Все новости
СОБЫТИЕ
24 Мая , 09:30

Инсайты от «АРТ-Курултая»

Все чаще Уфа становится центром проведения крупных мероприятий международного и всероссийского уровня по многим отраслям. Сфера культуры и искусства – не исключение. Так, 20 – 27 марта в Уфе, в конгресс-холле «Торатау» прошел II культурный форум «АРТ-Курултай».

Инсайты от «АРТ-Курултая»
Инсайты от «АРТ-Курултая»

Автор — Азалия Балгазина

 

Все чаще Уфа становится центром проведения крупных мероприятий международного и всероссийского уровня по многим отраслям. Сфера культуры и искусства – не исключение. Так, 20 – 27 марта в Уфе, в конгресс-холле «Торатау» прошел II культурный форум «АРТ-Курултай».

Форум является интегрированной площадкой для принятия стратегических решений, обмена лучшими профессиональными практиками и установления деловых связей. В его работе принимали участие представители органов власти, общественных организаций, профессиональные спикеры, работники учреждений культуры и искусства. Деловая программа включала в себя: пленарное заседание «Культура объединяет» (спикеры Р. Хабиров, Л. Гумерова, Е. Михалева, М. Брызгалов, И. Михнова, модератор А. Шафикова); открытое заседание Экспертного совета по внесению в реестр объектов нематериального культурного наследия народов РБ (спикеры В. Добровольская, Н. Котельникова); семинар-совещание «Вызовы и возможности ресурсной поддержки проектной деятельности муниципальных образований в сфере национальных отношений» (спикер Е. Михалева); мастер-класс «Кино между Европой и Азией» (мастер Ф. Фархшатова); работу панельных секций — «Театр и время»; «Библиотеки — пространство возможностей» (спикеры И. Михнова, В. Дуда); «Новые вызовы клубных учреждений. Новые формы работы. Инклюзивные творческие лаборатории» (спикеры А. Старков, Е. Пахомова); «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения»; «Креативные индустрии» (спикеры В. Пешкова, М. Межова). Итоги форума заслуживают отдельного анализа профильными специалистами. Я же чуть подробнее остановлюсь на двух панельных секциях и связанных с ними мероприятиях, которые удалось посетить.
Спикерами секции «Театр и время» были Александр Малич — генеральный продюсер Новой сцены Национального драматического театра России (Александринского театра) и Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова. Тема выступления А. Малича была посвящена цифровым технологиям. В период пандемии именно Александринка побила рекорды по просмотру трансляций спектаклей театра. Например, медиацентр, созданный одновременно с Новой сценой, переформатировался под запросы пандемийного периода и стал с марта 2020-го регулярно выкладывать в сеть трансляции спектаклей, в том числе премьерных, набирая максимальное количество просмотров среди других театров. Спектакль «Солнечная линия» И. Вырыпаева, показанный ВКонтакте, за два дня набрал 40 тысяч просмотров, а показ в прямом эфире спектакля «Маузер» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса на онлайн-платформе Триколора через спутниковое вещание посмотрели 300 тыс. зрителей! Их первая премьера «Драма на шоссе» по пьесе Б. Акунина онлайн-проекта «Другая сцена» набрала 864 тыс. просмотров. Несмотря на вдохновляющие цифры и зрительский ажиотаж, Малич высказал парадоксальный вывод: «Я сам телевизионщик, и я за то, чтобы везде всё снимать. Мы поняли, что спектакль можно сделать, где угодно: в зуме, ватсапе, ютубе, но делать этого нельзя, так как рушится магия театра. Во‑первых, режиссёр, когда ставил спектакль, не рассчитывал, что его будут смотреть перед экраном с бутербродом в руках, спектакль — это все же работа и для зрителя. Во‑вторых, мы испортили зрителя бесплатным контентом в период пандемии, выкладывая все свои видеозаписи, и теперь зритель отказывается платить, а нам это тоже невыгодно. Наш опыт подсказывает, что нужно делать специальный театральный контент под онлайн-форматы».
Спикер С. Самодов поделился успешными проектами Архдрамы. Являясь предприимчивым директором, специалистом в области антикризисного менеджмента, в своем докладе «Театр. Город. Просвещение горожан» он не только поделился опытом, креативными идеями и наработками, но и привел конкретные цифры, сведения, как эти проекты отразились на результатах качества по многим показателям. Чтобы приступить к стратегическому планированию выхода театра из кризиса, он посоветовал провести SWOT-анализ, позволяющий выявить слабые и сильные стороны компании. По окончании дискуссии между Архангельским и Башкирским театрами драмы был заключён договор о сотрудничестве.
К форуму был приурочен и Республиканский театральный фестиваль «АРТылыш FEST». В течение семи дней на сценах театров Уфы были показаны 13 спектаклей почти всех театров РБ. Затрудняюсь сказать, почему выбрано было это название, так как смысловое значение в официальных источниках не указано. Член жюри А. Сагитова в интервью говорит, что оно означает «перевал», в словарях так же указано, что оно переводится как «проход через горный хребет». На мой взгляд, не стоило давать отдельное название фестивалю, так как он не имел своей четкой тематической, идейной концепции, номинантных категорий, не совсем понятен был и принцип отбора спектаклей, в нем чувствовался субъективный подход. Например, в афишу даже попал спектакль 2017 г., притом не как гость фестиваля, а как участник. Заметно, что «АРТ-Курултай» во многом ориентируется на Санкт-петербургский культурный форум, вплоть до заимствования элементов его айдентики (циановый цвет), и это, в общем-то, замечательно, нам есть чему у него поучиться. Однако замечу, что петербургские коллеги не делают отдельный фестиваль, отобранные спектакли они включают в театральную программу форума, т. е. в его структуру, , что не требует от них соответствия общепринятым фестивальным требованиям. Поэтому, по определению, это скорее был смотр, театральная декада, но одно достоверно точно — большой праздник для зрителей, истосковавшихся за период пандемии по изобилию разных спектаклей.
Секция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» была посвящена по большей части презентации музеев. Спикер М. Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки, рассказал об уникальных коллекциях музея. Подчеркнул, что их музей — единственный в мире, который разрешает брать музыкантам в аренду инструменты для участия в концертах. Музей ведёт много просветительских программ, в том числе в соцсетях, на радио. Также Михаил Аркадьевич высказал свои тревожные опасения насчет дефицита кадров: «Катастрофически не хватает музейщиков, а больше всего — кураторов концептуальных выставок, авторов оригинальных и новых выставочных проектов».
Директор Российского этнографического музея Юлия Купина рассказала о том, как они работали над брендингом, позиционированием себя в городском пространстве и о важности миссии музея. Данир Гайнуллин, директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ, свой доклад «Создание музейного комплекса «Пещера Шульган-Таш»: от концепции до реализации» представил в виде отчета. Судя по нему, работа ведется в непрерывном режиме, прилагаются большие усилия, чтобы этот грандиозный и интересный музейный проект претворился в жизнь и стал туристической меккой нашего региона. Гость из Казахстана, археолог, доктор исторических наук Зайнолла Самашев подробно описал, как археологические открытия двигают науку и музейное дело, рассказал, сколько сделано казахскими историками и сколько еще предстоит поработать над находками из курганов казахских степей. К слову, его выступление связано с приездом в Уфу по приглашению Главы РБ уникальной выставки Национального музея Казахстана «Великая степь: Пространство. Время. Культура». В конце 1960‑х — начале 1970‑х гг. близ Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал археолог К. Акишев, были обнаружены останки сакского царя — «Золотого человека», — ставшего впоследствии символом Казахстана. Спустя почти полвека Национальный музей Казахстана объявил международное турне «Шествие Золотого человека по музеям мира». Выставка с большим успехом прошла в ведущих музеях Европы и Азии. У нас она продлится до 29 мая.
Невозможно в одной статье описать весь масштаб прошедших мероприятий на II «АРТ-Курултае». Главное, что он состоялся и дал новый творческий импульс или, как принято сейчас говорить в деловой среде, подарил множество инсайтов (от англ. insight — озарение, прозрение). Одним словом, «АРТ-Курултай» вдохновил на новые профессиональные цели и достижения.

Инсайты от «АРТ-Курултая»
Инсайты от «АРТ-Курултая»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в