Все новости
СОБЫТИЕ
28 Июня , 14:44

ВТОРОЙ САИТОВСКИЙ

18 мая в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова состоялась церемония награждения победителей Второго Республиканского конкурса графики имени Э. М. Саитова среди молодых художников и студентов профильных факультетов художественных учебных заведений.

ВТОРОЙ САИТОВСКИЙ
ВТОРОЙ САИТОВСКИЙ

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед,
член конкурсного жюри

 

18 мая в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова состоялась церемония награждения победителей Второго Республиканского конкурса графики имени Э. М. Саитова среди молодых художников и студентов профильных факультетов художественных учебных заведений.

Как и на Первом конкурсе, состоявшемся в 2018 году,* в «Ижаде» была представлена выставка работ номинантов, ставшая для конкурсного жюри тем изобразительным материалом, на основе которого были подведены результаты. Скажем сразу: уже первый, отборочный тур поверг членов жюри в настоящий шок. Просмотр работ показал настолько низкий уровень в целом, что казалось, что конкурсанты с трудом понимали, в каком конкурсе они участвуют, а имя Саитова для них вообще ни о чём не говорит. Цветочки, портретики и пейзажики с флёром китча, к несчастью, активно доминировали. О мастерстве, профессионализме в большинстве случаев говорить вообще не приходилось. А ведь это были работы не только студентов, а что самое грустное — преподавателей специальных художественных заведений! Члены жюри (как и на Первом конкурсе, в жюри вошли известные графики и искусствоведы республики под председательством заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева, академика Китайско-Российской академии изобразительного искусства, директора Нестеровского музея Айрата Рауфовича Терегулова), отчаявшись, даже рассматривали вариант экспонирования на выставке номинантов самого страшного, что может быть, — рам без произведений. Этот вариант мог стать открытым художественным протестом, тем более что в двух первых модулях, как и на Первом конкурсе, должны были экспонироваться произведения Эрнста Миниахметовича Саитова. Они и экспонировались, доставив зрителям удовольствие от новой встречи с изобразительным наследием выдающегося мастера офорта, литографии и акварели. Просмотрев на первом туре работы по нескольку раз (жюри работало с образцовой тщательностью), было приняло исключительно жёсткое, но объективное решение: из 62 авторов, приславших 205 произведений, во второй тур прошли только 15 авторов и 24 произведения. Именно эти произведения и составили два модуля конкурсной выставки.
На втором заседании жюри, прошедшем 11 мая непосредственно на выставке, жюри вновь с предельной тщательностью рассматривало работы на предмет выявления (или невыявления) победителей. Решение было непростым. Вот его результаты: гран-при конкурса решили не присуждать никому; в номинации «Станковая графика» I место завоевала Дарья Данилина за линогравюры «Лошади» и «Торатау», II место — Арина Николаева за линогравюру «Шагай, не бойся!», III место не присуждено никому; в номинации «Уникальная графика» I место у Полины Харисовой за карандашный рисунок «Автопортрет», II место у Елены Цукановой за рисунки чёрной ручкой «Веник» и «Окно», III место у Юлии Тазитдиновой за перовой рисунок «Уютное лето». Все победители — уфимки.
18 мая на церемонии награждения победителей конкурса и вручения сертификатов номинантам, которую вместе с членами конкурсного жюри провёл автор идеи конкурса и его куратор, молодой график, сотрудник Нестеровского музея Ильдар Ганиев, наряду с торжественностью момента состоялся серьёзный разговор о графике. Члены жюри говорили о специфике этого уникального вида искусства, об ответственности молодых художников перед каждым конкурсным проектом, о личности Эрнста Миниахметовича Саитова и вновь — об особом уровне ответственности и перед его именем, и перед его художественным наследием. А за день до церемонии этой же теме была посвящена специальная встреча с номинантами и молодыми графиками искусствоведа, куратора Международного проекта «Уральская триеннале печатной графики» и всероссийских выставок «Акварельная весна», члена конкурсного жюри Ирины Николаевны Оськиной. Кстати, и на встрече, и на церемонии Ирина Николаевна особо подчеркнула, что в числе номинированных работ отсутствовала акварель, в то время как на Первом конкурсе именно акварелям Гульназ Гилязетдиновой было присуждено Гран-при. С той же болью на церемонии награждения члены жюри говорили о том, что в Уфе есть блестящая техническая база для развития всех техник печатной графики: офортные станки, литографские камни, которыми гордится Уфимское училище искусств. Так в чём же дело?
Хочется надеяться, что результаты конкурса не останутся без внимания преподавателей специальных художественных учебных заведений, что ими будут сделаны те важнейшие выводы, которые позволят конкурсу имени Э. М. Саитова долго жить, поднимая престиж печатной и уникальной графики в современном искусстве Башкортостана. Ведь кто его номинанты? Не кто иные, как молодой отряд графиков республики, который должен поддерживать и развивать высокие традиции искусства башкирской графики, связанные с выдающимися именами Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева (1887–1947), основателя школы башкирской акварели, Эрнста Миниахметовича Саитова, основоположника школы башкирского офорта, Алексея Григорьевича Королевского (1941–2013), одного из основоположников школы башкирской линогравюры, Камиля Губаевича Губайдуллина (1949–2017), новатора офорта, поднявшего его на качественно новый уровень, и многих-многих других.
И, наконец, о модульной экспозиции произведений Эрнста Миниахметовича Саитова (1936–2004). Заслуженный художник России, народный художник БАССР, лауреат премии Комсомола Башкирии им. Галимова Саляма, ученик выдающихся советских графиков по факультету графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессоров Василия Михайловича Звонцова (1917–1994), Алексея Фёдоровича Пахомова (1900–1973), Владимира Александровича Ветрогонского (1923–2002), профессор факультета изобразительных искусств Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, в 1980–1985 — председатель правления Союза художников БАССР, в 1981–1986, 1991–1996 — секретарь правления Союза художников РСФСР, Саитов внёс неоценимый вклад в искусство Башкортостана и России. Самая большая коллекция его произведений хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Её избранные произведения представлены на выставке. Это офорты, литографии и акварели, большинство из которых входят в серию «Башкирия», над которой признанный лирик пейзажа и сюжетных композиций, посвящённых труду и быту родного народа, работал всю свою жизнь. Ряд произведений экспонируются впервые: речь идёт о тех произведениях, которые на Первом конкурсе и в последующие годы были подарены музею дочерью художника, почётным членом жюри Лилианой Эрнстовной Саитовой.
Несмотря на серьёзные проблемы, Второй конкурс имени Э. М. Саитова состоялся. Он завершился победой Уфимского училища искусств: занявшие первые места в конкурсных номинациях Дарья Данилина и Полина Харисова — педагог и студентка художественного отделения училища. но что самое неожиданное и о чём члены жюри узнали только на церемонии награждения, это то, что Полина — ученица Дарьи Владимировны Данилиной. Думается, логическая прямая «учитель — ученик» и есть главный стимул к созиданию, к подлинному творчеству. В ней видится другая логическая прямая — от выдающихся педагогов Эрнста Миниахметовича Саитова до него самого, а от него — до учеников и последователей. Поскольку, что есть созидание, что есть творчество, что есть будущее искусства, если не стремление молодого художника быть достойным своего педагога и даже стать лучше него. А результат — новый отряд графиков Башкортостана!

ВТОРОЙ САИТОВСКИЙ
ВТОРОЙ САИТОВСКИЙ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в