Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед, автор экспозиции выставки
Третью модульную линию составляют произведения тех художников, которые родились в России и чьи имена вписаны золотыми буквами в историю советского и российского искусства.
Один из старейших в этом ряду — выдающийся живописец, монументалист, график, скульптор, педагог, народный художник СССР и РСФСР, академик Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий СССР и РСФСР, почётный гражданин города Энгельса Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012).
Родившийся в Энгельсе Саратовской области в семье расстрелянного в 1918 году большевиками инженера-строителя, Мыльников вместе с матерью в 1930 году переехал в Москву, а затем в Ленинград, с которым связал всю свою жизнь. Специальное образование получил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина: учился сначала на факультете архитектуры, затем — на факультете живописи у выдающихся художников Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987), Александра Ивановича Савинова (1881–1942) и Николая Михайловича Чернышёва (1885–1973). В годы войны вступил в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда. В 1942 году на последней стадии дистрофии был эвакуирован в Самарканд. В целом его учёба в институте длилась с 1937 по 1946 год. После окончания института учился в институтской аспирантуре под руководством И. Э. Грабаря. В 1947–2012 годах преподавал в институте, с 1953 года руководил мастерской монументальной живописи, был заведующим кафедрой живописи и композиции, с 1957 года — профессор. Одновременно в 1962–2012 годах руководил ещё одной мастерской монументальной живописи — в Академии художеств СССР (сегодня это Российская академия художеств), в 1997–2012 годах был её вице-президентом. За 65 лет педагогической деятельности внёс неоценимый вклад в развитие и совершенствование советского и российского художественного образования, подготовив более 500 учеников.
Мыльников — одна из ключевых фигур русской реалистической живописи второй половины ХХ века. В его художественном наследии — монументальные росписи, панно, мозаики, эпические картины, портреты, пейзажи, натюрморты, обнажённая натура, скульптура, графика. Пейзажи занимают в этом ряду место особое: в них — не просто любование природой, а поиск собственного выразительного языка, который художник воплощал в каждом своём произведении, независимо от жанра. Так, принципиально важным для Мыльникова-пейзажиста было стремление найти в природе адекватный отклик на процессы, происходившие в его душе. Поэтому его пейзажи — это результат тонкого взаимодействия с природой, пример проникновения в её суть, отображение на полотне или листе бумаги тех мотивов, которые гармонируют с душевным состоянием художника. Будучи по мироощущению ещё и монументалистом, Мыльников добивался в каждом произведении, в пейзажах в том числе, ощущения зрителем особой символической среды, в которой плоскости и объёмы становятся равноправными участниками действия — лирического ли, драматического ли. Отсюда — стремление к предельной пластической цельности композиции, которой он придавал важнейшее значение. Весь спектр отличительных особенностей пейзажной живописи Мыльникова демонстрирует экспонирующийся на выставке и вошедший в число его лучших произведений пейзаж-картина 1985 года «Деревья на берегу».
Старший современник Мыльникова, живописец, педагог, народный художник СССР и РСФСР, академик Академии художеств СССР, лауреат ряда Государственных премий, москвич Юрий Петрович Кугач (1917–2013) родился в Суздале Владимирской губернии. Получил блестящее специальное образование. В 1931–1936 годах учился в Московском государственном областном художественном педагогическом техникуме изобразительных искусств Памяти восстания 1905 года у выдающегося пейзажиста Николая Петровича Крымова (1884–1958), в 1942‑м окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, где его педагогом стал другой выдающийся живописец — Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964). В 1945‑м завершил обучение в институтской аспирантуре и в 1948–1951 годах преподавал в институте рисунок.
Кугач по праву — один из патриархов русской живописной школы, продолжатель великих традиций И. Э. Грабаря и С. В. Герасимова, автор пейзажей, воспевающих красоту родной природы, натюрмортов, портретов, жанровых композиций и интерьеров, ярко и образно раскрывающих черты национального быта. Произведения Кугача, образы, им созданные, поражают эмоциональной глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью, поскольку все они посвящены России, её истории, её людям, культуре и быту русского народа. Всё это Кугач, любя беззаветно, называл ёмким и патриотичным словом «Отчизна». Он вспоминал: «Я и картину свою когда-то назвал “За Отчизну”. Отчизна — это глубокое, духовное понятие. Это наши предки…» Об искусстве же и его предназначении говорил: «Язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека, и задача художника — благоговейно передать её зрителю… Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей…»
В 1950 году Кугач вместе с семьёй переехал в деревню Малый Городок Тверской области. Это место стало для него второй родиной и источником творческого вдохновения. Теперь на его полотнах можно было видеть живописные окрестности деревни и реки Мста. Но не только… В одной из комнат просторного деревянного дома он устроил свою мастерскую, интерьер которой изображён в картине 1973 года «В мастерской. Весна», экспонирующейся на выставке. Если бы не художественный антураж, то перед нами — обычная комната деревенской избы, а, как известно, большая часть живописного наследия Кугача посвящена интерьерам добротных крестьянских домов с нехитрой утварью и традиционной для всех деревенских домов обстановкой. Отметим и залитое молодым весенним солнцем окно: оно не только источник света, но и символ счастливого будущего любимой Кугачом Отчизны.
Творчество уникального тандема, вошедшего в историю советской, российской живописи как художнический феномен, названный критикой «феноменом братьев Ткачёвых», представлено на выставке крупноформатной картиной «Свет». Имеются в виду родные братья Алексей Петрович Ткачёв, родившийся в 1925 году и ныне здравствующий, и Сергей Петрович Ткачёв (1922–2022) — живописцы, педагоги, народные художники СССР и РСФСР, академики Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и ряда других премий, почётные граждане города Брянска и Брянской области. Сергей Петрович вошёл в историю отечественного искусства ещё и как участник Великой Отечественной войны и активный общественный деятель.
Родились братья Ткачёвы в селе Чучуновка Брянской губернии (ныне это Брянская область), работали в Москве и Брянске. И даже по месту рождения они в какой-то степени были связаны с Белоруссией, поскольку Брянская область, расположенная в центральной части России, граничит и с Белоруссией, и с Украиной.
Период учёбы у каждого из братьев был персональным. Алексей сначала учился в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (это было в 1939–1945 годах), затем в 1951 году окончил факультет живописи того же института. Его педагогами в институте стали Георгий Георгиевич Ряжский (1895–1952) и Сергей Васильевич Герасимов, у которых учился и Виталий Константинович Цвирко.* В эти же и последующие годы Алексей испытал ещё и влияние живописи Аркадия Александровича Пластова (1893–1972). В 1941–1943 годах вместе с учениками и педагогами Московской средней художественной школы находился в эвакуации в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкирии. Поэтому его произведения, как и произведение, созданное в соавторстве с братом Сергеем, представлены в экспозиции Воскресенской картинной галереи — филиала Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.
Сергей Ткачёв в 1938–1941 годах учился в Витебском художественном училище в Белоруссии, в 1945–1946 — в Свердловском художественном училище, носящем ныне имя И. Д. Шадра, после чего перевёлся на факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1952 году. Одним из его любимых педагогов также стал Сергей Васильевич Герасимов. С лета 1942 года Сергей Ткачёв находился на фронте, дважды был тяжело ранен.
Удивительный факт: после окончания Суриковского института братья Ткачёвы были направлены на работу в Минск, в Союз художников Белорусской ССР. Но на этом общественная деятельность Сергея Петровича не только не закончилась, а напротив — только началась и продолжалась вплоть до 2001 года. В 1956–1960 годах он был членом правления Московского Союза советских художников, в 1968–1970 — членом и секретарём правления Союза художников РСФСР, в 1976–1986 — председателем правления, в 1977–1990 — секретарём правления Союза художников СССР, в 1987–2001 — секретарём правления Союза художников РФ, в 1980–1989 — депутатом Верховного Совета РСФСР 10‑го и 11‑го созывов, делегатом ХVII съезда КПСС, в 1986 году — членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС.
На педагогическом поприще братья Ткачёвы также внесли весомую лепту, будучи с 1974 года художественными руководителями творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (ныне это Российская академия художеств).
Яркие представители искусства социалистического реализма, братья Ткачёвы работали вместе с 1952 года, хотя в их персональных творческих активах — самостоятельные произведения, и каждый из них — крупная творческая личность со своими художественными пристрастиями и душевными порывами. Сергей Петрович — художник острой живописной манеры, тяготевший к масштабным полотнам, к развёрнутым с точки зрения сюжетности композициям. Алексей Петрович более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. Эти индивидуальные качества в момент работы над совместными произведениями синтезировали выдающееся мастерство, стремление к большой картине, досконально проработанную внутреннюю драматургию образа и живой язык пленэрной живописи. Яркий тому пример — картина «Свет». Написанная Ткачёвыми, очевидно, в 1988 году, она представляет собой один из вариантов их известных картин на эту же тему: первый вариант — «Свет в деревне» — был написан в 1970–1972 годах, второй — «Свет» — в 1988‑м специально для художественно-краеведческого музея города Узловая Тульской области.
История появления этих произведения проста: известные мастера деревенской темы, художники-реалисты, передающие на своих полотнах правду жизни и историю Отечества, братья Ткачёвы не могли обойти тему электрификации деревни. Все варианты картины «Свет в деревне» показывают, насколько жизненно важным было появление электричества по всей стране, особенно в сельской местности: оно перестроило весь уклад жизни крестьян, позволило поднять народное хозяйство и начать индустриализацию страны. Ведь до 1920‑х годов русская деревня освещалась керосиновыми лампами, свет которых был тусклым, а цены на керосин высокими. Только с принятием плана ГОЭЛРО по строительству районных электростанций у крестьян появилась надежда на постоянное освещение их домов.
На картине «Свет» изображён фрагмент типичного деревенского бревенчатого дома. За окном — зима. Стоящая в центре молодая мать с ребёнком на руках как будто не верит своим глазам: теперь в её доме — постоянный электрический свет. Он настолько ярок, что привычная к тусклому свету керосиновой лампы женщина рукой прикрывает от него своё лицо.
«Свет» — одно из самых характерных произведений в творчестве братьев Ткачёвых — как с точки зрения образно-тематической линии, так и с точки зрения живописно-пластического и колористического решения. Источником же всех тем и образов в их произведениях стала малая родина — Брянщина, село Чучуновка, — крестьянский быт, большая семья, мать и отец, воспитавшие в сыновьях любовь к земле, к труду, к Родине. И, конечно же, уральское село Воскресенское. Из этих источников возникли и герои картин братьев Ткачёвых — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Но художники стремятся уйти от конкретики — их привлекают образы типические, в которых выражен национальный русский характер. «Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию», они рассказывают о правде времени, о драме всей страны, прошедшей через тяжелейшие испытания, но вышедшей из них с ещё большим достоинством и чувством национальной гордости. Бесспорно, обращение братьев Ткачёвых к сельской тематике, к людям земли, к крестьянскому быту сближает их творчество с актуальными в 1960‑х — 1970‑х годах тенденциями в литературе, в прозе известных писателей-деревенщиков, с особой остротой поднявших проблемы нравственности и правды жизни, призывавших к воспитанию в каждом соотечественнике любви к Родине.
(Продолжение следует)