Все новости
СОБЫТИЕ
29 Января , 00:44

Я везучий человек!

Окончание. Начало в №12

Я везучий человек!
Я везучий человек!

Юлай Ишбулдович Гайнетдинов – известный музыкант и кураист, народный артист Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Российской Федерации и БАССР, лауреат государственной премии имени Салавата Юлаева в преддверии своего юбилея отвечает на вопросы нашего журнала.

Рампа: Ваш ученик Роберт Юлдашев выступает в составе симфонического оркестра. Это как бы следующий этап звучания курая в оркестре.
Ю. Г.: Если бы не пригласили на работу в башкирскую школу № 20 (ныне гимназия имени Фатимы Мустафиной) выдающегося кураиста-педагога Адигама Динисламовича Искужина, Роберт Юлдашев, возможно, стал бы инженером-строителем, как его отец Нажип-агай. Благодаря Адигаму-агаю, он влюбился в курай. Когда я навещал своего остаза, Роберт всегда просил какую-нибудь мелодию сыграть, он, похоже, вообще не расставался с кураем. Посоветовавшись с его родителями, с Адигам-агаем и получив их благословение, перевели Роберта в среднюю специальную музыкальную школу при УГИИ, где он у меня занимался по кураю. Ныне у народного артиста РБ, лауреата Государственной премии РБ имени Шайхзады Бабича Роберта Юлдашева престижных музыкальных наград много. Я горжусь этим. А ещё я горжусь тем, что он первый кураист, выступавший в составе симфонического оркестра. Роберт Юлдашев виртуозно исполнил партию курая в «Фантазии для курая с симфоническим оркестром» Мурада Ахметова, к сожалению, рано ушедшего от нас. Выдающиеся музыканты нашего времени Владимир Спиваков и Юрий Башмет приглашают его выступать в составе своих оркестров. Хочу подчеркнуть, Роберт всегда играет только на традиционном курае, тембр которого полюбился нашим предкам. Для Мурада Ахметова, Владимира Спивакова и Юрия Башмета важно, чтобы в оркестре звучала именно душа курая!
Рампа: Кого из кураистов вы приводили в пример Роберту Юлдашеву?
Ю. Г.: Мне в жизни очень везло: я знал многих настоящих курайсы. Одного из них, кураиста-ветерана Башгосфилармонии Рахматуллу Буляканова, я впервые увидел в 1970 году, когда поступил учиться в БГУ. В университете он руководил кружком кураистов. Это был очень спокойный, мудрый человек. Бывшего шахтера из деревни Мустаево Баймакского района в 1940 году пригласили в филармонию. Профессиональные кураисты его очень уважали, называли «монло курайсы» («мелодичный кураист»). Однажды он мне сказал, что только в 70 лет начал понимать, что такое курай. В этих словах проявляется его отношение к великому духовному богатству башкирского народа, которое называется «курай». Не случайно издревле в народе не каждого играющего на курае называли курайсы. Я всегда говорил Роберту, что только владея традиционным исполнительством можно стать курайсы, и приводил в пример Рахматуллу Буляканова, Абдуллу Халфетдинова и других и давал их аудиозаписи.
Рампа: Вы автор и ведущий почти трех сотен телепередач «Хазина», множества статей, посвященных башкирскому музыкальному фольклору, опубликованных в журналах и газетах, книг «Курай и кураист», «Озон кюй и йыраусы», «Курай Адигама», «Курай — символ древней культуры башкирского народа». Об этом несколько слов хотелось бы услышать.
Ю. Г.: 23 июля 1991 года я устроился на работу на Башкирское телевидение на должность редактора музыкальных передач. А вообще-то я в качестве кураиста выступал по телевидению с 1969 года. В середине 80‑х выступал по телевидению в качестве автора и ведущего цикла передач «Родные напевы» с участием руководимого мною башкирского фольклорного ансамбля «Хорнай», одним из солистов которого был Роберт Юлдашев. Кстати, в 1986 году «Хорнай» представлял нашу республику в концерте в Кремлевском дворце съездов для делегатов XXVII съезда КПСС. В 1987 году «Хорнай» успешно выступил на Международном фестивале детского творчества в городе Свердловске и стал дипломантом. Президиум Верховного Совета Башкирской АССР Указом от 30 июля 1988 года «за заслуги в эстетическом воспитании подрастающего поколения» присвоил мне почетное звание «Заслуженный работник культуры Башкирской АССР». В конце 80‑х частенько меня приглашала тележурналистка Альфия Батталова для ведения на пару с ней передачи «Шандау». Одним словом, я на телевидении был «своим». Зная многих прекрасных кураистов, народных певцов, я иногда удивлялся, что их не показывают по телевидению. Мои первые же передачи были посвящены им: народному певцу Сулейману Абдуллину, кураисту Сайфулле Дильмухаметову, мастеру башкирского танца Янгали Вахитову. Вскоре меня пригласил в свой кабинет генеральный директор Гостелерадиокомпании Салават Амирханович Кильдин и спросил, на что следовало бы обратить особое внимание. Я ответил: на башкирский музыкальный фольклор и его исполнителей-хранителей. И в январе 1992 года было образовано новое творческое объединение «Хазина», куда я пригласил журналистов Сарвар Сурину, Альфию Батталову, позже Румию Афлятунову, Ляйсан Идрисову-Нугуманову, режиссеров Ахмета Якупова, Анвара Нурмухаметова. Я вел передачу «Хазина», посвященную музыкальному и танцевальнему фольклору башкирского народа, где, как правило, присутствуют и сказительское искусство, и история народа, и родословные известных людей. В 1993 году я решил, что будет целесообразно, если выделить из «Хазины» две самостоятельные рубрики: «Шэжэрэ» и «Сэсэн», куда пригласил в качестве авторов и ведущих выдающегося историка Анвара Закировича Асфандиярова и известного фольклориста Ахмета Мухаметвалеевича Сулейманова. В фонде Башкирского телевидения хранятся записанные ими по два десятка передач. Сарвар Сурина работала в основном с народными театрами, Альфия Батталова делала передачи, посвященные материальной культуре башкирского народа, Ляйсан Нугуманова вела передачи с участием башкир, проживающих в соседних областях. Позже в разные годы в творческом обьединении «Хазина» работали режиссеры Фирдаус Харисова, Филюра Исяндавлетова, Салават Итбаев, Наиль Хамитов и др.
Я считаю себя счастливым человеком, потому что через передачи «Хазина» мог познакомить телезрителей с талантливейшими представителями башкирского народа, такими как Гульбану Сайфетдинова, Мавжида Аиткулова, Гульнур Лукманова, Рахимьян Асылбаев, Шакирьян Галин, Фаррах Аралбаев, Гумар Утябаев, Бакый Валеев, Хабир Байтимеров из Баймакского района, Мухаметьян Казакбаев, Асма Усманова из Хайбуллинского района, Забихулла Кашкаров из Зилаирского района, Зыяфат Ахметшина, Ишкиня Батыршин, Спартак Ильясов из Учалинского, Иншар Султанбаев из Зианчуринского района, Светлана Валеева из Балтачевского, Расида Мустафина, Нафиса Суфиева из Илишевского района, Сания Абдуллина, Искандар Мигранов из Салаватского, Фарзана Сахаутдинова из Мелеузовского, Флюра Даутова из Оренбургской области, Равиль Тукчурин из Саратовской области, Ризаля Арсланова, Салима Шарафетдинова из Курганской области, Хусаин Абдуллин, Факига Сафина из Челябинской области и др. В фонде Башкирского телевидения хранятся около 300 передач и фильмов «Хазина». Мне было известно, что наш первый Президент Муртаза Рахимов по мере возможности смотрит передачи «Хазина», и это, конечно, добавляло ответственности.
Указом Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова от 24 сентября 2002 года «за цикл передач «Хазина» в области возрождения и пропаганды фольклора Башкортостана и России» мне была присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. За заслуги в этой же области мне были присвоено в 1995 году почетное звание «Народный артист Республики Башкортостан», в 2002 году — почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Я с начала 80‑х годов прошлого столетия пишу статьи, посвященные башкирскому музыкальному фольклору и народным певцам, кураистам, в республиканские газеты и журналы, в разные годы за свои публикации был объявлен лауреатом журналов «Агидель», «Башкортостан кызы», «Ватандаш». Большинство этих статей, а также материалы передач «Хазина» вошли в мои книги «Курай и кураист», «Озон кюй и йыраусы» («Протяжная песня и народный певец»), «Курай — символ древней культуры башкирского народа», «Курай Адигама».
Рампа: Нам остаётся добавить: вы действительно успешный человек.
Ю. Г.: Повторюсь: я везучий человек!

Я везучий человек!
Я везучий человек!
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в