Автор — Светлана Платонова
«Играет Народный коллектив оркестр русских народных инструментов Центрального Дворца культуры города Белебея». Так называется нотный сборник, трижды выпущенный Республиканским учебно-методическим центром Уфы – в 2014, 2015, 2016-м годах. Составитель – Павел Крылов.
Оказалось, знакомить читателей нашего журнала с дирижёром и композитором, заслуженным работником культуры Башкортостана Павлом Николаевичем Крыловым нет никакой надобности. О нём «Рампа» писала уже не раз. И по заслугам. Благодаря современным техническим возможностям (фотографии, интернет, компьютер, сайт, ВКонтакте) удалось познакомиться со многими материалами. Например, с несколькими объёмными яркими познавательными статьями из «Рампы». Одни названия уже говорят сами за себя: «Народный концерт» (о тридцатипятилетии вышеназванного оркестра ЦДК Белебея, руководимого Крыловым), «Новый взгляд на старую сказку» (подробнейшая история создания музыкальной сказки «Морозко», сюиту из 14 номеров, которую теперь имею в своём «пользовании» и с разрешения автора, Павла Крылова, могу дать для исследования моим студентам). А вот статья «Чистый исток», где акцент сделан на творчестве супруги Павла Николаевича, талантливой певицы Зинаиды Крыловой. Имею и Приветственный адрес, подписанный Рамилом Гайзуллиным. Высоко оценивает он выступление оркестра под управлением Крылова на IV Международном конкурсе-фестивале «Зов Урала». Заслуженный артист России, народный артист РБ, основоположник Национального оркестра народных инструментов РБ, Рамил Мавлитович, внимательно следя за развитием крыловского оркестра, говорит о хорошем подборе репертуара, замечательном уровне композиторского творчества Крылова…
Автору же настоящих строк посчастливилось познакомиться с Павлом Крыловым «в дистанте» по замечательному поводу — его шестидесятилетию. В моём телефоне появилось столько материалов про творческую деятельность этого человека, что придётся их осваивать, наверное, ещё долго. Например, послушать сочинённую Крыловым музыкальную сказку «Морозко» хотелось вместе с внуками — но, видимо, это ещё предстоит. Самой же мне понравилось видео с исполнением «Морозко» в Туймазах — на гастролях из Белебея. И сама музыка, и её исполнение оркестром, певцами, вокальным квартетом, и двое интересных молодых ведущих-чтецов, и видеоряд.
О видеоряде надо сказать особо. Как сказал мне герой моего рассказа, на заднике сцены демонстрировались рисунки именно к той самой сказке «Морозко», что было в условиях Гранта, выигранного белебеевцами. Став победителем конкурса грантов Главы Республики Башкортостан с проектом «Музыкальная сказка «Морозко» (2021), Павел Крылов представил публике одноактный концерт-спектакль, с большим успехом показанный в четырёх городах (плюс к Белебею — Уфа, Октябрьский, Туймазы), поселке Приютово, а также в трёх районах (Бижбулякском, Ермекеевском, Миякинском).
Мои впечатления разнообразились знакомством с исполнением «Морозко» в Ульяновске, где, конечно, присутствовал и автор. Ульяновцы театральную сторону сказки решили по-своему: у них были «живые» Настенька и Иван, Марфушка (потом она же — и слепая старушка, её «нёс к ней домой на загорбке» Иван). А актёр, читавший текст и от автора, и за Настенькиного отца, перевоплощался потом в Морозко. Очень было интересно, живо. Уровень звучания профессионального оркестра привёл к мысли, что у Крылова белебеевцы играют не хуже.
Премьера музыкальной сказки «Морозко» в Ульяновске, во Дворце творчества детей и молодёжи, состоялась совсем недавно, 24 декабря 2023 года. Играл Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов под управлением художественного руководителя, главного дирижёра Артёма Белова (режиссёр-постановщик Анна Починова). На сайте Крылова читаем: «Было очень интересно слушать и смотреть сказку, которую сам сочинил и исполнял со своим коллективом в рамках гранта Главы Республики Башкортостан. Восхитили профессионализм Ульяновского оркестра, собственное прочтение музыки дирижёром, игра актёров, которые изобретательно подошли к раскрытию образов Ивана и Настеньки, Старика-Лесовика и Морозко, Марфуши и Бабы-Яги. Зал живо реагировал на происходящее на сцене. Новогоднее сказочное настроение было создано! Отрадно, что в насыщенной концертами афише для «Морозко» выделили три показа, и все билеты почти распроданы! Я рад тому, что сочинённая мною музыка находит отклик как у детей, так и у взрослых».
«Морозко» вошёл в репертуар и других коллективов в разных краях России. Кстати, послушала-посмотрела я и исполнение сказки «Морозко» знаменитым российским оркестром имени Николая Осипова в Москве. Как талантлива музыка Крылова! Любимые мною народники, наверное, одарены от природы… Да, осваивая историю рождения народного оркестра в Белебее, заметила, что Павел Николаевич, его бессменный руководитель — потомственный член этого коллектива, а в нём участвовали и другие Крыловы — например, его отец. Николай Алексеевич играл на альтовой домре, а брат Лев Николаевич — на балалайке-контрабасе.
Очевидно, современность такова, что любой может постоянно находиться в курсе всех творческих дел, происходящих с тем человеком, о котором здесь говорится. Блеск! Павел Крылов ведёт сайт под девизом «Люблю оркестра звук прелестный!». Сегодня, например, именно оттуда мне довелось узнать о присвоении звания лауреата первой степени его оркестру за победу в конкурсе «Жар-птица России» (посылали видео пьесы «Тройка» из «Морозко»). Можно видеть лауреатский диплом! Это, наверное, двадцатая или тридцатая (сбилась я со счёта) победа на конкурсах (смотри упомянутые статьи в нашей «Рампе»)… А на днях оркестранты собирались на мероприятие, посвящённое знаковому событию времён Великой Отечественной войны — Сталинградской битве.
Из всего, что удалось освоить, впечатлило ещё и телесообщение по БСТ о победе семьи Павла Николаевича и Зинаиды Тимофеевны на конкурсе «Бери пример!». Семья у них многодетная: пятеро детей, и все причастны к музыке! Именно из ТВ стало очевидно, как много Крыловы делают в Белебее. На телекамеру оба они говорят о незаменимой роли народных истоков, творчества — ведь этому посвящается буквально вся их жизнь. Народному творчеству, искусству — без пафоса, ежедневно.
Вернусь к юбилею. Как только вслушалась в звуки, всмотрелась в картинку юбилейного концерта к 60‑летию Павла Крылова, подумала: как важно творческому человеку показать свои достижения: объёмно, на сцене. Все стороны открыты: два часа дирижирует, поёт и, можно сказать, пляшет; звучат собственные сочинения — песни, инструментальные пьесы. И родные приветствуют мини-концертом (это сестра Зинаиды Крыловой с мужем приехали из Челябинской области), тоже артисты, поют! Атмосфера единения, любви.
Что неотъемлемо от юбилеев — поздравления. И здесь всё ненадоедливо, человечно. Начальник отдела культуры Белебеевского района Константин Георгиевич Хальзов, директор Центрального Дворца культуры города Белебея Лариса Александровна Бойцова, директор ДМШ № 1 Эдуард Каримович Агишев — все поздравители на сцене общались с юбиляром как коллеги.
Из артистов‑«крыловцев» хочется поблагодарить всех. В одной из статей «Рампы» они названы по именам. Просто изумили коса в руках Павла Крылова, пила, зазвучавшая у его дочери Марии — профессиональной «народной» певицы, как и её мама. А маленькие музыканты? Их воспитывает Павел Николаевич в студии при ДК. Какие молодцы, особенно ксилофонист Евгений Кутьянов. Такой серьёзный, в очках. Сольные вставки исполняет с огромным чувством, ответственно. А как поют! Красиво, с пониманием вокала, с точным проникновением в образ, настроение. Это соратники, питомцы Зинаиды Крыловой из ансамблей «Реченька», «Задоринки»…
Юбилей — подведение итогов. Но и взгляд в перспективу. Присоединюсь к пожеланиям. Без сомнения, такие натуры, как Павел Крылов, будут двигаться только по восходящей. Дай-то Бог!