е годы, он обязан самому себе, своему собственному пути в искусстве. Королевский родился в Уфе и с раннего детства рисовал, «иллюстрируя» любимые книжки. Читал и рисовал так много, что ещё мальчишкой начал понимать, что рисованию нужно учиться серьёзно. На волне этого страстного желания он самостоятельно пришёл в изостудию Дворца пионеров, которой руководил талантливый педагог Владимир Степанович Сарапулов. В своей статье «Погружение в прошлое», опуб­ликованной в 2009 году в журнале «Рампа», Алексей Григорьевич с благодарность пишет о Сарапулове: «Он не был профессиональным художником, но умел уловить в каждом ребёнке индивидуальность и развить её. Однажды он проявил инициативу по организации нашей выставки в музее Нестерова. Когда мы, нарядные, в красных пионерских галстуках, ещё совсем юные, пришли на открытие, нас приветствовал мэтр башкирской живописи Александр Эрастович Тюлькин. Раскрыв рты, мы слушали его наставления». А вместе с уроками Сарапулова и наставлениями Тюлькина уже в юношеском творчестве Королевского появились те тематические ориентиры, которые стали для него главными на всю жизнь: это Уфа, её старинные улочки и Башкирия, её история, её люди. Затем в его жизнь вошло одно из старейших в стране художественных учебных заведений — Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. Окончив училище в 1963 году, Королевский вернулся в Уфу и сразу же начал сотрудничать с Башкирским книжным издательством, продолжив этой работой возникший в последние годы учёбы в училище интерес к книжной графике (тогда в Свердловске этот интерес выразился в его сотрудничестве с журналом «Уральский следопыт»). Так началось его серьёзное вхождение в историческую тему, изучение литературы и архивных документов, знакомство с экспонатами музеев. Итогом этой кропотливой работы стали исторические циклы и отдельные листы, посвящённые войне 1812 года, Великой Оте­чественной войне и войне Гражданской, эпохам Ивана Грозного, Салавата Юлаева и Емельяна Пугачёва, а также портреты выдающихся личностей — Ивана Нагого, Сергея Аксакова, Кинзи Арсланова, Мифтахетдина Акмуллы, Василия Чапаева, Александра Колчака… Затем появились портреты известных башкирских писателей и поэтов, книги которых он иллюстрировал. На этом пути Королевскому не было равных. Созданные образы отличались не только предельной выразительностью, но главное — исторической подлинностью, передавали дух эпохи, многие из них были реконструированы (например, портреты Кинзи и Нагого), поскольку не имели изобразительных источников. Вклад Королевского этими произведениями в историю и культуру Башкортостана трудно переоценить, как трудно переоценить и его вклад в линогравюру. Будучи от природы талантливым рисовальщиком, он обогатил свойственную линогравюре контрастность чёрного и белого тончайшими штриховками, чем, в свою очередь, усилил тоновое богатство чёрного пятна. Графики говорят, что резчиком Королевский был от Бога. Поэтому не случайно, что в 2007 году он получил приглашение от киностудии «Башкортостан» стать художником фильма «Навеки вместе», посвящённого 450‑летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Об этой работе Алексей Григорьевич вспоминал: «Режиссёр Амир Туйгунов как документалист снимал природные красоты, праздники, я же в тридцати листах воссоздал атмосферу ХVI века».
Выставка графики Алексея Королевского в Нестеровском музее стала не только данью его памяти, но и мощнейшим стимулом для молодых художников республики к вхождению в трудный, но притягательный мир гравюры. Той гравюры, с историей которой связаны имена десятков талантливых графиков Башкортостана. Той гравюры, где имя Королевского навсегда вписано золотыми буквами!

Резчик от Бога
Резчик от Бога
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: