Все новости
СОБЫТИЕ
14 Мая , 15:28

К Году семьи

В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова — выставка, приуроченная к Году семьи.

К Году семьи
К Году семьи

В её экспозиции — живопись и скульптура русских художников ХIХ — 10‑х годов ХХ века из собрания музея: портреты, пейзажи и жанровые композиции, раскрывающие такие важнейшие темы, как детство, юность, молодость, душевная красота преклонного возраста, различные аспекты жизни и деятельности человека — труд, любовь к природе, семье, Отечеству, поиски счастья. При этом первая особенность выставки — это предоставленная зрителям возможность познакомиться как с новыми для них произведениями известных мастеров, так и открыть имена тех художников, которые были, к сожалению, забыты. Другая отличительная особенность — экспонирование произведений членов одной семьи.


В предыдущих статьях, публиковавшихся в журнале «Рампа» с мая 2020 года под названием «Старейший на Урале. Шедевры музейного собрания»,* мы рассказали о многих произведениях живописи, графики и скульптуры. Поэтому сегодня назовём те, о которых уже писали и которые экспонируются на выставке. Это «Портрет дамы с нотами в руках» 1853 года Анны Ивановны Глебовой (?–?), «Старушка за шитьём» 1848‑го Павла Семёновича Сорокина (1829/1830–1886) и «Портрет мальчика с книгой в руке», написанный неизвестным художником, скорее всего, в 1850‑х — 1860‑х годах. Тяготеющие к типу тропининского «домашнего» портрета, эти произведения апеллируют к живописному наследию выдающегося русского художника Василия Андреевича Тропинина (1776–1857) — основоположника московской школы реалистического портрета, во многом определившего её демократические интонации, составившие образную основу искусства портрета следующих десятилетий, в первую очередь, портрета психологического. К этому же ряду портретов принадлежит и «Женский портрет» 1868 года Аполлинария Гиляриевича Горавского (1833–1900). Отмеченный синтезом сентиментализма и романтизма, «Женский портрет» подтверждает, что оба направления не потеряли своей актуальности и в русском демократическом искусстве второй половины ХIХ века.


Тема детства и отрочества представлена одними из самых трогательных произведений музейного собрания — «Портретом детей», написанным в 1850 году неизвестным художником, и картинами «Мальчики у окна» 1864 года и «Девочка-сиротка» 1913‑го, созданными Владимиром Егоровичем Маковским (1846–1920).


Этюд «Голова боярина», написанный старшим братом Владимира Егоровича Маковского, Константином Егоровичем (1839–1915), и, скорее всего, в 1880‑х годах, отличается особой красотой живописи и силой образа — типично русского: смелого и независимого. А стилистические особенности этого этюда демонстрируют, что академизм как одно из направлений русской живописи, вызванное к жизни созданной в 1757 году Императорской академией художеств, был живуч и в период деятельности Товарищества передвижных художественных выставок с концептуальной для него социальной проблематикой искусства. Об этом же свидетельствуют «Малороссийский пейзаж» 1861 года Гилярия Гиляриевича Горавского (1847 — после 1875), младшего брата Аполлинария Горавского, и картина 1848 года «Вечер на взморье» Валериана Константиновича Каменева (1822–1874). Синтезирующие пейзаж и жанр, оба произведения посвящены теме идиллического единения человека и природы.


Важнейшее место в экспозиции выставки, наряду с темами детства, юности, старости, женской красоты и тёплых семейных отношений, занимают образы, выражающие многообразие «таинственного» русского характера, и напрямую связанная с ними тема драматичной, а, подчас, трагичной жизни русского крестьянства. Яркий пример в первом случае — этюд «Отставной солдат Дмитрий Мазаров», написанный в 1896 году Владимиром Егоровичем Маковским. Яркие примеры во второй случае — жанровые картины Сергея Васильевича Иванова (1864–1910) «Переселенцы. Ходоки» 1886 года и «На базаре»1880‑х годов и этюд «На реке Оке», созданный в 1888 году ещё одним реформатором русской жанровой картины Абрамом Ефимовичем Архиповым (1862–1930).


Но если Архипов, много работавший в теме русской деревни, трансформировал её в тему счастья бытия, то Иванов раскрыл в этой теме весь трагизм жизни русского крестьянства. Вариативность данной темы имела свой первоисточник: это произошедший в русском искусстве на рубеже 1850‑х — 1860‑х годов коренной перелом, вызванный демократизацией общественного сознания, ставшей, в свою очередь, результатом решительных изменений в социально-политической обстановке в стране. Основным художественным объединением этого времени было уже упомянутое Товарищество передвижных художественных выставок, программно заявившее, что главными темами русского искусства, начиная с 1860‑х годов, становятся жизнь простого народа, обличение социальной несправедливости и красота русской природы. Поэтому в изобразительном искусстве этого времени развивались практически все жанры: портрет, пейзаж, историческая и жанровая картины. О художниках и произведениях, ранее не публиковавшихся в журнале «Рампа» и которые впервые экспонируются на выставке, пойдёт речь в этой и следующих статьях.


Так, выдающийся живописец, академик Императорской академии художеств, основатель Товарищества передвижников, один из самых ярких и преданных представителей русского реализма второй половины ХIХ века Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) представлен единственным произведением в собрании музея, но исключительно для его творчества характерным — картиной «Спор в поле». Написанная в 1875 году, эта картина стала выражением главной для Мясоедова темы — крестьянский быт и крестьянский труд. (Хотя в начале творческого пути ему, учившемуся в Императорской академии художеств по классу исторической живописи, прочили успешную стезю исторического живописца.)


Блестяще окончив в 1862 году Академию, Мясоедов получил право на пенсионерскую стажировку за границей. Он посетил Францию, Италию, Испанию, Бельгию, Швейцарию, где познакомился с памятниками культуры и современным искусством. Во Франции, Италии и Германии это было время расцвета критического реализма. Прогрессивные художники этих стран ратовали за правдивое отображение тяжёлой жизни обез­доленных людей. Под впечатлением от увиденного, Мясоедов решил воплотить эту идею на русской почве, противопоставив отвлечённому от жизни академизму живое реалистическое искусство. Так родилась идея создания Товарищества передвижников, тем более что почва для этого уже была: это созданная Иваном Николаевичем Крамским (1837–1887) Артель художников, выросшая из «Бунта четырнадцати», произошедшего в Императорской академии художеств 9 ноября 1863 года.


Но Мясоедов был не просто организатором Товарищества — он стал столпом и идеологом передвижничества. На протяжении 40 лет (правда, с перерывом) входил в состав правления и был автором первого варианта устава и редактором второго. Его творчество, выросшее на почве критического реализма 1860‑х годов, стало показательным примером раннего передвижничества, то есть ещё не имевшего тех «острых углов» и не наносившего того «лобового удара», который в скором будущем будет нанесён молодым поколением передвижников во главе с Ильёй Ефимовичем Репиным (1844–1930). При этом Мясоедов был настолько предан реализму, что эта преданность была несовместима для него с приятием тех европейских новаций, которые станут побудительным стимулом для тех же молодых передвижников, стремившихся обогатить ими своё искусство. Как показывает ретроспектива творчества Мясоедова, именно преданность реализму стала для него в определённый момент жизни драматической.


Так, уже на II выставке передвижников, организованной в 1872 году, он показал картину «Земство обедает» (1872, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — одно из самых значительных произведений как в его творчестве, так и в истории передвижнического движения: Мясоедов утвердил в нём главную для себя и передвижничества тему — сочувствие бедным и укор богатым. Посвящённая раздумьям о тягостном положении русского крестьянства, эта картина отличается остротой поставленной темы, но по характеру решения конфликта полностью принадлежит эпохе раннего передвижничества. Имеется в виду, что конфликт здесь не выявлен прямо и резко, а обозначен лишь намёком — противопоставлением скудной трапезы крестьян и роскоши обеда власть имущих, которую зритель может легко вообразить по увиденному в открытом окне фрагменту стола с серебряной посудой.


В первой половине 1880‑х годов, наряду с работой над тематическими циклами, Мясоедов обращается к пейзажным мотивам. И уже в 1881 году на IХ выставке передвижников показывает картину «Дорога во ржи» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва), ставшую одной из первых картин целой живописной серии, в которой он провозгласил главную для своего творчества тех лет идею — мощи и поэзии крестьянского труда. А до «Дороги во ржи» написал картину «Спор в поле» (она практически неизвестна зрителям, что делает честь Нестеровскому музею). Действие в ней, как и в «Дороге во ржи», происходит в поле, в окружении величественной русской природы. Но решение спорного вопроса, ставшее основной темой картины, трактовано уже со всей страстью двух противоположных сторон и главное — в их прямом, непосредственном контакте. Этим «Спор в поле» решительно отличается от бесконфликтной и бесконтактной трактовки такого же остросоциального вопроса в картине «Земство обедает» и является в этом смысле значительным прорывом в воплощении важнейшей для Мясоедова темы — темы несправедливого общественного обустройства России.


Ещё раз отметим дату создания картины: 1875 год. То есть она была написана за год до драматической для Мясоедова ситуации, в результате которой он в 1876 году вышел из правления Товарищества. Причина этого «демарша» хорошо известна: яростно защищая устои передвижничества, он считал, что произведениям, в которых есть даже намёк на новые веяния, имея в виду, в первую очередь, импрессионизм, нет места на выставках передвижников. Эта ультимативная позиция стала поводом для раскола Товарищества, а оппонирующий Мясоедову Репин потребовал роспуска совета правления как организации отсталой, консервативной, сдерживающей процесс прогрессивного развития русского искусства.


Продолжение следует

К Году семьи
К Году семьи
Автор:Светлана Игнатенко, искусствовед
Читайте нас: