Все новости
СОБЫТИЕ
17 Апреля 2023, 19:21

Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1–6, 8–12 (2021), №№ 1, 2, 4, 12 (2022), № 2 (2023)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Выдающийся русский скульптор, академик, профессор Императорской академии художеств Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902) вошёл в историю русского искусства второй половины ХIХ века как один из самых ярких представителей академического реализма и как крупнейший монументалист, сыгравший выдающуюся роль в реформировании целей скульптуры. Поэтому уже при жизни его называли скульптором-новатором. Видящий свою миссию в реализации идей новой пластики и избрав единственно верный, по его мнению, стилистический метод — метод реализма, — он отринул даже намёк на язык аллегории, которым «говорила» русская скульптура первой половины ХIХ века. Стремясь расширить возможности скульптуры (как пластические, так и тематические), он стал автором галереи портретных образов выдающихся деятелей русской истории прошлых эпох, раскрывающих их гражданственные, высоконравственные устремления, и сделал основным источником при разработке образов документальные источники, прижизненные портреты и собственные размышления. В числе его всемирно известных произведений — «Иван Грозный» (1870, бронза, Государственный Эрмитаж; 1871, ГРМ, бронза; 1875, мрамор ГТГ), «Пётр I» (1872, бронза, ГТГ, ГРМ), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882, обе — мрамор, ГРМ), «Мефистофель» (1883, мрамор, ГТГ) и скульптуры, посвящённые образу Спасителя. Среди них — и «Бюст Христа», представленный в экспозиции Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.
1870‑е для Антокольского — период основополагающий. В это десятилетие им были созданы его главные произведения. Образ Христа занял в этом ряду место особое, а первой скульптурой стала статуя «Христос перед судом народа», представленная в двух вариантах: мраморная — в Третьяковской галерее, бронзовая — в Русской музее. Статуя была исполнена в 1876 году по заказу С. И. Мамонтова и экспонировалась в 1878 году на Всемирной выставке в Париже, завершившейся для Антокольского международным признанием, орденом Почётного легиона и Большой золотой медалью. Уникальность статуи заключается в том, что изображённый в ней Спаситель, стоящий со связанными руками на ступенях дворца царя Ирода, представлен таким, каким он, по словам Антокольского, «представляется в ХIХ веке», то есть реально жившим человеком.
Помимо статуи, Антокольский исполнил по заказам частных лиц несколько уменьшенных её экземпляров, а также погрудное изображение Христа со срезанными, как у гермы,* плечами. Подобная трактовка не повлияла на суть образа, но лишила его иллюстративности, которая есть в статуе. Поэтому, желая пояснить идею бюста, он разместил на его подиуме слова «ECCE HOMO», что в переводе с латыни означает «Се человек», а дословно — «Вот человек». Эти слова были сказаны прокуратором Иудеи Понтием Пилатом в момент, когда он показывал народу Иерусалима Христа, подвергшегося бичеванию. Широко известный начиная с эпохи раннего Средневековья, этот сюжет в «Бюсте Христа» имеет у Антокольского иную, неканоническую трактовку: на голове Спасителя нет тернового венца, а на теле — багряницы — символов его истязания; вместо тернового венца — шапочка, из-под которой струятся длинные волнистые волосы, хитон скреплён на груди застёжкой. Голова чуть наклонена. Лицо красивое, одухотворённое, тонко промоделированное: высокий благородный лоб, глубоко посаженные глаза, нос с небольшой горбинкой, скорбные складки у рта, бородка. Взгляд Спасителя полон душевного света и внутренней сосредоточенности, символизирующей не страдание, а непреклонную готовность к жертвенному подвигу. Антокольский говорил, что стремился показать Христа «не столько богочеловеком, сколько нравственно-этическим символом».
Именно таков Христос в бюсте Нестеровского музея, но в нём только нет слов «ECCE HOMO». Бюст датирован 1874 годом: эта дата зафиксирована в инвентарной книге музея, хотя объяснить её пока сложно. Дело в том, что аналогичный бюст Христа, также выполненный в мраморе и в тех же размерах, представлен в Третьяковской галерее. Но датирован он 1876 годом, а поступил в галерею в 1892 году по завещанию С. М. Третьякова, родного брата П. М. Третьякова. Хранящийся в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева бронзовый бюст Христа аналогичен по трактовке мраморному и также датирован 1876 годом. Бюст же Нестеровского музея поступил в собрание в 1928 году из Третьяковской галереи, что свидетельствует о том, что изначально в её собрании было два аналогичных мраморных бюста Христа, и именно первый по времени исполнения был передан в Нестеровский музей. А это, согласимся, факт уникальный!
(Продолжение следует)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в