Автор — Эльвира Каримова
О чём звенит монисто
Красавицы младой?
Кому и голос чистый,
И танец огневой? (из песни)
15 апреля в рамках Года культурного наследия народов России и Дня национального костюма народов Башкортостана состоялось открытие выставки лучших работ II Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамга». Выставка разместилась в Национальном музее РБ и представила интереснейшую коллекцию работ финалистов проекта – мастеров‑изготовителей, художников по костюмам и дизайнеров из Уфы, Москвы, Сибая, Челябинской и Оренбургской областей, а также из Архангельского, Белокатайского, Гафурийского, Кармаскалинского, Мечетлинского, Туймазинского, и Учалинского районов Башкортостана.
В высокое жюри конкурса вошли самые строгие и квалифицированные судьи — известные дизайнеры и историки одежды, реконструкторы и мастера технологий, художники и ювелиры. Открытие экспозиции стало праздничным костюмированным действом, ведь сами присутствующие мастерицы нарядились в сделанные своими руками одежды, со всеми прихотливыми аксессуарами и деталями, присущими башкирскому костюму.
Казалось, сама история пожаловала к нам в гости в живых ярких образах. Встречали посетителей «реконструированный» красавец-батыр, чеканящий монеты на дубовой колоде, а затем целая вереница нарядных девушек и зрелых женщин в национальных костюмах, самой старшей из которых, Лилии Валиахметовне Нафиковой, кстати, исполнилось недавно 84 года. Разнообразие цвета, украшений и орнаментов, не знакомые современности изделия и предметы, искусно вышитые вручную, и сами их магические названия, звучащие на разных башкирских диалектах; почти точные копии старинной мужской, женской и детской одежды, а также их современные вариации — все это вместе создало неповторимый колорит. Тон задавал коллектив уфимской студии народного башкирского костюма «Селтэр». Его руководитель — Гульгина Валитовна Баймурзина, фольклорист-этнограф, заслуженный работник культуры РБ. В Республиканском центре народного творчества (РЦНТ) работает с 2003 года. Творческий дар органично сочетается у неё с организаторскими качествами: она автор и координатор многих масштабных и успешных проектов, например «Шежере-байрам», запущенного еще в 2007 году и проходящего ежегодно по республике, и нынешнего проекта «Тамга». Человек неукротимой энергии, она сама принимает участие в исторических реконструкциях и этнических конкурсах. А в период фольклориады она в паре с мастерицей студии «Селтэр» Альфией Ахтариевой изготовила авторское нагрудное украшение («hакал») с монетами 37 стран-участников.
— День национального костюма, что с недавних пор был учрежден в республике, придал нашему коллективу особое вдохновение. Правительство всецело поддерживает все наши начинания, за что мы ему очень благодарны. В первый же год мы собрали сильную творческую лабораторию, чтобы достойно подготовиться к празднику. Даём мастер-классы с приглашёнными мастерицами народного костюма, проводим исторические изыскания. Башкирский костюм имеет ряд региональных особенностей — челябинские, курганские, демские башкиры имеют собственный изобразительный язык, как и диалекты. Так открывается богатство культурных традиций родов, — рассказывает Г. Баймурзина.
Мастерица Гульдар Шабиева возродила одежду и украшения демского комплекса. Увлечение башкирскими украшениями оказалось для нее очень глубоким:
— Нагрудные украшения (нужно называть их именно так, а не «нагрудники», которые являлись атрибутом нижней одежды) — это и монеты, от старинных и до современных; советские монеты, тоже ставшие раритетом. Это камни и кораллы, бисер и вышивка. Их большое множество, и нет ни одного одинакового. Меня очень захватила работа над головным убором «калябаш» — это убор невест и статусных женщин, жен тарханов. Он перекликается с образом богини-птицы Хумай, имеет символическое значение.
О том, как оценивались работы, поделился член жюри, Александр Данилович Кирдякин, член Союза дизайнеров России, обладатель Гран-при евразийского конкурса «Этно Эрато»:
— На экспозиции я оценивал прежде всего мастерство — дизайнерское, швейно-рукодельное. Раньше мастерица подходила к своему изделию как к авторскому, уникальному, собирала фурнитуру, составляла из предметов композицию, вносила свой дизайн. Это как матрица, с которой можно было считать, откуда ты, какого достатка семья, какого рода-племени. Удивительно, как без всяких технологий, часто без света и инструментария создавались добротные, убедительные, по-дизайнерски «уютные» вещи. А сейчас много работ, исполненных тяп-ляп, поверхностно, без души. Их надо безжалостно отсеивать. В произведении должна читаться дизайнерская мысль, характер. Реконструкцию точь-в‑точь повторить невозможно, но можно сделать с душой, высококачественно. Здесь важен «психический» момент — работать «с любовью в квадрате», чувствовать и фактуру, и символику, быть энтузиастом. Раньше было много вышивки по городам и селам, а сейчас ручных её видов почти не найдёшь. В компьютерной вышивке нет той непосредственности, живости и приятности глазу, что в работах ручных вышивальшиц. Очень впечатлила на конкурсе белокатайская вышивка — мой любимый «звериный стиль», безупречный дизайн. Из «мастериц — золотые руки» я бы выделил Альфию Ахтариеву (I премия в номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма»), но все конкурсанты по-своему замечательны, и уровень очень высок.
Сами номинации говорят о многостороннем, объемном освещении темы: «Народная одежда башкир — реконструкция»; «Аксессуары традиционного башкирского костюма»; «Башкирские ювелирные изделия»; «Современный авторский костюм»; «Детская одежда». Проект «Тамга» — живая история, воссозданная искусными руками народных мастеров, и его важность велика. Как утверждает Гульгина Баймурзина: «Без прошлого нет будущего.»