Все новости
СОБЫТИЕ
22 Июля 2023, 00:52

В традициях русской скульптуры

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова – событие, не имеющее себе равных: выставка скульптуры народного художника России, академика Российской академии художеств Салавата Александровича Щербакова – автора мемориала, посвящённого Герою России, командиру легендарной 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майору Минигали Шаймуратову.

В традициях русской скульптуры
В традициях русской скульптуры

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

О мемориале мы уже рассказывали в «Рампе». Как рассказывали и о достижениях его автора.* Но выставка в музее, разместившаяся в трёх больших залах, позволила оценить весь творческих путь Салавата Щербакова и убедиться в том, что он — не только скульптор известный, а скульптор уникальный! Каждый, кто видел эту наполненную визуальной информацией выставку, уходил с одним и тем же чувством — чувством восхищения и удивления, поскольку трудно представить, что такой колоссальный объём работы — дело рук и таланта одного человека.
Да, творчество Щербакова масштабно и многогранно. В числе созданных им произведений — образы наших современников и героев прошлых эпох, правителей, святителей и защитников Родины, великих учёных и людей творческого труда — актёров, писателей, певцов, музыкантов, — увековеченные в памятниках, мемориалах, архитектурно-скульптурных композициях и мемориальных досках. Под его руководством в его архитектурно-художественной мастерской разработаны и созданы десятки уникальных интерьеров музейных и общественных зданий, воплощены архитектурно-планировочные проекты реконструкции городской среды, воссозданы исторические памятники. А ещё Салават Щербаков — педагог, профессор и общественный деятель. В 2001–2002 годах преподавал на кафедре скульп­туры Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, с 2003 — заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова. В 1995–2013 годах, то есть на протяжении восемнадцати лет, — член правления Московского Союза художников. С 1990 — член художественно-экспертного совета при министре культуры РФ и художественного совета Комитета по культуре Правительства Москвы. С 2014 — член Общественного совета по культуре и искусству при министре культуры РФ и член рабочей группы при Комиссии Правительства РФ по государственным наградам и рассмотрению вопросов о присвоении почётных званий. С 2016 года — член президиума Российской академии художеств. И при этой многогранной работе Щербаков — автор более 200 монументальных произведений в Москве, других городах России и за рубежом. В числе его наиболее известных памятников, установленных в Москве, — памятники первому министру путей сообщения Российской империи, одному из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва П. П. Мельникову; воинам-интернационалистам на Поклонной горе; генеральному конструктору космических систем С. П. Королёву; инженеру, изобретателю и архитектору В. Г. Шухову; спасателям МЧС; классику татарской литературы Габдулле Тукаю; министру П. А. Столыпину; патриарху Гермогену и императору Александру I в Александровском саду; «Памяти героев Отечественной войны 1812 года» в Госпитальном сквере; создателям железных дорог России на Комсомольской площади; А. П. Чехову; святому князю Владимиру-крестителю Руси на Боровицкой площади; патриархам Иову, Тихону и Гермогену в храме Христа Спасителя; хирургу, учёному-новатору Н. В. Склифосовскому.
В числе значительных памятников в городах России и за рубежом — памятники Гейдару Алиеву в Баку; австрийскому и чешскому инженеру, строителю первых железных дорог в Австрии, Чехии и России Ф. А. фон Герстнеру в Световом зале Витебского вокзала в Санкт-Петербурге; принцессе Баденской Луизе-Марии-Августе (будущей русской императрице Елизавете Алексеевне, жене императора Александра I) в Баден-Бадене; «Клятва князя Пожарского» в Ярославле; императору Александру III в Новосибирске; российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны, и судостроителям в Калининграде; А. П. Чехову в Люблино; полковому священнику В. Васильковскому в Малоярославце; святому Николаю Чудотворцу в Кисловодске; «Вежливым людям» (солдатам и офицерам Российской армии) в Симферополе; народному артисту СССР М. А. Ульянову в Омске; бюст Почётного гражданина г. Орла великого князя М. А. Романова в Орле; 10 барельефов для фасадов главного храма Вооружённых сил РФ в парке Патриот в подмосковной Кубинке; «Памятник Матери» в Петрозаводске; памятник-бюст философа Н. Я. Данилевского в г. Ливны Орловской области.
Важнейшая тема творчества Щербакова — Великая Отечественная война. В рамках её реализации он — автор многих памятников и монументов в России и за рубежом. Дух захватывает только от перечисления крупнейших из них, установленных в Москве. Это памятник легендарной лётчице, Герою Советского Союза В. С. Гризодубовой на Кутузовском проспекте; реконструкция Аллеи воинской славы на Поклонной горе и монумент воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции; монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе (в соавторстве с народным художником РФ, академиком РАХ А. Н. Ковальчуком); стела городов воинской славы там же; монументально-декоративная композиция, посвящённая Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в Лефортово; памятник воинам-железнодорожникам; «Прощание славянки» на территории Белорусского вокзала; памятник ополченцам Замоскворечья; памятник конструктору стрелкового оружия М. Т. Калашникову; монумент, посвящённый увековечению памяти железнодорожников‑участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла на Комсомольской площади; памятники-бюсты дважды Героя Советского Союза, генерала армии А. П. Белобородова на Волоколамском шоссе и Героя Советского Союза, разведчицы Н. В. Троян. Из памятников, установленных за рубежом, отметим монумент в израильской Нетании, посвящённый победе Советской армии над фашистской Германием.
Отдельная тема творчества Щербакова — женская красота, воспеваемая во все века. Она заняла своё особое место и в экспозиции выставки в Нестеровском музее, символизируя победу жизни над смертью, вечную и прекрасную Весну Человечества. Ведь выставка посвящена Дню Великой Победы и Дню России.
И, наконец, лирическое завершение грандиозной персоналии Салавата Щербакова. Он родился в 1955 году в Москве в семье участника Великой Отечественной войны, уроженца Оренбургской области Александра (Давлетхажи) Ишкильдина, давшего сыну имя Салават — в честь национального героя Башкортостана Салавата Юлаева. Мама, Елена Сергеевна Щербакова, тоже человек особенный: из рода священнослужителей, из семьи, в которой всегда были скульпторы и архитекторы. Поэтому не случайно, что уже в юности Салават связал свою жизнь с искусством. Ему посчастливилось: он попал в руки выдающихся скульпторов, преподавателей отделения архитектурно-декоративной пластики Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Их имена Щербаков произносит с благодарностью и почтением: Борис Константинович Орлов, Гавриил Александрович Шульц (1903–1984), Александр Николаевич Бурганов, Владимир Иванович Дерунов (1908–1979), Юрий Петрович Поммер (1909–1991). Но особенно ему дорого имя выдающегося скульптора ХХ века Юрия Григорьевича Орехова (1927–2001), которого он называет своим главным творческим наставником. Как дороги ему и слова учителя, звучащие завещанием: «Самая большая ценность — это люди». И умению глубинно, до деталей входить в образ будущего героя при природной фантастической работоспособности он тоже научился у Орехова. Поэтому и в основе стилистического решения каждого произведения Щербакова, как и Орехова, — пластические традиции великой школы русской реалистической скульптуры.

В традициях русской скульптуры
В традициях русской скульптуры
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: