Автор — Азалия Балгазина
К этой знаменательной дате Союз кинематографистов РБ в Музее Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури подготовил персональную фотовыставку известного фотохудожника, оператора Марсэна Багаутдиновича Мухамадеева под названием «Он был и прост, и велик…». На выставке представлены двадцать пять малоизвестных фотографий из частной жизни актера (монохромные). Арслана Мубарякова, всенародно любимого актера Башкирского театра драмы, сыгравшего на ее сцене свыше 200 ролей, принято называть властителем и царем сцены (на баш. яз. — сәхнә арыҫланы). Он обладал яркой сценической внешностью, крупным телосложением, богатым, звучным голосом сильного посыла, признан одним из лучших исполнителей ролей героико-романтического плана, персонажей с мужественными, волевыми характерами: Айсуак («Тансулпан» К. Даяна), Карагул (одноименная драма Д. Юлтыя), Шатмурат («Карлугас»), Кахым («Кахым-туря, или 1812 год», оба — Б. Бикбая), Шаймуратов («Генерал Шаймуратов» И. Абдуллина, Ш. Насырова) и другие. Большую популярность принесла ему роль национального башкирского героя Салавата Юлаева в спектаклях по произведениям Б. Бикбая, В. Муртазина, Б. Бикбая и Г. Саляма, а уже всесоюзную славу — заглавная роль в кинофильме «Салават Юлаев» режиссера Я. Протазанова («Союздетфильм», 1941 г.). Сыграл множество ролей и в классическом репертуаре: Сатин («На дне» М. Горького), Борис Годунов (одноименная трагедия А. С. Пушкина), Федор Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Войницкий («Дядя Ваня» А. П. Чехова). Художественной полнотой образа выделялась роль Отелло (одноименная трагедия У. Шекспира), созданная Мубаряковым на «пределе чувств» — темпераментно, возвышенно, проникновенно. Роль была высоко оценена критиками на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. В том же году он был удостоен звания «Народный артист СССР». Помимо актёрской работы, Мубаряков ставил спектакли в разных театрах, на сцене Башдрамтеатра осуществил постановки спектаклей: «Одинокая береза» М. Карима, «Не называя фамилий» В. Минко, «Тихое озеро» А. Мирзагитова, «Ширванская красавица» Э. Мамедханлы, по собственным пьесам — «Неугасимые сердца», «Жёнушка», «Вторая молодость». В разные годы брал бразды правления театром в свои руки, был и художественным руководителем театра и директором. Величие мастера заключалось не только в его высоком профессионализме, но и в величии его души. Он был выходцем из простого народа, всегда помнившим и свое сиротское детство в Серменевском детском доме, и голод, лишения, тяжелый физический труд лесоруба. Балетмейстер Файзи Гаскаров вспоминал их первую встречу в коридорах Башкирского техникума искусств, куда Мубаряков приехал поступать: «Арслан был одет в грубую холщовую одежду. Но не столько она, сколько обувь парня привлекла мое внимание: самые доподлинные сарыки — старинная башкирская обувь, которая изготовляется из сукна и кожи. Не менее примечательным дополнением его «амуниции» был большой мешок, который он держал на весу». Коллеги, родственники, знакомые вспоминают, что даже будучи знаменитым, Мубаряков никогда не зазнавался, оставался простым и душевным в общении, всегда помнил о своих истоках творчества, малой родине, земляках. Именно он поспособствовал становлению будущего выдающегося башкирского композитора Загира Исмагилова, узрев в юноше-земляке музыкальную одаренность. В знак глубокого уважения и благодарности Мубарякову, посвятил эту выставку Марсэн Багаутдинович. Дело в том, что Мубарякова и отца Марсэна, известного фотографа Багаутдина Шагабутдиновича, связывала искренняя дружба. После развода с супругой — актрисой и поэтессой Рагидой Янбулатовой, актёр с 1960 г. квартировал у них по улице Пулеметная, 6, атмосфера в доме царила дружная, радушные хозяева часто собирали у себя известных представителей башкирской богемы, интеллигенции. Можно сказать, что Мухамадеевы стали Мубарякову второй семьей, он очень дорожил ими. Именно живя на Пулеметной, 6, Мубаряков в 1961 г. написал свою пьесу «Вторая молодость» («Икенсе йәшлек»). Получив отеческое напутствие от Мубарякова, Марсэн Багаутдинович на сорок лет связал свою судьбу с Башкирским телевидением, став одним из лучших телеоператоров и фотографов. Большую часть выставки составляют фотоснимки с поездки Мубарякова в родные места, это сс. Ассы, Бриш, Габдюково, Зуяково Белорецкого района РБ, к родственникам в Архангельский район (дер. Азово, с.Узунларово). Завораживающие своей первозданной красотой живописные пейзажи, летняя дача Мубарякова, утопающая в густой зелени, добрые, открытые лица простых сельчан — бесценные фотокадры ушедшей эпохи. Смотреть на них хочется долго, внимательно. Например, на одном снимке Мубаряков, уже немолодой, в толстых роговых очках, но уверенно оседлав коня, смотрит на нас с улыбкой. На другом — он с известным писателем Б. Бикбаем, они весело смеются. Впечатляет художественный фотопортрет, где он задумчиво смотрит на Белую: утекающую «реку жизни». Сестры Мубарякова — Сабиля Тагирова, Хамида Файзуллина, и другие родственники великого актёра — люди скромные, непубличные, но по их радостным лицам видно, как они уважают и гордятся им. «Эти фотографии мы делали с отцом совместно», — уточняет Марсэн Багаутдинович. Впрочем, это не столь важно, отец и сын, как мастер и подмастерье, были единым творческим тандемом.
На открытии выставки присутствовали уважаемые деятели театра, кино, телевидения, журналисты, а также родственники Мубарякова. Жена и сподвижница Марсэна Багаутдиновича Халиса-ханум очень трепетно относится ко всему, что связано с именем актёра, многое делает для поддержания контактов с его родственниками, для сохранения памяти о нём. В дар музею супруги преподнесли раритетный стул, как символ свидетельства одного из периодов жизни великого Мубарякова в гостеприимном доме Мухамадеевых.