Все новости
СОБЫТИЕ
23 Апреля , 23:11

Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1–6, 8–12 (2021), №№ 1, 2 (2022)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Автор —  Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1–6, 8–12 (2021), №№ 1, 2 (2022)

Коллекция русской скульптуры ХIХ века в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова представлена рядом выдающихся произведений. Мы остановимся только на некоторых из них — на тех, которые, как и произведения живописи этого столетия, дают представление об основных этапах развития русского искусства ХIХ века, представляющего собой сменяющиеся направления — сентиментализм, романтизм, реализм. При этом напомним, что на протяжении всего столетия сохраняли свою силу академизм и классицизм.
Особое место среди скульпторов первой половины ХIХ века занимает Фёдор Петрович Толстой (1783–1873).  живописец, медальер, скульптор, граф, происходивший из известного рода Толстых, тайный советник, вице-президент Императорской академии художеств, он вошёл в историю русского искусства, в первую очередь, как автор «кабинетных» рельефов, решённых в стилистике позднего классицизма, и проникновенных акварелей и гуашей, отличающихся абсолютной иллюзорностью. Достаточно назвать одну из них, наиболее известную, — гуашь «Ягоды красной и белой смородины» (1818, ГТГ). В той же степени уникальными принято считать и созданные Толстым рельефы. Художник разносторонний и тонкий, обладавший изысканным вкусом и глубоким знанием старины, он стал автором целой серии рельефов, посвящённых античным сюжетам, в которых утверждал совершенную красоту мира гомеровской Греции. Этот же критерий идеальной красоты воплотил и в рельефах-медальонах, посвящённых Оте­чественной войне 1812 года. Четыре из них представлены в соб­рании музея.
Освещая основные события войны, Толстой истолковывает их на античный манер — соединяя героику события (его победную торжественность или трагизм) с манерой исполнения, которая отличается изяществом и совершенством формы, виртуозным исполнением деталей, благородством колористического решения. В результате, конкретный исторический фрагмент приобретает романтизированное звучание.
Особого внимания заслуживает техника изготовления рельефов‑медальонов: они вылепливались из воска, затем способом гравировки переводились в металл, что позволяло делать многочисленные гипсовые отливки и варьировать двухцветный принцип колористического решения. Трудоёмкость этого процесса усиливала впечатление утончённого мастерства и ассоциировалась с древними образцами, имевшими, как правило, символическую трактовку. Таковы представленные в музее рельефы-медальоны «Народное ополчение», «Бородинская битва», «Бой при Малом Ярославце», «Тройственный союз».
Младшие современники Толстого выдающиеся скульп­торы Николай Иванович Либерих и Евгений Александрович Лансере представлены в музее произведениями, ставшими в их творчестве и характерными, и самыми известными.
Уроженец Санкт-Петербурга, происходивший из семьи петербургских немцев, лютеранец по вероисповеданию, Николай Иванович Либерих (1828–1883) был верен двум страстям — военной службе и искусству: лейб-гвардии полковник, он стал академиком Императорской академии художеств. Уже в годы службы в драгунском, а затем в Лейхтенбергском гусарском полку получил известность как искусный рисовальщик и скульптор: его работы отличались редким жизненным правдоподобием и точностью штриха. С 1857 года учился в Императорской академии художеств у выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта (1805–1876) — академика и профессора, автора знаменитых конных статуй на Аничковом мосту в Петербурге.* В 1861 году за скульптурную группу «Сцены охоты» был удостоен звания академика. Его излюбленными моделями стали персонажи охотничьих сцен (охотники, лошади, собаки, медведи, олени, кабаны, зайцы, волки, рыси), а также жанровые сцены. Яркий пример жанров Либериха — принадлежащая музею композиция «Крестьянка с граблями, едущая верхом». Отлитая в чугуне, отличающаяся пластической цельностью объёма, чёткостью силуэта и выразительностью деталей, эта композиция в условиях, когда многие произведения Либериха, выполненные по заказам частных лиц и императорского двора, малоизвестны, является уникальной.
Становлению скульптурного таланта Евгения Александ­ровича Лансере (1848–1886) во многом способствовало его знакомство с Либерихом, состоявшееся ещё в юности. Не получивший академического образования, но удостоенный Императорской академией художеств высокого звания художника I степени и став в 1876 году почётным вольным общником Академии, Лансере считал основным источником своего вдохновения поездки по России и путешествия по странам Европы, где в музеях и галереях изучал произведения скульптуры. Путешествуя по Киргизии, Башкирии, Кавказу, живо интересовался бытом местного населения и особенно лошадьми. Интерес к лошадям был настолько велик, что выразился во множестве композиций, а их автор ещё при жизни был признан выдающимся скульптором-анималистом. За недолгую жизнь (страдавший от чахотки, Лансере прожил только 38 лет) он создал около 400 произведений, хранящихся в крупнейших музеях страны, и вошёл в искусство скульптуры как основатель русской кабинетной пластики, благодаря которой русская скульп­турная школа стала известна всему миру.
Представленные в экспозиции музея скульптуры «Кабардинец», «Лошадь», «Юноша-киргиз с дудкой» «Прощание казака с казачкой» выполнены, если обратиться к аналогичных темам в творчестве Лансере, в 1870‑х годах. Все они относятся к типу кабинетной скульптуры и демонстрируют его уникальный пластический талант, основанный на скрупулёзном знании лошадей и таком же скрупулёзном знании быта и традиций народов России.

(Продолжение следует)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в