Все новости
СОБЫТИЕ
2 Марта 2023, 23:33

Лауреатский подарок

Коллекция декоративно-прикладного искусства Нестеровского музея пополнилась панно Александры Елхиной «Медвежьи пляски».

Лауреатский подарок
Лауреатский подарок

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Коллекция декоративно-прикладного искусства Нестеровского музея пополнилась панно Александры Елхиной «Медвежьи пляски».

Помимо высоких художественных достоинств, это панно, без преувеличения, событийно: именно за него талантливый художник-прикладник Александра Валерьевна Елхина удостоена в 2022 году Государственной премии Республики Башкортостан имени М. В. Нестерова.* И, памятуя о благородном деянии великого уфимца, по инициативе и на основе коллекции которого 5 января 1920 года в Уфе был открыт художественный музей, Александра преподнесла панно в дар Нестеровскому музею. Раскрою заветную мечту: в 2012 году, в год 150‑летия со дня рождения М. В. Нестерова (1862–1942), когда родилась идея об учреждении Государственной премии его имени, мне представлялось, что все лауреатские произведения должны стать собственностью художественного музея! И что они будут не куплены, а преподнесены авторами в дар, чем продолжится святое дело Нестерова, подарившего в 1913 году свою коллекцию Уфе! Городу, в котором он появился на свет и жил до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества! Городу, в котором он встретил свою первую любовь и о котором никогда не забывал, заботясь до конца своих дней о пополнении музейного собрания! Низкий поклон всем художникам — и Башкортостана, и России, — которые своими дарами ежегодно пополняют собрание музея! Но лауреатский подарок Елхиной в контексте премии и дара Нестерова, причём в год его 160‑летия, заслуживает внимания особого. Как и сам даритель! Познакомимся с ним.
Автор текстильных панно и кукол Александра Елхина вошла в декоративно-прикладное искусство Башкортостана в 2011 году, став экспонентом республиканских, региональной, межрегиональной, всероссийских и международных выставок, конкурсов и фестивалей. В своём большинстве — это выставки-конкурсы специальные: текстиля и куклы. К этому времени Александра уже имела блестящее специальное образование — факультет технологии и конструирования швейных изделий Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности в Москве, который окончила в 1996 году. В 2010‑м стала студенткой художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, завершив учёбу в 2014‑м. В том же 2011 году в составе творческого объединения «Кускар», членом которого она была до 2015 года, завоевала свои первые творческие награды: дипломы VI Республиканского фестиваля лоскутного шитья «Корама-туй» в Уфе и VIII Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России» в Иваново. В 2012 году — новые награды: диплом и приз III открытого Областного фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» в Гатчине и дип­лом VII Республиканского фестиваля лоскутного шитья «Корама-туй». В 2014 году — дипломы ХII Российского фестиваля «Лоскутные узоры России» в Суздале и звание лауреата IХ Республиканского фестиваля лоскутного шитья «Корама-туй». При этом отметим (и это чрезвычайно важно!), что на суздальском фестивале, помимо диплома, завоёванного в составе творческого объединения «Кускар», Александра впервые удостоилась персонального диплома, который и стал для неё стимулом к созданию авторской творческой программы, а её результатом — новые произведения и персональные награды. Это и победа в конкурсе «Кукла года 2014» журнала «Кукольный мастер» в рамках I Московской специализированной выставки-ярмарки «Гранд Текстиль» в номинации «Композиция». И победа в конкурсе «Кукла года 2015» журнала «Кукольный мастер» в рамках Международной выставки кукол и мишек Тедди «Время кукол № 15» в номинации «Композиция из кукол» в Санкт-Петербурге. И диплом лауреата II Международного конкурса среди лучших представителей мирового искусства куклы «Пандора Платинум» в номинации «Кукла вариативного дизайна» в том же 2015 году в Санкт-Петербурге. И победа в конкурсе «Азбука» в номинации «Тепла души прикосновенье» Межрегиональной специализированной выставки-ярмарки «Волшебный шкаф» в 2015‑м в Перми. И екатеринбургские дипломы в категории «Мастер»: диплом II степени Первой Уральской триеннале декоративного искусства в номинации «Художественный текстиль/Кукла» в 2016‑м и диплом III степени Третьей Уральской триеннале декоративного искусства в номинации «Художественный текстиль/Текстильный коллаж» в 2022‑м. И дипломы лауреата ХII и ХIII Всероссийских фестивалей «Лоскутная мозаика России» в 2019 и 2021 годах в Иваново. И дипломы лауреата фестивалей в Уфе: I Республиканского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Творческая платформа» в 2020‑м и Республиканских фестивалей лоскутного шитья «Корама-туй» в 2020‑м и 2022‑м. Эти успехи были настолько убедительны и ярки, что в 2022 году Александру пригласили преподавать — на родной худграф Башкирского педуниверситета.
Что же касается Уфы, то своеобразной точкой отсчёта в публикации творческой программы Елхиной стала Четвёртая выставка Республиканского проекта «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», экспонировавшаяся зимой 2014–2015 годов в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Александра показала на ней кукольную композицию «Ехали на ярмарку», удостоенную впоследствии многих конкурсных наград. Основанная на мифологизме народного сознания и чувстве вселенской гармонии, «Ехали на ярмарку» констатировала программный интерес Елхиной к традиционной русской кукле и русской культуре. А представление о русском народном искусстве как о мире целостности стало концептуальной основой программы, предполагающей не только создание традиционной русской куклы и кукольных композиций, но и текстильных панно, образно и тематически от них неотрывных.
«Ехали на ярмарку» — композиция уникальная! Многофигурная, состоящая из семи практически самоценных по образной выразительности композиций: три телеги с сидящими в них людьми и лежащим скарбом и жанровые ситуации, главные герои которых — дед и собачка, девушка с девочкой, бабка-торговка и торговец валенками. Внутри телег — сундуки, самовары, мешки, корзинки, горшочки, петухи, тыквы, баранки. На «лицах» героев — и радость, и деловая сосредоточенность. Все нарядные, воодушевлённые: молодухи — в лентах и бусах, бабы — в цветастых платьях, мужики — в ярких пёстрых рубахах… И все, как того и требует древний канон, безликие (без глаз и ротиков), и носики у всех — «картошкой». Отсутствие «лиц» — свидетельство обережной функции куклы, но это ни в коей мере не снижает ощущения подлинности ситуации, её узнаваемости.
В 2017 году появилась многофигурная композиция «Скоморохи идут». Наполненная безудержной вселенской радостью, она стала следующим этапом в реализации избранной Елхиной темы. Единственное её отличие от композиции «Ехали на ярмарку» — крупноформатное панно «Медведица», выполненное в технике аппликации. В нём как в зеркале отразился тот композиционный приём, который стал для творческой программы Елхиной принципиальным: панно и кукольная композиция составили неразрывный с точки зрения образного и стилистического решения арт-объект.
В 2018 году Александра создала крупноформатное трёхчастное панно «Медвежьи пляски», удостоенное Государственной премии имени М. В. Нестерова, в 2020‑м — одноимённую кукольную композицию. Самоценные как произведения искусства, панно и композиция объединены темой, стилистикой, материалами и приёмами. Тема — обряд подготовки башкир-кочевников к охоте на большого зверя. Стилистика — крупные обобщённые формы и предельно лапидарное композиционное решение. Материалы и приёмы — войлочное полотно, дерево, аппликация, смешанная техника.
Мифопоэтика народного сознания — эстетическая основа образа ещё одного крупноформатного монументального панно — триптиха «Легенда о двух солнцах», созданного в 2022‑м. При этом в некоторых панно 2018–2021 годов («Дамы-кавалеры», «Со страхомъ краулю») очевиден интерес Елхиной к светской русской культуре, испокон веку связанной с культурой народной, а потому ставшей органической частью её творческой программы. Отметим и то, что в контексте этого интереса свой любимый приём аппликации Александра часто совмещает с винтажным кружевом, апеллирующим как к культуре традиционной, так и к светской. Именно таково панно «Дамы-кавалеры».
Тонко чувствующая эпоху, глубоко знающая историю русского текстиля и народной куклы, Александра Елхина в каждом своём произведении демонстрирует безупречное исполнительское мастерство, высокую колористическую и пластическую культуру, которые работают на главное — предельное раскрытие эмоционально-смысловой структуры образа. А потому она счастливо разделяет судьбу тех художников, творчество которых всегда — интрига, но сулящая новые и острооригинальные решения, поскольку все они — результат творческого претворения традиций и авторской фантазии. Только один пример: посмотрите на панно «Со страхомъ краулю». Что «зашифровано» в его форме? Не форма ли это камина, получившего широкое распространение в интерьерах особняков петербургской знати, начиная с эпохи Петра I и окончательно войдя в моду в правление Екатерины II? А жанровые сценки на его поверхности? Не ассоциируются ли они с цветными каминными изразцами? А теперь ответьте на вопрос: «Часто в текстиле такое увидишь?» А если не часто, то  не прерогатива ли это только исключительно талантливого, смелого и органичного в своих творческих поисках и убеждениях художника?!

Лауреатский подарок
Лауреатский подарок
Лауреатский подарок
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в