Все новости
СОБЫТИЕ
17 Декабря 2022, 13:30

ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА

С чего начать повествование о театре, история которого рассказана уже не единожды? Любой желающий найдёт все даты и факты в интернете, не вовлекаясь в нелинейный нарратив. Однако театр как совокупность взаимодействующих индивидуальностей – явление уникальное. И история жизни каждого театрального коллектива неповторима. И все стадии развития человека – детство, молодость, зрелость – так же присущи театральному организму.

ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА
ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА

Автор — Айгуль Королёва

 

С чего начать повествование о театре, история которого рассказана уже не единожды? Любой желающий найдёт все даты и факты в интернете, не вовлекаясь в нелинейный нарратив. Однако театр как совокупность взаимодействующих индивидуальностей – явление уникальное. И история жизни каждого театрального коллектива неповторима. И все стадии развития человека – детство, молодость, зрелость – так же присущи театральному организму.

Салаватскому государственному башкирскому драматическому театру — 90 лет. В масштабах вселенной — краткий миг. По меркам человеческим — почтенный возраст. В театральной летописи запечатлелась история целой страны и народа. За бесстрастными датами спрятались живые люди: лица, судьбы, тесно переплетённые с событиями в стране.
Давайте вспомним, какое это было время. Начало тридцатых годов в СССР — период преображения страны, мощно устремившейся вперёд. Молодое советское государство держит курс на коллективизацию, индустриализацию. Первые пятилетки, великие ударные стройки, всеобщая ликвидация безграмотности. Театр становится рупором просвещения, его миссия — приобщение народных масс к высокой культуре. В дореволюционной России на территории будущих национальных республик вообще не существовало профессиональных театров. А уже к 20‑летию Октябрьской революции ставились пьесы на 40 языках народов нашей страны. Прочно входят в жизнь колхозно-совхозные театры — исключительный феномен советского государства. К 1938 году их число достигнет 277. Не все пройдут испытание временем. Аургазинский колхозно-совхозный, будущий Салаватский государственный — один из первых, один из немногих сохранившихся подобных театров не только в Башкортостане, но во всем Советском Союзе.
Однако взглянем на другую сторону медали. 30‑е годы — время каждодневного тяжелого труда и беспощадного голода, уносившего жизни сотен тысяч крестьян. Время расстрелов за пригоршню пшеницы. На селе удушающим цветом расцветал беспрецедентно жестокий закон о трёх колосках. Судьба отдельного человека каплей воды растворялась в могучем потоке послереволюционного созидания новой жизни. Эпоха энтузиастов и душевного подъёма — эпоха, переполненная личными жизненными драмами, не замеченными на волне одержимого строительства нового общества… Эпоха поистине великих простых людей, вызывающих в потомках чувство благодарности, изумления и бесконечные вопросы. Как выживали они в столь трагические времена? Где находили источники надежды и веры? Почему жителям маленького селения в мусульманской республике вдруг стал необходим театр — пристанище «шайтанов», «харам», лицедейство, имевшее во многих головах дурную репутацию? Вряд ли этим людям довелось увидеть «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского, постановку которой осуществил в 1933‑м году А. Таиров. Вряд ли мечтали они о всемирной славе, великих почестях, больших деньгах… Но для человека того времени было естественным неосознанное ежедневное преодоление, некий высокий пафос жизни — как в «Оптимистической трагедии», как во всём советском государстве… И вероятно, что, как для театра человеческая индивидуальность — слагаемое его успеха, так и для отдельного человека театр — благодатный источник жизни. В искусстве, в театре люди черпали душевные силы, искали исцеления от ран, полученных в изнурительной повседневной борьбе за выживание, когда каждый день жизни становился личным подвигом.
Наш театр начинался с обычного самодеятельного драмкружка при клубе села Карамалы — тогдашнего райцентра Аургазинского района. Султан Кунакбаев, Барый Сафин, Губайдулла Якупов, Тимер Бакыев — вот лишь несколько имён основоположников театра, заложивших его твёрдый фундамент, первые кирпичики театрального здания. Сельский драмкружок, напитавшись энергией объединившихся в нём любителей, с годами перерос своих «родителей», громче зазвучал его голос. Потребовались новые творческие вливания, приведшие к образованию профессионального театра. 21 января 1933 года на базе Карамалинского районного клуба по решению райкома партии был организован Аургазинский государственный колхозно-совхозный театр. После обретения этого статуса покорять сцену приехали артисты: Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Накия Алтынбаева, Айсылу Ганиева, Газиза Насырова, Бикташ Калимуллин, прислали и режиссёра — прославленную Елизавету Сыртланову-Шляхтину.
90 лет, минувших с рождения, охватывают и четыре трагических года великой войны, когда театр остановился в шаге от гибели. Тогда его реанимировали семь бесстрашных героических девушек, вернувших дыхание жизни в обескровленный войной, лишённый всех актеров‑мужчин театральный организм. Маленький девичий коллектив театра в те огненные годы ездил из села в село, из конца в конец республики со спектаклями, агитбригадой, концертами. Километры дорог, намотанные на кардан старенькой «полуторки», полученной ещё до войны за победу на театральной олимпиаде. Когда полуторку забрали для нужд фронта — запрягали лошадей, быков. Ездили к своему зрителю с начала до конца войны, круглый год, несмотря на голод, холод, усталость. Ни одного пропущенного дня. Хрупкие девушки в мужских ролях выглядели, может быть, где-то нелепо, где-то наивно. Но их выступления поднимали дух сельчан, напоминая о том, что мирное время с музыкой, красотой и радостью обязательно вернётся.
В послевоенном восстановлении хозяйства театр тоже сыграл свою неоценимую роль. Вернулись с фронта уцелевшие мужчины. И вновь на передовой, помощники в великой битве за урожай, артисты вдохновляли, придавали силы. И вновь бесконечные гастроли — очень много лет театр оставался передвижным «театром на колесах».
1956 год — ещё одна значимая веха в календаре. Состоялся переезд из Толбазов — Аургазинского райцентра в строящийся город нефтехимиков Салават. Поменялся и статус — из колхозно-совхозного театр стал городским. Культурная жизнь в молодом городе бурлила. Однако собственного здания у театра не было. Последовали годы скитаний по помещениям, совсем не приспособленным для уникального театрального производства. Сначала театр базировался в крошечном деревянном бараке — клубе «Строитель» на одной из первых улиц города — Строителей. От того барака не осталось ныне даже следа. Через несколько лет театру было выделено помещение, предназначенное под магазин, на бульваре Космонавтов, 13.
…Воспоминание из детства. Мы с папой идем к нему на работу. Яркий весенний день. Солнце слепит, играя в огромных витринных стеклах. Заходим в помещение. Просторное фойе с рядами стульев. Через прозрачные окна без штор видны спешащие мимо прохожие. Пройдя по отгороженному фанерой коридорчику направо, попадаешь в кабинеты режиссёра, директора и, наконец, в святая святых — малюсенький репетиционный зал. Папа жестом показывает мне: «Тише!». Ибо — идёт репетиция, сакральное время рождения спектакля… А дальше в подвале — костюмерная с неповторимым запахом театральной пыли, сложенные штабелями раскрашенные деревянные декорации, бутафорские ружья и сабли, фрукты, деревья… Многие салаватцы долгое время не знали о существовании в городе профессионального театрального коллектива. Когда я говорила, что мой папа работает в театре, мне никто не верил. И взрослые, и дети в один голос твердили, что в нашем городе театра нет. Это было логично: в людском представлении театр — сверкающий прекрасный дворец, как в сказке. Которого не было у салаватской труппы… И вот я воочию вижу этот театр-«невидимку» — странное папино место работы, которое вроде бы есть, но в то же время его нет… Между тем, театр был и жил активной жизнью. И в нём вдохновенно служили молодые артисты, влюблённые в творчество, на которых я смотрела во все глаза — Венера Хасанова, Флюра Мустафина, Гульшат и Рим Зиязетдиновы, Зухра и Рим Аминовы, Файзи Бахтияров… Несмотря на отсутствие дома — играли, репетировали, в творческом упоении рождая иногда — шедевры, иногда — вещи спорные, но живые. Премьеры спектаклей показывали во дворцах культуры и снова ехали по городам и весям, к обожаемому зрителю. У меня очень личное, трепетное отношение к Салаватскому театру: мой отец — первый профессиональный режиссёр театра Халит Усманов. Почти ровесник отца, этот театр для меня — едва ли не родственник со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, успехом и неудачами.
Театр сумел выжить и в сонные застойные годы, и в смутное лихолетье 90‑х. В 1992 году, наконец, случилась «сбыча мечт» многих поколений театралов — театр въехал в скромное уютное здание Дома культуры машиностроителей, в нём же мы обитаем по сей день. Вместе с обретением своего дома открылось второе дыхание. Директора Марс Яппаров, затем Наиля Сафаргулова приложили массу усилий для того, чтобы передвижной театр обрёл окончательный статус стационарного. Новые постановки, фестивали (именно в Салавате зародился тот самый знаменитый фестиваль «Театральная весна»), капитальный ремонт сцены, набор спецкурсов в Уфимском государственном институте искусств, выпускники которого придали коллективу юношеские силу и задор. При всём этом — ширящаяся гастрольная география, вышедшая далеко за пределы республики: г. Мишань Китайской народной Республики, Ташкент, Бишкек, Актау, Ханты-Мансийск.
Город Салават, наша вторая родина, нынче тоже отмечает юбилей — 75 лет. Интересный факт театральной биографии:  не каждый город может похвастать наличием такого необыкновенного явления, как театр, который старше населенного пункта, давшего ему имя. И ещё факт: в городе, где 62% населения русскоязычное, башкирский театр — фактически единственный очаг, поддерживающий и сохраняющий национальную культуру и язык. Однако язык никогда не являлся препятствием для проникновения универсального театрального искусства в сердца и умы людей. И потому горожане вне зависимости от национальности искренне любят свой театр, и эти чувства взаимны: наши зрители — соавторы наших работ.
Для театра каждый человек, когда-либо в нем служивший и вложивший в него частицу своей души, — макрофаг, элемент, без которого живой организм ожидает скорая гибель. Вглядываюсь в чёрно-белые фотолица актеров, режиссёров, художников, оставивших след в истории Салаватского театра. Они совсем другие, не похожие на лица моих современников! Без фильтров. Естественные. Одухотворенные, чистые, честные. Драматизм тех лет словно запечатлен в этих лицах, в этих глазах. …Ибрагим Ахмеров — директор. Сабир Галиев, Михаил Шнейдерман — художники. Фатхлислам Галяутдинов, Рафаэль Аюпов, Анвар Нурмухаметов, Вазих Сайфуллин — режиссеры. Закия Ахмерова, Хай Фахриев, Рим Баянов, Рафаэль Салихов, Галия Амирханова, Райса Сайфуллина, Риф Музагитов — актёры. Простое перечисление всех, служивших театру все эти годы, займёт не одну страницу текста (да простят меня те, кого не упомяну)… Листаю ветхие потрепанные листы афиш, набранные ещё на латинице. Говорят, некоторые спектакли, начинались вечером и шли с перерывами до утра! А зрители не уходили до конца… В репертуаре — «Голубая шаль», «Молодые сердца», «Сибиряк Гильман», «Галиябану» — классика татарской и башкирской драматургии. А. Мирзагитов, А. Атнабаев, М. Карим, Н. Асанбаев, Т. Миннуллин — ко многим национальным авторам впоследствии обращались в поисках самовыражения многие режиссёры. Потом появились пьесы Островского, Чехова, Розова, Айтматова, зарубежная классика — Б. Шоу, Г. Лорка, Софокл. Более 400 постановок за 90 лет… Рассматриваю снимки спектаклей из прошлого времени — сколько же таится в них природной простоты, искренности — жаль, что почти нет телеверсий постановок — любопытно их посмотреть, кажется, даже при отсутствии современной технической оснащенности они ничуть не уступали нынешним.
Салаватский театр всегда был своеобразной кузницей кадров республиканских театральных кругов. Из его стен отправились в большое плавание в море искусства Шамиль Рахматуллин, Нажиб Асанбаев, Лек Валеев, Гульдар Ильясова. Наш театр открыл как драматурга Флорида Булякова, как художника — Альберта Нестерова, поспособствовал творческой реализации режиссёра Антона Федорова. Много лет творчества и свою любовь салаватской сцене посвятил Олег Ханов.
Чем же живёт театр сейчас, спустя пять лет, промелькнувших с последнего юбилея? Повседневной трудовой жизнью. Обязательно — новые интересные постановки, разные режиссеры, часто экспериментальные работы. Мы стараемся чаще радовать любимого верного зрителя премьерами. Стремимся, чтобы каждый спектакль стал событием, одухотворенным и красочным. В этом нам помогает новейшее звуковое, световое и видеооборудование, соответствующее всем современным требованиям. Наши спектакли призваны удовлетворить вкусы зрителей всех возрастов — среди них и детские сказки, и молодёжные спектакли, и комедии, и драмы для старшего поколения. «Дыхание рая», «Беруши», «Идукай» (постановщик Ильсур Казакбаев), «Мгновение жизни», «Верность» (постановщик Лиана Нигматуллина) — объёмные, значительные работы, которые, несомненно, запомнились и зрителям, и театральной общественности республики и России. Мы, как и раньше, гастролируем по республике и далеко за её пределами — обновленный автопарк позволяет ездить и большими группами, и малыми бригадами. У нас количественно и качественно преобразился актёрский состав. Компанию ветеранам сцены Гульчачак и Якупу Шариповым, костяку труппы — опытнейшим мастерам Науфиле Якуповой, Гульфире Сафиуллиной, Фатиху Кульсарину, Назгуль Исанбаевой, Рустаму Фазылову, Минзиле Кутушевой составили прекрасные амбициозные молодые таланты: Наркас и Мирас Юмагузины, Рамзия и Рафаэль Гайнуллины, Амир Утябаев, Айсылу Лукманова, Револь Гималов, Радмир Давлетбаев, Гульфина Ибатуллина, а также совсем юные дарования, которым ещё только предстоит раскрыться: Айнур Синагулов, Расима Хайбуллина, Лилия Бикметова, Эльвира Ярмухаметова, Янгузель Халикова, Фидан Шаяхметов, Нафиса Мазитова, Юнир Мансуров, Гулькай Хасанова, Артур Таджидинов. У нас молодой главный режиссёр — прогрессивная, фонтанирующая идеями Лиана Нигматуллина. Мы активно участвуем в фестивалях — в Турции и Чечне, в Москве и Набережных Челнах, в Казани и Тюмени. Наши спектакли ежегодно входят в число лучших, их отмечают критики — мы дважды попали в лонг-лист «Золотой маски» — со спектаклями «Земляки» и «Глумов» (постановщик Антон Фёдоров). Не каждый провинциальный театр удостаивается такой чести. В стенах нашего театра успешно функционирует детская театральная студия «Арлекин», своими работами уже завоевавшая признание зрителей и критиков: коллектив стал обладателем Гран-при нескольких всероссийских и международных фестивалей.
Тернисты и извилисты творческие пути-дороги, случаются сложности. Как, например, недавняя пандемийная история, когда коллектив задыхался в условиях отсутствия зрителей, отмены спектаклей и гастролей. Но и она всё же невольно помогла театру расширить горизонты — появились и стали развиваться новые форматы общения со зрителем: онлайн-спектакли и театрализованные представления. А актеры театра, семья Гайнуллиных, умудрились дистанционно осуществить постановку спектакля «Здравствуй, мама!» (режиссёр Айдын Салбанов).
Театр — это не только блеск сцены и огни софитов. Театральная кухня объединяет людей не одних только творческих профессий. Это и подлинные труженики, заменить которых порой совершенно невозможно, уже много лет здесь служат реквизитор Г. Арсланбекова, машинист сцены В. Турчин, осветитель Н. Сафиуллин, художник-бутафор Л. Байгузина, закройщица Г. Шарафеева, швея Е. Янгазина, звукооператор Р. Салишев. Они приходят на работу раньше всех, а уходят последними. Зрители не знают их в лицо, не несут им цветы. Но без их участия не родится качественный спектакль. Досконально познавшие законы театрального производства изнутри, это отнюдь не второстепенные персонажи, а те самые винтики, без которых спектакль будет пробуксовывать, а возможно, что и вообще не состоится. Вот вам и пресловутый человеческий фактор.
Театральный механизм должен работать чётко, как часы. Кто в театре способен исключить любые бытовые неудобства, обеспечить комфортные условия для спокойной творческой работы актёров над спектаклем? Для этого существует АУП — административно-управленческий персонал. Изо дня в день решают возникающие финансовые вопросы главный бухгалтер Р. Нургалеева со своей командой в составе А. Загитовой, Е. Панкевич, А. Булатовой. Всевозможные организационные проблемы ложатся на плечи специалиста по кадрам А. Зайнетдиновой. Максимально полно осветить значимые события театральной жизни в прессе и соцсетях, подобрать литературный материал должна завлит Д. Баширова, а обеспечить сценическое воплощение замыслов режиссёра и художника — задача завпоста И. Фаезовой. Кстати сказать, в нашем театральном АУПе отсутствует такое явление, как текучка кадров, стаж работы сотрудников здесь исчисляется десятками лет.
Труд в театре ненормированный. В горячую пору перед выпуском спектакля приходится проводить здесь дни и ночи. Откуда берутся силы и терпение? Да всё просто. Для этих людей, бесконечно преданных сцене, театр давно стал вторым домом, а коллектив — семьёй. Такое счастливое взаимопроникновение душ, питающих друг друга особой энергетикой.
Конечно, 90 лет для живого организма — возраст серьёзный. Однако несмотря на цифры, театр в самом расцвете творческих сил. Уже не юноша, но еще не немощный старик.
Каков вектор дальнейшего развития? Без сомнения, будут масштабные премьеры с приглашением известных режиссёров, художников, балетмейстеров. В последние несколько лет участие в проекте «Культура малой родины» даёт большие возможности для реализации самых смелых планов. Будут гастроли, в том числе в рамках Всероссийского проекта «Большие гастроли», где мы постараемся познакомить с нашим творчеством жителей других регионов страны и не забыть преданного сельского зрителя. Мечтаем и не теряем надежды добиться капитального ремонта театрального здания. Организовать бесперебойную работу театрального организма, сохранить его добрые традиции помогут опыт и предприимчивость нового директора театра Айбулата Кутушева.
…У каждого театра своё лицо, свой характер. Салаватский башкирский драматический театр, обретя за долгие годы зрелый опыт и высокий профессионализм, сохранил черты, издавна импонирующие зрителю, — открытость, искренность, детское любопытство, стремление к эксперименту.
Мы, театральные служители, незримыми нитями, как пуповиной, связаны с нашим общим домом. Театр не отпускает. Привязанность к нему сравнима с привязанностью к человеку. Он сродни болезни. И один раз заболев этой болезнью, уже невозможно от неё оправиться. Я сама, как мой отец, трижды приходила сюда, уходила в поисках чего-то лучшего — но всегда возвращалась. Потому что, как известно, лучшее — враг хорошего. Потому что — лучшего нет.

ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА
ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА
ИСТОРИЯ И ЛИКИ ТЕАТРА
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: