Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед
Событийный как произведение искусства, памятник стал доминантой мемориального комплекса, посвящённого героям всех войн, защищавшим честь и свободу нашей Родины. 30 марта 2020 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина генерал Шаймуратов посмертно был удостоен звания Героя России. Долгожданную награду доставил в Уфу Глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров, сделавший неоценимо много для того, чтобы через 77 лет справедливость восторжествовала. Поэтому именно он стал инициатором создания на Советской площади уникального в своей смысловой и архитектурно-пластической значимости мемориального комплекса.
Но любой комплекс, не говоря уже о мемориальном, если он встраивается в городскую среду с уже существующей архитектурой и её стилистикой, предполагает процесс реконструкции. Такая же процедура ожидала и Советскую площадь, хотя уточним: под термином «реконструкция» в нашем случае подразумевался не традиционный вариант перестройки или сноса зданий, а только создание её визуального эффекта. И трудно сказать, какой из вариантов сложнее: думается, что второй. А потому отметим смелость Главы Республики Башкортостан: не реконструируя Советскую площадь кардинально (её лишь немного расширили), он принял решение установить мемориал только на ней. Смелость, без преувеличения, беспрецедентная! На то есть ряд причин. Первая и главная из них — это факт исторический: именно с Советской площади, ставшей с 1930‑х годов главной площадью Уфы, уходили в годы Великой Отечественной войны на фронт бойцы. Так и Шаймуратов: в марте 1942 года на Советской площади он доложил руководству республики, что бойцы 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии готовы к отправке на фронт. Во‑вторых, Советская площадь — это самый центр Уфы: и не только в связи с её месторасположением, а в первую очередь как сложивший в ХIХ – начале ХХ века центр исторический и культурный. Начиная с ХVIII века, территория, на которой располагается Советская площадь, относилась к Голубиной слободке, доминантами которой чуть позже стали пять усадеб известных уфимских купцов и самые большие среди них — особняки купца-миллионщика, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале Артемия Ногарёва. С одной стороны Голубиной слободки, там, где сейчас начинается улица Ленина (бывшая Центральная), в середине ХIХ века было построено здание Дворянского собрания, задний фасад которого выходит на нынешнюю Советскую площадь. Занимающее достаточно большую территорию, здание Дворянского собрания сохранилось в своём первоначальном виде (ныне это Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова). Напротив бокового фасада Дворянского собрания по улице Пушкина (бывших улиц Голубиная и Почтовая) — ещё одна архитектурная жемчужина Уфы: дом того же купца Ногарёва, построенный на рубеже ХIХ–ХХ веков (сегодня это здание специального музыкального колледжа).
В 1935–1937 годах на Советской площади было построено здание Совнаркома БАССР, в котором до конца 1970‑х годов размещался Совет министров, а сегодня Министерство сельского хозяйства. Для декоративно-пластического решения этого здания характерна творческая переработка классического ордера. Высокое и длинное в своей многоступенчатости крыльцо с гранитным парапетом долгие годы служило правительственной трибуной, с которой руководство Башкирии приветствовало колонны демонстрантов во время праздничных парадов. При этом на Советской площади никогда не было памятника В. И. Ленину, а это факт исключительный, объяснение чему следует искать, вероятно, в том, что в Уфе к тому времени уже был памятник Ленину, причём первый в стране. Созданный членом Ассоциации художников революционной России, в будущем лауреатом Сталинской премии II степени, скульптором Исааком Абрамовичем Менделевичем (1887–1952), он был установлен 7 ноября 1924 года в скверике Ленина на пересечении улиц Ленина и Коммунистической. И сразу покорил уфимцев душевностью и теплотой образа, поскольку решён в традициях русского реалистического портрета. Отметим в этой связи и другой исторический факт: знаменитый памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге скульптора С. А. Евсеева и архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха был установлен только через два года после уфимского — в 1926-м. Что же касается даты, когда Советская площадь перестала быть главной площадью Уфы, то ею стал год 1967-й. Именно в этом году на площади, получившей имя Ленина и расположенной напротив здания уфимского Горсовета, был установлен памятник вождю мирового пролетариата. Его авторами стали народный художник СССР Михаил Фёдорович Бабурин (1907–1984) и заслуженный деятель искусств Башкирской АССР Галина Петровна Левицкая (1922–2004).*
В 1956 году на Советской площади было построено ещё одно здание — Дом промышленности, ставший впоследствии Министерством торговли и получивший в народе название «дом с часами», поскольку именно на его башенке в ночь на 1 января 1967 года впервые пробили куранты. Сегодня в этом здании размещается акционерная компания «Башнефть», а напротив неё — бывшая Мариинская женская гимназия (ныне гимназия № 3 им. М. Горького), одно из старейших учебных заведений Уфы, основанное в 1860 году. В те же 1950‑е годы были построены другие здания, связавшие Дом промышленности со зданием, в котором сегодня размещаются Министерство по строительству и архитектуре и Министерство транспорта и дорожного строительства.
Таким образом, с точки зрения стилистического решения архитектура зданий Советской площади синтезирует элементы классицизма, модерна, кирпичного стиля и общественной архитектуры 1930‑х – 1950‑х годов — так называемый упрощённый вариант конструктивизма, активно применявшийся в строительстве общественных и «рядовых» сталинских домов, но декорированный пилястрами и колоннами с интерпретированными вариантами капителей различных ордеров.
Поэтому под реконструкцией Советской площади подразумевалась не кардинальная реконструкция, а создание мемориального комплекса, который стал уникальным арт-объектом, «усмиряющим» эклектичность существующей архитектурной среды и создающим среду новую — скульптурно-архитектурную с чётким тематическим контентом. Для того же, чтобы ещё раз оценить смелость и грандиозность поставленной руководством республики задачи, приведём два выдающихся примера: Монумент Дружбы и памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву. Первый (авторы — Михаил Фёдорович Бабурин и Галина Петровна Левицкая) был открыт в Уфе в 1965 году в честь 400‑летия добровольного присоединения Башкирии к России, второй (автор — народный художник Северо-Осетинской АССР и Башкирской АССР Сосланбек Дафаевич Тавасиев/1894–1974/) — в 1967‑м и стал со временем символом Уфы и частью герба Башкортостана. Оба памятника создавались в природной, то есть открытой среде: они установлены на холмах, подчёркивая уникальный по пластике рельеф Уфы и линеарную «капризность» реки Белой.
Но Советская площадь диктовала свои «законы» и никакой гарантии от ошибок не давала. Поэтому главным вопросом был выбор авторов мемориала. Ими стали победивший в открытом конкурсе московский скульптор Салават Александрович Щербаков и уфимский архитектор Константин Александрович Донгузов. Салават Щербаков — один из самых известных современных российских скульпторов: народный художник России, академик Российской академии художеств, автор более 40 монументальных композиций. Константин Донгузов — заслуженный архитектор Республики Башкортостан, автор более 50 проектов и 35 научных трудов. К тому же и Щербаков, и Донгузов связали своё творчество с историей страны, с её легендарными и выдающимися личностями, достаточно назвать только самые крупные проекты. Это созданные Щербаковым в Москве памятники Петру Столыпину, Александру I у Кремлёвской стены, князю Владимиру на Боровицкой площади, конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову, патриарху Гермогену в Александровском саду, генеральному конструктору космических систем С. П. Королёву, монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе, спроектированный в соавторстве с народным художником России, академиком Российской академии художеств Андреем Николаевичем Ковальчуком — автором памятника народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму в Уфе. Другая важнейшая часть творческой деятельности Щербакова — руководство архитектурно-художественной мастерской, осуществляющей разработку архитектурных проектов и архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды, создание монументальной скульптуры, ансамблей памятников и интерьеров. Этой направленностью своей деятельности он уже давно заявил о себе как о талантливом архитекторе, безупречно чувствующем пространственную, в том числе городскую среду. А в тандеме с Константином Донгузовым, имеющим такой же большой опыт в создании архитектурных проектов и в реконструкции отдельных зданий и городской среды (яркий здесь пример — реконструкция комплекса кафедрального собора Рождества Богородицы в Уфе), он смог достигнуть в мемориале в Уфе того результата, который стал, без преувеличения, уникальным!
Учитывая стилистические особенности зданий Советской площади, и Щербаков, и Донгузов понимали, что, как сказал в одном из интервью Донгузов, «памятник, стоящий посередине площади, требует элемента-посредника между ним и большим ордером, который представлен зданиями Минстроя, «Башнефти» и Минсельхоза. Элемент-посредник устанавливает диалог между фигурой всадника на постаменте и окружением». После ряда предложений элемент-посредник был найден. Радий Фаритович Хабиров, называющий реконструкцию Советской площади одним из тех проектов, к которому он подходит с душой и в котором заинтересован лично, рассказывает: «Очень рад, что эта история важна не только для меня. Ко мне обратились четыре академика художеств — Геннадий Провоторов, Александр Тантлевский, Любовь Ширшова, Татьяна Скоробогатова — и автор памятника Салават Щербаков. Они отметили, что наши усилия по реконструкции Советской площади будут недостаточно эффективными, если мы не дополним памятник Минигали Шаймуратову архитектурным ансамблем — колоннадой. Мне визуально понравилось. Может получиться хорошая история и, думаю, к нашим академикам стоит прислушаться». В результате было принято решение создать фланкирующие памятник колоннады интерпретированного дорического ордера.
Но началась реконструкция Советской площади задолго до установки мемориала: её первой ласточкой стал светомузыкальный фонтан, причём «сухой», то есть не имеющий бассейна. Открытый 1 сентября 2021 года, он сразу и с восторгом был воспринят горожанами, особенно детьми: теперь в жаркие летние месяцы они могли без устали резвиться в его прохладных струях. А вечером фонтан наполняется цветом и музыкой, завораживая необычностью и красотой. После открытия фонтана «прилетели» другие ласточки — подсветка архитектурных сооружений площади и мелодия знаменитой в Башкортостане песни «Шаймуратов‑генерал», которая звучит из башенки «дома с часами» ровно в полдень каждый день. И, наконец, главное событие, состоявшееся на Советской площади 9 мая 2022 года, в День великой Победы: это торжественная закладка на месте будущего мемориала капсулы с землёй, в которой символически перемешалась земля из родных мест бойцов дивизии и земля, привезённая из Луганской Народной Республики, где в феврале 1943 года Шаймуратов погиб. Напомним: зимой 1943 года в ходе Харьковской оборонительной операции и контрнаступления фашистов дивизия оказалась в глубоком немецком тылу и была вынуждена с большими потерями прорываться к своим. Местом гибели Шаймуратова стала территория между посёлками Петровское и Юлино Ворошиловградской области Украинской ССР — нынешней Луганской Народной Республики. Но факт его гибели был подтверждён только в 1946 году.
Вся жизнь Шаймуратова — это зеркальное отражение жизни страны и подвига советского народа в борьбе с врагами. В то же время у Минигали Мингазовича была персональная линия жизни: это постоянная учёба, военная и дипломатическая служба и борьба. Уроженец деревни Биштяки Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне это деревня Шаймуратово Кармаскалинского района Республики Башкортостан), оставшийся с 14 лет без матери, Минигали уехал в Уфу, где работал матросом парохода «Урал». В июне 1919 года стал бойцом Красной армии, участвовал в Гражданской войне. Проявив себя смелым и умным красноармейцем, в апреле 1920‑го был направлен на учёбу. После окончания в январе 1921 года 9‑х Казанских кавалерийских курсов служил в должности командира взвода в ряде кавалерийских полков, с ноября 1922‑го — в 79‑м кавалерийском полку 14‑й кавалерийской дивизии Первой Конной армии С. М. Будённого в Северо-Кавказском военном округе. С августа 1930 года был слушателем Военной академии им. М. В. Фрунзе: окончил I курс основного факультета, в 1932–1934 годах — восточный факультет. С 1934‑го вновь проходил военную, а также дипломатическую службу — в Разведывательном управлении Генерального штаба Красной армии: сначала помощником начальника отдела, в 1934–1935 годах — военным атташе в Турции, в 1936–1937 — советником военного комитета при правительстве Гомильдана в Китае, с 1938 по декабрь 1940 года — военным атташе в Китае. Выдающийся советский писатель, поэт и военный корреспондент Константин Симонов, приезжавший в Башкирскую кавалерийскую дивизию и хорошо знавший Шаймуратова, писал, что Минигали Мингазович владел несколькими языками — английским, китайским, татарским, уйгурским, казахским — и, вероятно, поэтому «объехал полмира по особым заданиям правительства». После начала Великой Отечественной войны полковник Шаймуратов был назначен командиром части по охране Кремля, но вскоре направлен на фронт. Воевал в составе корпуса генерала Л. М. Доватора и за бои под Волоколамском, на подступах к Москве, был награждён вторым орденом Красного Знамени. 25 декабря 1941 года прибыл в Уфу и вступил в должность командира 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии, которая под его командованием прошла славный боевой путь. С июля 1942 года дивизия в составе 8‑го кавалерийского корпуса Брянского фронта участвовала в Воронежско-Ворошиловской оборонительной операции. В ноябре 1942 года вошла в состав 5‑й танковой армии Юго-Западного фронта и участвовала в Сталинградской битве. 10 ноября 1942 года полковнику Шаймуратову было присвоено звание генерал-майора. А дивизия за мужество и героизм, проявленные в боях, приказом наркома обороны СССР от 14 февраля 1943 года удостоилась звания «гвардейская» и была переименована в 16‑ю гвардейскую. Это было за девять дней до гибели Шаймуратова. Отметим и другой уникальный факт: Минигали Мингазович погиб 23 февраля — в день Красной армии, в праздник, носящий сегодня гордое название День защитника Отечества!
Шаймуратовская дивизия, прошедшая с боями от Дона до Эльбы, пятнадцать раз была отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего. Она вдохновляет соотечественников своими выдающимися воинскими достижениями: 3860 её конников награждены орденами и медалями, 78 удостоены звания Героя Советского Союза, пятеро — полные кавалеры ордена Славы. Эта информация исключительно важна, поскольку для авторов мемориала именно она стала отправной точкой в его образном решении. Константин Донгузов поясняет: «Нам казалось, что генерал не должен выглядеть как герой-индивидуалист… Он должен предстать со своими однополчанами в виде неразрывной скульптурно-архитектурной группы… Поэтому и постамент украшен многофигурными композициями, на которых изображены бойцы 112‑й Башкавдивизии и более ранние представители башкирского воинства, к которым апеллировал и сам генерал, и история, поскольку башкиры принимали участие во многих военных кампаниях российского государства. …Было важно создать клубящуюся скульптурно-архитектурную массу — сгусток героев, которых Башкирия породила, отправила на войну». Образы этих героев и составили генеральную тематическую линию горельефов, которые украсили постамент памятника. Одна её составляющая — сюжеты, повествующие о боевом пути Башкирской кавалерийской дивизии с момента её формирования на станции Дёма и вручения дивизионного знамени на Советской площади до поверженного Рейхстага. Другая — этапы жизни и деятельности Шаймуратова. Как рассказал в интервью в день открытии мемориала Салават Щербаков, это и Минигали-мальчик, играющий на гармошке, и Минигали-матросик, и мотивы быта башкир с юртами и верблюдами, которые были в совхозах вплоть до войны тягловой силой наряду с лошадьми. Здесь же, в горельефах, и величественные Уральские горы, и Урал-батыр, главный герой одноимённого башкирского эпоса, и лебеди, и лев, и цветок курая, и Салават Юлаев, и Триумфальная арка в Париже как символ победы России в Отечественной войне 1812 года, важнейшую роль в которой сыграли башкирские конники, названные французами за бесстрашие и готовность к подвигу «северными амурами». Вся многовековая история великого башкирского народа, его культуры, его быта и такого уникального явления, как башкирская вольница!
Но вернёмся к колоннаде, роль которой в формировании архитектурно-скульптурного пространства мемориала трудно переоценить. Вероятность стать инородным элементом у колоннады была, если бы не талант авторов мемориала. Достаточно внимательно посмотреть на её графический рисунок, легко читающийся в пространстве. Колоннада имеет парные и предельно сближенные колонны, идеально гармонизирующие с колоннами и пилястрами зданий, составляющих архитектурное каре площади, и главное — здания Министерства по строительству и архитектуре и Министерства транспорта и дорожного строительства, ставшего её своеобразным задником. Всего колонн двадцать четыре. Они рустованные и выполнены из местного, добываемого в Учалах, мансуровского гранита — самого светлого из всех сортов отечественного гранита, обладающего к тому же уникальными декоративными характеристиками и потому стоящего в одном ряду с дорогими разновидностями итальянского белого мрамора. Горизонтальные перекрытия колоннад (аттики) также идеально гармонизируют с аттиком здания министерств. Надписи на аттиках колоннад на русском и башкирском языках «Павшим в боях за Родину посвящается», как и лавровые венки на пилястрах с размещёнными ниже именами героев Башкирской кавалерийской дивизии и другие детали-символы, становятся логическим завершением программной темы мемориала. Особое место среди них занимают акротерии — навершия, венчающие аттики (в данном случае это композиции из знамён) — и горельефные изображения воинского оружия и снаряжения на пилястрах колоннад, фланкирующих памятник. Колоннада мемориала, стилистически трактованная как канонизированный образец классической колоннады, стала тем архитектурным элементом, который, «усмирив» эклектичность архитектуры площади, усилил своей классичностью героический пафос образа генерала Шаймуратова. Обладающий выдающимися образными и пластическими достоинствами конного монумента, памятник Шаймуратову уже сегодня вошёл в историю российского и мирового искусства.
Открытый в День Республики Башкортостан, объединивший в едином порыве радость и гордость людей разных поколений, мемориальный комплекс, посвящённый генералу Шаймуратову и всем героям России, — важнейшее событие в истории страны. Особенно сегодня, когда идеи патриотизма и национальной гордости вновь торжествуют, когда вера в победу над нацизмом объединила весь российский народ! И как призыв к священному подвигу прозвучали слова приехавшего на открытие мемориала Дениса Владимировича Пушилина, Главы Донецкой Народной Республики: «Радует трепетное отношение к мемориалу и жителей Башкирии, и руководителей республики. Было важно установить единение между Башкирией и Донбассом через общую историю. А она гласит, что генерал Шаймуратов погиб, освобождая Донбасс. И сейчас история повторяется: жители Донбасса и Башкирии снова плечом к плечу встали на защиту Родины».