Все новости
СОБЫТИЕ
17 Апреля 2023, 19:25

Птицы запели*

В канун весны в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка художников по текстилю Людмилы Алексеевны Шагабутдиновой и Гузель Раисовны Мустафиной.

Птицы запели*
Птицы запели*

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Обе — уфимки, широко известные участием в престижных выставках, конкурсах и фестивалях. Обе — члены творческих Союзов: Шагабутдинова — член Союза художников России, Мустафина — член Творческого Союза художников России. Обе — члены творческого объединения «Студия художественного текстиля “Кускар”» и в составе «Кускара» — лауреаты, дипломанты, призёры республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей. Обе работают практически во всех текстильных техниках, но при этом имеют личные прерогативы: творчество Шагабутдиновой ассоциируется, в первую очередь, с гобеленом, Мустафиной — с ручным ткачеством. Поэтому экспозиция построена по принципу двух персональных залов, что, с одной стороны, позволяет почувствовать своеобразие творчества каждого экспонента, а с другой, представляет достаточно большой материал для исследования современного состояния этих техник в художественном текстиле Башкортостана. Зритель же, которого специфика этих техник интересует в меньшей степени, а в большей увлекают красота и экзотичность произведений, переживает целый калейдоскоп эмоций. Ведь в экспозиции — разнообразные по формам декоративные панно и дорожки, настенные и пространственные арт-объекты и ткацкие станки. Но есть три особенности, объединяющие эти выставки в единое экспозиционное пространство: это выразительность фактуры текстильной поверхности, приём аппликации, часто используемый художницами с целью усиления этой выразительности, и благородство колористического решения.
Гобелен и ручное ткачество — техники древнейшие, имеющие многовековые традиции. При этом гобелен в своём источниковедческом поле апеллирует к культуре светской, ткачество — к народной. Гобелен как гладкое ткачество на станке уходит своими корнями во Францию, в ХV век, в появившийся там первый вытканный ковёр-картину; ручное ткачество (или ткачество на бёрдо) — одна из самых распространённых техник у многих народов мира, имеющая, в отличие от фабричного гобелена, домашнее происхождение. В советском искусстве гобелен был также чрезвычайно востребован: становясь доминирующим элементом в убранстве интерьеров общественных зданий, крупноформатный гобелен синтезировал ряд важнейших функций — эстетическую, пропагандистскую (большие темы социального звучания: материнство, труд, спорт и другие) и утилитарную (как утеплитель стены). В перестроечное время, когда социальная функция гобелена перестала быть актуальной, ему на смену пришла текстильная миниатюра, выполняющая только функцию декоративную. В современном художественном текстиле эти техники востребованы ещё в меньшей степени, поскольку пальма первенства здесь многие годы принадлежит лоскутному шитью и квилтингу. Поэтому вклад Шагабутдиновой в возрождение гобелена и Мустафиной в ручное ткачество трудно переоценить: для художественного текстиля Башкортостана это возрождение стало событием долгожданным.
Людмила Шагабутдинова работает в гобелене с 2008 года. Её гобелены гладкие, классические и ручное ткачество, в основном, гладкое, хотя в некоторых произведениях она не отказывает себе поэкспериментировать с текстильным рельефом. Но эти эксперименты не имеют ничего общего с рельефностью нетканого гобелена или текстильной миниатюры, а являются результатом работы на бёрдо и использования джутового шпагата. В синтезировании техник при доминировании гладкого ткачества и заключается технологическая особенность творческой концепции Шагабутдиновой. Что же касается образно-тематической линии, то, возрождая искусство гобелена, Людмила буквально вдыхает в него требования сегодняшнего дня: её гобелены — не гобелены-картины, а панно, апеллирующие к культуре древнего мифологического символа или знака. На этом пути она вновь демонстрирует образцовую художественную логику, достаточно обратиться к мотивам её орнаментальных узоров. Это, в первую очередь, — орнаменты геометрические. Происхождение одних (свастики, например) связано с искусством эпохи неолита: имеется в виду свастика в качестве главного орнаментального мотива неолитической керамики. Других (кускарный, роговидный орнамент) восходит к культуре кочевых народов, а ещё ранее — к эпохе звериного стиля. Третьих (солярная символика — круг, квадрат), несмотря на всеобщность распространения, проецируется на мифологию древних славян. Но не только древняя орнаментика входит в сферу образных интересов Шагабутдиновой: стремясь сделать гобелен современным, она вводит в его образную ткань цветы, пейзажные и предметные мотивы, а также творчески интерпретирует древнюю традиционную орнаментику. При этом независимо от мотива его стилистическая трактовка неизменно отличается обобщённостью рисунка, силуэтностью форм, их контрастностью по отношению к фону. Всё это позволяет констатировать бесспорное знание Шагабутдиновой законов народного искусства. И в этой стилистической чистоте — ещё одно достоинство её гобеленов. Отметим и их колористическое решение: оно тональное, близкое своей сдержанностью естественному тону дерева, из которого режутся башкирские ижау с орнаментальными элементами того же кускара. Отметим и изменение размеров её гобеленов: если на раннем творческом этапе это были гобелены небольших размеров (чуть больше размера текстильной миниатюры), то сегодня они «выросли», причём значительно.
Всё вместе — яркое свидетельство продуманного и поступательного характера творчества Людмилы Шагабутдиновой, который возможен только при чётко выстроенной авторской концепции. А успешное участие в выставках — убедительное свидетельство правильности избранного пути и его перспективности. Если бы было иначе, то её гобелены не экспонировались бы, причём успешно, на Первой российской триеннале современного гобелена в Царицыно в 2012 году.
Та же перспективность свойственна творческой программе Гузель Мустафиной. Сформировавшаяся как художник в Студии художественного текстиля «Кускар», в 2017 году Гузель, всегда испытывавшая тяготение к реконструкции башкирского традиционного костюма, стала организатором и руководителем творческого объединения «Кашмау». И уже в 2019‑м в составе «Кашмау» завоевала первую награду — приз в номинации «Реконструкция национального костюма» Рес­публиканского конкурса «Гулистан» в Уфе. В 2018 году стала костюмером и консультантом по башкирскому традиционному костюму художественного фильма «Сестрёнка» режиссёра Александра Галибина по повести Мустая Карима «Радость нашего дома». Вместе со съёмочной группой работала в Белорецком районе Башкортостана, приобретая бесценный опыт и внося весомый вклад в создание визуальной подлинности киносюжета.
Тонко чувствующая цвет, отдающая прерогативу мягким тональным соотношениям, столь же тонко, почти на генетическом уровне, чувствующая фактуру материала, Гузель с успехом работает и в ручном ткачестве, и в лоскутном шитье, создавая дышащие древними традициями и одновременно звучащие современно панно и декоративные дорожки. Её таланту свойственно редкое качество: синтезируя традицию и новацию, создавать произведения, которые становятся арт-доминантами любого интерьера. Как не случайно и то, что в 2018 году она инициировала и возглавила ещё одно объединение — творческий союз «Билбау» («Пояс»), поставивший своей целью изучение и возрождение традиционных приёмов ручного ткачества. Другое отличительное качество таланта Гузель — стремление к освоению новых текстильных техник и разнообразных форм (во втором случае имеются в виду декоративные дорожки, арт-объекты и использование приёма объёмного коллажа, придающего текстильной поверхности почти скульптурную выразительность). Третье — серьёзное и скрупулёзное изучение истории художественного текстиля и национального костюма, следствием которого стало участие Гузель с докладом «Современные реконструкции “кашмау” и авторские вариации традиционных украшений» в научно-практической конференции «Головной убор “кашмау” в женском костюмном комплексе башкир. Вопросы сохранения и развития традиции, современные реконструкции», состоявшейся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова 26 января 2018 года в рамках программы мероприятий выставки «Новогодняя сказка». Кстати, и Шагабутдинова, и Мустафина стали экспонентами этой выставки (она экспонировалась в музее зимой 2017–2018 годов). А через два года, в 2020‑м Гузель показала свои произведения на очередной выставке «Летние каникулы» в музейном выставочном зале «Ижад». В 2022‑м стала участником уникального текстильного проекта Светланы Тереховской «Соткачество», цель которого — создание большого полотна под девизом «Красный, значит красивый». В проекте приняли участие 34 мастера из 25 регионов России — каждый со своими фрагментами. Многие, в том числе и Гузель, приехали на хуторок «Ткуттут» в Новгородской области на ежегодный Межрегиональный фестиваль «Слёт ткачей», результатом которого и стало это полотно размером более двух метров по каждой стороне, состоящее из 42 фрагментов. Сегодня оно (а это событие!) представлено на выставке.
Стремление к созданию необычных с точки зрения образности панно привело Гузель к сов­местной работе с известным пермским скульптором Альфизом Сабировым, выставка которого экспонировалась в Нестеровском музее в 2020 году. Результатом их творческого тандема стали панно «Сын» и «Путь», синтезировавшие ткачество и бронзовое литьё.
Уважение древних традиций и смелость эксперимента, символико-поэтическое звучание образов и благородство колористического решения, ассоциирующееся с философским осмыслением истории народа и его культурного наследия, — отличительные особенности творчества Людмилы Шагабутдиновой и Гузель Мустафиной. Их вклад в современный художественный текстиль Башкортостана — одна из ярких и выразительных его страниц.

Птицы запели*
Птицы запели*
Птицы запели*
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: