Все новости
СОБЫТИЕ
30 Ноября 2023, 12:49

Отец и сын

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова – две юбилейные выставки: Гумера и Урала Мухаметшиных.

Отец и сын
Отец и сын

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед 

 

Выставка живописи и скульптуры заслуженного учителя Башкирской АССР Гумера Идиятшиновича Мухаметшина (1928–2021) посвящена 95‑летию со дня рождения. Выставка живописи его сына — заслуженного художника Республики Башкортостан Урала Гумеровича Мухаметшина (1953–2016) — 70‑летию со дня рождения. Объединённые в одно экспозиционное пространство, выставки демонстрируют не только родственность экспонентов, но и близость их творческих ориентиров. В экспозиции — произведения из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова и собрания семьи художников.
Работая над созданием экспозиции, организаторы поставили перед собой задачу — сохраняя самостоятельность авторских модулей, донести до зрителей творческий дух семьи, взаимосвязь образно-тематических устремлений отца и сына. В результате зрители смогли убедиться, что автор живописных и скульптурных произведений, главные герои которых — выдающиеся деятели истории и культуры башкирского народа, — Гумер Идиятшинович Мухаметшин воспитал в сыне достойного продолжателя своего дела. Достаточно назвать только один образ — крупнейшего представителя башкирской поэзии ХIХ века, выдающегося философа, просветителя и мыслителя Мифтахетдина Акмуллы (1831–1895), — чтобы в полной мере ощутить эту логическую прямую и почувствовать гордость отца за сына.
Событием выставки, помимо произведений Гумера Идиятшиновича, стала его творческая биография, опубликованная впервые. Биография предоставлена его сыном, младшим братом Урала Гумеровича Салаватом Гумеровичем, преподавателем дизайна и компьютерной графики Детской художественной школы № 2 г. Уфы.
Родился Гумер Идиятшинович 30 ноября 1928 года в деревне Кандры-Аминево Кандринского района Башкирской АССР (ныне это Туймазинский район Башкортостана) в крестьянской семье. В 1944 году окончил восемь классов Кандринской средней школы и одновременно в 1943–1944 годах работал в районной конторе связи обменщиком-сортировщиком почты. В 1945 году поступил на художественное отделение Башкирского театрально-художественного училища (ныне — Уфимское училище искусств), которое окончил в 1950 году по специализации «Художник-декоратор». Его педагогами в училище стали выдающиеся мастера: заслуженный деятель искусств БАССР Рахим Усманович Ишбулатов (1911–1967), Порфирий Маркович Лебедев (1882–1974) и народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, лауреат Государственной премии БАССР им. С. Юлаева, основоположник школы башкирской живописи Александр Эрастович Тюлькин (1888–1980).
Уже в год окончания училища Гумер Идиятшинович начал оформлять журнал «Агидель», а после окончания уехал на Украину, где на протяжении двух лет работал художником в Харьковском государственном драматическом театре им. Т. Г. Шевченко и стал участником Декады украинского искусства в Москве. С 1952 года жил в Уфе. Работал художником газеты «Совет Башкортостаны», в 1957–1962 годах — художником Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР: его основной сферой деятельности стало составление научных таблиц по декоративному искусству, а результатом — участие в оформлении научных трудов выдающихся башкирских этнографов, археологов и искусствоведов. Это монография С. А. Авижанской, Н. В. Бикбулатова и Р. Г. Ку­зеева «Декоративно-прикладное искусство башкир» (1964), монографии С. Н. Шитовой «Башкирское деревянное зодчество» (1980), «Башкирская народная одежда» (1995), «Резьба и роспись по дереву» (2001), «Войлок, ковры и ткани у южных башкир» (2006), а также книги «Мухамедьяр Хай» (1982) и «Шайхзада Бабич» (1985).
С 1957 года Гумер Мухаметшин активно работал в скульптуре — станковой и монументальной. В числе монументальных произведений 1950‑х — 1960‑х годов, созданных совместно с архитектором Р. Г. Салиховым, — памятник поэту С. И. Чекмарёву в селе Исянгулово Зианчуринского района БАССР, стела в колхозе «Коммунизм» Чекмагушевского района, посвящённая воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В числе произведений 1999–2006 годов, созданных совместно со скульптором Х. Х. Гариповым, — бюст Ахметзаки Валиди Тогана в Сибае, бюст Героя Советского Союза Ф. И. Белова в Аллее героев в Белорецке, бюсты Салавата Юлаева в Сибае и в деревне Абзелилово Абзелиловского района. 1980‑е годы Мухаметшин посвятил разработке образа Мифтахетдина Акмуллы, воплощённого в графике и скульптуре. Сегодня эти произведения хранятся в музее Акмуллы в деревне Туксанбаево Миякинского района Башкортостана.
Другой важнейшей сферой деятельности Гумера Идиятшиновича стала педагогика. Он посвятил ей сорок лет жизни, будучи в 1962–2002 годах преподавателем рисунка, живописи, композиции, скульптуры и анатомии на художественном отделении Уфимского училища искусств.
Урал Гумерович Мухаметшин родился на следующий год после переезда Мухаметшина-старшего в Уфу. Воспитывавшийся в обстановке непрекращающегося творчества отца, Урал с детства мечтал стать художником и получил блестящее образование: в 1975–1980 годах учился на художественном отделении Уфимского государственного института искусств. Одним из главных его педагогов стал выдающийся живописец, выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, заслуженный художник РСФСР, народный художник БАССР, лауреат Государственной премии БАССР им. С. Юлаева Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов (1925–1986).
В историю изобразительного искусства Башкортостана Урал Мухаметшин вошёл как продолжатель традиций корифеев башкирского изобразительного искусства — первого профессионального художника-башкира Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева (1887–1947) и выдающегося живописца ХХ века, академика Российской академии художеств, народного художника СССР и РСФСР, лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева Ахмата Фаткулловича Лутфуллина (1928–2007). Произведения Мухаметшина, как и произведения его кумиров, проникнуты любовью к Башкортостану, его истории, традициям и обычаям и раскрывают национальные особенности характера родного народа.
Для стилистической манеры Мухаметшина свойственны тщательность рисунка, графичность формообразующей линии, реалистическая трактовка образов при часто условно разработанном пространстве и декоративности колорита. Особое внимание художник уделял деталям, выявляющим образно-тематическую линию каждого произведения. Эта манера сохранилась на протяжении всего его творчества, независимо от того, в каком жанре он работал — портрете, пейзаже, натюрморте, жанровой или исторической картине. При этом сами образы, как правило, всегда романтичные, возвышенные, поднимающиеся в жанровой картине над привычной бытовой ситуацией, в пейзаже — над натурностью мотива.
В числе портретов выдающихся представителей башкирского и татарского народов — ряд уникальных исторических портретов. Это портрет Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева и портрет легендарного организатора колхоза «Вулкан» Калимуллы Валитова. Портрет башкирского просветителя, поэта, переводчика, этнографа, филолога, сыгравшего большую роль в развитии татарского литературного языка и грамматики татарского языка, автора нескольких русско-татарских словарей Мухаметсалима Уметбаева (1841–1907), решённый в форме крупноформатного исторического полотна. (Тематически неотрывен от него пейзаж «Деревня Ибрагимово. Родина Мухаметсалима Уметбаева».) В числе портретов других известных башкирских художников — портрет Рахима Усмановича Ишбулатова и портрет основателя творческой группы «Чингисхан» Наиля Саидовича Латфуллина (1952–1992). И, конечно, портреты отца и Мифтахетдина Акмуллы.
Жанровые картины посвящены быту башкирской деревни, пейзажи — неповторимой красоте родной природы, центром которой для Мухаметшина стало село Кандры Туймазинского района, знакомое и любимое с детства. Родившийся в Уфе, он всегда называл Кандры своей второй родиной, поскольку вместе с братом проводил там каждое лето в гостях у бабушки и дедушки. В знак благодарности семье художник написал картину «У дерева. Три поколения», посвятив её любимой бабушке. В Кандрах родилась и романтическая картина «Новолуние»: молодая женщина доит козу, её красивая обнажённая спина сверкает мраморной белизной на фоне козьего меха. Оттуда же, из Кандров, и многие пейзажи, и сюжетные картины, и портрет отца.
Большую роль в жизни художника играла его мама, к которой он относился не просто с сыновьей любовью и уважением, а с подчёркнутым восхищением. Экспонирующийся на выставке «Портрет матери» впервые был показан на Республиканской выставке в Уфимской художественной галерее, посвящённой III Всемирному курултаю башкир, проходившему в Уфе 10–11 июня 2010 года. С точки зрения стилистики это портрет откровенно реалистический: созданный в нём образ покоряет визуальной красотой модели и главными чертами характера — внутренней значительностью, волевой собранностью, душевным благородством.
Важнейшее значение придавал Мухаметшин возрождению в изобразительном искусстве исторической картины. Он остался верен ей даже в самые сложные для искусства 1990‑е годы. В числе созданных им исторических полотен — картина «Кони — фронту», посвящённая 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии. На первый взгляд, она не имеет никакого отношения к войне: кони мирно пасутся на лугу, вокруг них — умиротворённая природа. Ощущение войны вносят только фигуры всадников в военной форме, но и оно «читается» не сразу. Любивший и чувствовавший природу Башкортостана и Урала, Мухаметшин и в этом произведении главным критерием веры в Победу сделал её нетленную красоту, символизирующую для него красоту природы России и величие Родины.

Отец и сын
Отец и сын
Отец и сын
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в