Все новости
СОБЫТИЕ
9 Августа 2022, 18:25

Лики людей – лики времени

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова – выставка скульптуры и графики народного художника Республики Башкортостан, лауреата премии им. М. Акмуллы Зильфата Рауфовича Басырова (1927–2000). Названная «Лики людей – лики времени», она посвящена его 95‑летию.

Лики людей – лики времени
Лики людей – лики времени

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова – выставка скульптуры и графики народного художника Республики Башкортостан, лауреата премии им. М. Акмуллы Зильфата Рауфовича Басырова (1927–2000). Названная «Лики людей – лики времени», она посвящена его 95‑летию.

В экспозиции выставки — произведения из собрания Нестеровского музея, демонстрирующие цельность авторской коллекции Басырова, позволяющей раскрыть особенности его художественного метода, причём в ретроспективе. Но сначала об основных этапах жизни и творчества художника.
Родился Басыров в селе Старое Курмашево Актанышского района Татарской АССР в крестьянской семье, но всегда стремившейся к образованию. Отец, Рауф Басырович, стал организатор старо-курмашевского колхоза и одним из первых его председателей. Для своего времени он получил достойное образование: окончил старо-курмашевскую школу, учился у Ахмата Хафиз Хазрата Давлетьяра — основателя школы, ученика великого татарского просветителя Шигабутдина Марджани. Мать, Насима Мухутдиновна, была дочерью указного (т. е. имевшего образование) муллы. В 1939 году будущий художник вместе с семьёй переехал в г. Березники Пермской области, где отец работал на Березниковском химкомбинате — первенце советской химической промышленности. Затем — в Ворошиловский район Пермской области и опять по месту работы отца. Любовь к искусству проявилась у Басырова рано, но на скульптурное отделение Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле он поступил только в 23 года — в 1950 году. Окончил училище в 1955‑м и в г. Кунгуре Пермской области работал сначала на предприятии художественных промыслов, затем, в 1958–1959 годах, — завучем Кунгурской камнерезной художественной школы. В 1959‑м поступил на скульптурное отделение Московского технологического института местной промышленности. Окончил институт в 1962 году и по распределению как отличник был направлен на работу в одно из лучших художественных училищ страны — в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова в г. Хотьково Московской области. Здесь на протяжении трёх лет он не только преподавал, но и был заместителем директора по учебной работе. Дальше судьба распорядилась так, что в 1965 году Басыров приехал в Уфу и остался в ней навсегда, всем сердцем полюбив и башкирских художников, и культуру, и историю Башкортостана.
Через два года жизни в Уфе Зильфат Рауфович дебютировал на республиканской выставке, став в дальнейшем участником самых престижных выставок — зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных, зарубежных. Вызывавший уважение коллег, он в 1968 году был избран ответственным секретарём Союза художников БАССР, в 1972–1987 годах стал членом правления, в 1985–1987 — председателем правления и депутатом Уфимского городского Совета депутатов трудящихся. Будучи активным общественным деятелем, Зильфат Рауфович на протяжении 16 лет, с 1973 по 1989 год, входил в правление Республиканского комитета защиты мира, в 1979–1990 — в президиум Башкирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. За вклад в дело защиты мира был удостоен Почётной медали Советского Фонда мира, за вклад в советское искусство — ордена «Знак Почёта». Успел поработать и преподавателем, хотя недолго: в 1977–1981 годах доцент Басыров преподавал на кафедре архитектуры архитектурно-строительного факультета Уфимского нефтяного института. Заботясь об эстетическом воспитании молодёжи, в 1988 году стал организатором музея своих произведений в средней школе родного села Старое Курмашево: подарил школе произведения, участвовал в создании экспозиции и в церемонии открытия музея.
Среди монументальных произведений Басырова особой любовью жителей Уфы пользуются созданные им в 1993 году фигуры двух муз на фасаде Башкирского государственного театра оперы и балета — покровительницы лирической поэзии и музыки Евтерпы и покровительницы танцев Терпсихоры. Они настолько органично вписались в архитектуру театра, что практически все уфимцы и гости столицы до сих пор с трудом соглашаются с фактом, что это произведения современного скульптора.
Басыров — художник удивительно цельный и искренний, достойно сочетавший в своём искусстве данное ему природой романтическое восприятие истории и реальности и высокий профессионализм, ставший результатом блестящей образованности. Главные темы его произведений — торжество человеческого духа и творческой воли, энергия созидания, воплощённые в образах конкретных людей — деятелей национальной культуры прошлого и настоящего, исторических личностей, национальных героев и современников.
Индивидуальные черты героев с их тончайшими психологическими характеристиками и стремление художника к утверждению в каждом из них высшей цели — духовной значительности и душевного благородства — придают образам обобщающую степень выразительности, превращают лики людей в одушевлённые лики времени. Таковы скульптуры, посвящённые образам Акмуллы, отца, безымянного участника Великой Отечественной войны («Солдатский тост»), выдающегося татарского художника Баки Урманче, гениального танцовщика Рудольфа Нуреева и неизвестных нам молодых женщин и девушек, ставших прекрасными образами-типами женщины-матери, сестры, возлюбленной. Напомним, что Басыров стал первым художником, воплотившим и образ одного из предводителей Крестьянской войны 1773–1775 годов Кинзи Арсланова, сподвижника Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева.
Значительное место в творчестве Зильфата Рауфовича занимает мотив обнажённой, трактованный как традиционно (в виде купальщицы), так и в контексте антропоморфного изображения мифологического существа. Яркий пример во втором случае — скульптура «Су кузы» (русалка, дочь Воды). Но при известной универсальности мифологического образа, тело и в этом случае трактуется как реальная жизненная форма, находящаяся в состоянии внутреннего движения, душевного порыва, сообщающих динамику форме внешней. В то же время, независимо от прототипа, образ каждой обнажённой всегда в гармонии с природой. Как очевиден и тот факт, что каким бы ни было пластическое решение образов, и каким бы ни был прототип (реальный он или мифологизированный), каждый из них всегда находится в рамках традиций русской пластической культуры. Эта приверженность сохраняется даже в тех произведениях, которые отмечены явной симпатией художника к пластике импрессионизма.
Любовь к человеку, природе, истории, прекрасное знание скульптурных материалов (дерева, камня, металла), синтез традиции и стремления к эксперименту логически привели Басырова в 1950‑х годах к не менее важному для него увлечению материалами и техниками рисунка. А если ещё точнее, то карандаш, уголь, тушь, сангина, пастель, акварель появились в его творчестве даже раньше, чем скульптурные произведения. Поэтому, возможно, именно рисунок сделал Басырова скульптором, воспитав в нём композиционное чутьё, пластику линий, чистоту и поэтичность скульптурного объёма.

 

Лики людей – лики времени
Лики людей – лики времени
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: