Все новости
СОБЫТИЕ
6 Августа , 20:28

Дар благодарной памяти

К Дню Победы и Дню России в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова экспонировалась выставка «Дар благодарной памяти».

Дар благодарной памяти
Дар благодарной памяти

Выставка стала ещё одним этапом в реализации перспективного выставочного и научно-просветительского проекта «Адрес памяти — Воскресенское», посвящённого истории создания и формирования картинной галереи в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкортостана. Проект стартовал в Нестеровском музее весной 2017 года, осенью того же года был опубликован в выставочном зале Союза художников России на Покровке, представив уникальную коллекцию Воскресенской картинной галереи в собрании музея и сопровождаясь презентацией одноимённого альбома-каталога. В Москве и выставка, и альбом-каталог, и блестящее реставрационное состояние произведений, и их оформление настолько поразили участников вечера-презентации, в первую очередь самих художников‑«воскресенцев», что они, их дети и внуки в тот же день начали ещё одну процедуру дарения. В результате, в воскресенской коллекции сегодня — 440 произведений живописи, графики, скульптуры и декорационного искусства, большинство из которых созданы в годы войны, в том числе в Воскресенском. Они дают исчерпывающее представление об истории Московской средней художественной школы военной поры и советского изобразительного искусства 1920‑х — 2010‑х годов. Факт в музейном сообществе беспрецедентный! В последующие годы выставки проекта «Адрес памяти — Воскресенское» под названиями «Дар благодарной памяти» и «Непобедимая», посвящённая пейзажам Москвы, вновь экспонировались в Нестеровском музее. Нынешняя выставка в «Ижаде» представляет избранные произведения воскресенской коллекции — живопись, графику и скульптуру.


История создания галереи и формирование её коллекции уникальны. О них мы не раз рассказывали в «Рампе». Напомним: галерея размещается в самом центре древнейшего на Урале села Воскресенского, на берегу реки Тор, рядом с руинами знаменитого Воскресенского медеплавильного завода и Воскресенской церкви первой половины ХVIII века, в бывшем доме врача Эргарда Ивановича Корлейса (1870–1927) — памятнике архитектуры второй половины ХIХ века, сохранённом в историческом виде.


В основе воскресенской коллекции — дар 1970 года: 126 произведений художников Москвы и других городов страны — бывших учеников и преподавателей Московской средней художественной школы при Московском государственном (ныне — академический) художественном институте им. В. И. Сурикова, находившихся в 1941–1943 годах в Воскресенском в эвакуации. Их авторы — всемирно известные художники: Гелий Коржев, Пётр Оссовский, Виктор Иванов, Владимир Стожаров, Игорь Попов, Алексей Ткачёв, Андрей и Сергей Тутуновы, Валентин Пурыгин, Иван Архипов, Виктор Бабицын, Руслан Кобозев, Олег Буткевич, Андрей Марц, Борис Немечек, Клара Власова, Таисия Скородумова и многие-многие другие. И знаменитые педагоги школы — Василий Почиталов, Михаил Добросердов, Акиндин Шорчев, Сергей Михайлов, Григорий Шегаль, Александр Осипов. Каждое имя — золотая страница советского изобразительного искусства.


Галерея открылась 6 ноября 1971 года как народная, в 1979 году стала филиалом Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Это событие художники-«воскресенцы» восприняли восторженно.
Последующие дары художников‑«воскресенцев» и их потомков — 1982–2010‑х годов, — а также поступление из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» позволили сформировать коллекцию, равной которой нет ни в одном провинциальном музее страны — не только в сельском, но и в городском. Художник-«воскресенец» Виталий Михайлович Меньшиков, журналист-международник, автор многочисленных публикаций о Воскресенской картинной галерее и Московской художественной школе периода её воскресенской эвакуации, в одной из своих статей с гордостью резюмировал: «Таким запасником художественных ценностей военной поры не обладает, пожалуй, ни одна картинная галерея России и ближнего зарубежья, не говоря уже о дальнем! …Уникальность галереи выражается в удивительной “биографии” собранной здесь коллекции произведений художников нашей страны. Галерея отразила характер “воскресенской главы” истории МСХШ в духовном и профессиональном формировании целой плеяды именитых художников… Галерея действительно единственная в таком роде». Другой художник-«воскресенец», скульптор и искусствовед Олег Викторович Буткевич с той же убеждённостью писал: «…Создавая здесь картинную галерею, даря своё искусство этому далёкому от столиц и музеев селу, сегодняшние “маститые” просто гасят в какой-то мере свой долг перед прошлым. Перед теми, кто их, плохо ли, хорошо ли, приютил здесь в сорок первом, перед теми, кто их здесь учил, кто им здесь позировал…» В свете этих высказываний отметим ещё один беспрецедентный факт: Воскресенская картинная галерея создана в знак благодарности художников Москвы и других городов страны башкирской земле и старинному селу, ставшему для них второй родиной на два военных года, спасшему их жизни и талант. Ведь первое, что было сделано совместными усилиями педагогов Московской художественной школы и жителей Воскресенского, — это нормализация учебного процесса и жизни юных художников.


Может возникнуть вопрос: почему Московская художественная школа была эвакуирована именно в Воскресенское? Ответ прост. Расположившись в неповторимом по живописности месте, у подножия гор, называемых воскресенцами Синими Венцами, на дне воображаемой чаши, пронизанной быстрыми водами реки Тор, Воскресенское на протяжении своей 275‑летней истории было местом притяжения многих талантливых сынов Отечества. Среди них — горнозаводчики Иван Мясников и братья Твердышевы, несколько поколений рода Пашкова, владевших Воскресенским медеплавильным заводом, талантливый хирург Эргард Корлейс — старший врач подвижного лазарета им. Русского учительства, участник Китайского похода 1900–1901 годов, награждённый за обслуживание раненых в боях высокими наградами Отечества. Как видим, эвакуированные в село Воскресенское юные художники оказались в самой сердцевине русской истории и русской природы, не говоря уже о том, что Воскресенское было глубоким тылом.


Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Алексей Петрович Ткачёв вспоминает: «Основные годы нашей учёбы совпали с войной. Но именно с этим временем связан самый высокий взлёт школы. Было холодно, голодно, но творческое горение скрашивало все невзгоды… Да и самое место, где мы жили, вдохновляло на многое. История села Воскресенского связана с именами вождей Крестьянского восстания — Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева… Естественно, ученик с богатой фантазией вдохновлялся героическим прошлым. Там, в эвакуации многие нашли свою “золотую жилу”, сделали маленькие шедевры…» «Золотая жила» — это не что иное как большие темы и героико-романтические образы, пейзажи, портреты и сюжетные композиции, отразившие и проблематику сложных 1950‑х, и стилистику «сурового стиля», и искусства 1970‑х — 1980‑х годов со всеми метаморфозами общественного сознания. Поэтому неслучайно, что художники-«воскресенцы» называют Воскресенское своей духовной колыбелью. Именно здесь многие из них впервые ощутили запах земли и крестьянский труд, открыли многосложную историю Родины и величественность её пейзажей, почувствовали себя художниками великой страны.


Особую ценность выставки в «Ижаде» представляют произведения, созданные воспитанниками Московской художественной школы в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Исполненные маслом на фанере, холсте и самодельных основах или простым карандашом на невысокого качества бумаге, они поражают мастерством, глубиной и проникновенностью образов, трудно сопоставимыми с юным возрастом исполнителей. Это портреты, жанровые композиции и пейзажи, наполненные той духовностью и любовью к Родине, о которой так пронзительно пишет Алексей Петрович Ткачёв. В их числе — живописные произведения. Это единственные из немногих сохранённых работ любимицы Московской художественной школы Милы Адамович, к несчастью, рано ушедшей из жизни — в 1948-м: «Автопортрет», написанный в Воскресенском, «Портрет бабушки» 1944 года и картины «Букет» и «Гора Слон», созданные до 1948 года. Это пейзажи Воскресенского, портреты и жанровые ситуации, увиденные другими юными художниками там же: «Уголок двора. Колхоз “Оборона”» и «Дождливый день» Виктора Будихина, «Воскресенск» Клары Власовой, «Сарай. Башкирия», «Голова девушки», «Гуси» и «Фигура в интерьере» Веры Дрезниной, «Девочка» Елены Колобаевой, «Воскресенск. Завод», «Воскресенск, больница» и «Портрет Миркина Мони» Гелия Коржева. Это «Этюд стоящей женщины», «Женский портрет», «Старик на крыльце», написанные в Воскресенском и в 1944 году в Москве Борисом Немечеком. Это пронзительный живописный пейзаж «Река Тор весной», созданный в 1942 году в Воскресенском Александром Сухановым. Его же этюд «Фигура», написанный в Воскресенском, и «Автопортрет» 1944 года. Что же касается Моисея Миркина, очень любимого товарищами и педагогами школы, то в 1943 году и, возможно, из Воскресенского он был призван на фронт. Погиб в боях за освобождение Венгрии, поэтому портретов его нет. В этом ситуации значение созданного выдающимся художником ХХ века Гелием Михайловичем Коржевым в 1941 году в Воскресенском портрета Моисея Миркина трудно переоценить.


Другой большой раздел выставки составляет графика периода воскресенской эвакуации и последующих двух военных лет после возвращения школы в столицу: это карандашные рисунки 1941–1944 годов, в числе которых — «Сидящий старик», «Девочка-башкирка» и «У кузницы. Воскресенское» одного из инициаторов создания Воскресенской картинной галереи Виктора Бабицына, «Автопортрет» Евгения Батыря, «Ира Никонова» Надежды Воробьёвой, «Портрет девушки» и эскиз композиции «Пётр I и его флот» Веры Дрезниной, «Башкирия. Портрет молодой женщины» Евгения Лобанова, «Эвакуированная. Воскресенское», «Танковая засада», «К боевому вылету» и другие рисунки Виталия Меньшикова, «Мальчик из Воскресенска» Алексея Мерзлякова, «Нина Лотова. Воскресенское» Бориса Немечека и «Воскресенские мальчики» Николая Терещенко. Завершающим, прощальным акцентом в двухлетней воскресенской эвакуации звучит акварель Валентина Пурыгина «Паром. Село Воскресенское», ставшая, с другой стороны, своего рода стимулом в стремлении многих художников‑«воскресенцев» вернуться в село своей юности.


Так появились трогательные акварели Владимира Винокура «Рынок. Село Воскресенское» и «Больница. Село Воскресенское», написанные им в Воскресенском в 1959 году, когда он первым из художников‑«воскресенцев» посетил любимое село. В апреле 1962 года в Воскресенское приехал один из выдающихся самарских живописцев Валентин Пурыгин, написавший через шесть лет ностальгическое полотно «Тёплый день. Зима», посвящённое Воскресенскому и годам эвакуационной юности.


Образ Москвы, величественной и камерной, исторической и современной, как и образ Кремля, представлен на выставке целым рядом произведений 1940‑х — 1980‑х годов. Это картины «Свидетель суровых дней» Андрея Горского, «Москва. Зарядье. XVII век» Николая Гончарова, «Осень в Кремле» и «Соборная площадь в Кремле» Игоря Мануйлова, «Ночной Кремль в праздники» Ивана Сорокина и «Московский дворик» Ремира Столярова, написанная в 1944 году. Это датированная тем же 1944 годом небольшая по размерам картина Владислава Фёдорова «Сокольники» и его акварель 1950‑х годов «Дом в Сокольниках». Это знаменитые картины 1950‑х — 1980‑х годов «На московских окраинах» и «Москва. Кремль» Петра Оссовского, «Кремль. ХVII век» и «Фрунзенская набережная, дом 14» Игоря Попова. И картины талантливых преподавателей Московской художественной школы, написанные в 1960‑х годах: «Старая Москва» и «Московский Кремль» Александра Ефимовича Осипова, «Москва. У Дома Союзов» и «У Бородинского моста» Акиндина Петровича Шорчева.


Александр Ефимович Осипов, один из первых преподавателей Московской художественной школы, представлен, помимо живописи, уникальными карандашными рисунками конца 1920‑х годов. Их герои — он сам («Автопортрет»), его жена («Мария с сестрой») и талантливая дочь Тамара («Жена и дочка. Мария с Тамарочкой).


Творчество Тамары Осиповой, известной циклами «Балет», «За кулисами Большого театра» и «Фигурное катание», представлено на выставке наиболее полно и ретроспективно. Это и картина 1960 года «В свободную минутку», ставшая продолжением её дипломной картины в Суриковском институте «Нахимовцы». (Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова окончили практически все выпускники Московской средней художественной школы.) И акварели 1960‑х — 1970‑х годов, вошедшие в циклы «Балет» и «За кулисами Большого театра»: «Последние репетиции “Лебединого озера”», «В репетиционном зале ГАБТа», «Отдыхает. ГАБТ», «Елена Рябинкина на репетиции. ГАБТ». Знаменитая дочь Тамары Осиповой, внучка Александра Ефимовича Осипова, академик Российской академии художеств, народный художник РФ Мария Фёдорова, и её сын, почётный член Российской академии художеств Даниил Фёдоров, чьи произведения также хранятся в собрании Нестеровского музея, — герои графических листов Осиповой 1969 и 1981 годов — карандашного рисунка «Машенька» и пастели «Данилушка».


Муж Тамары Осиповой, Владислав Фёдоров, помимо живописных произведений, которые были названы выше, представлен акварелями 1950‑х — 1960‑х годов, посвящёнными членам любимой семьи: «За столом. Тамара», «Маша рисует», «Александр Ефимович Осипов». Экспонирование на выставке произведений трёх членов одной семьи может быть приурочено и к объявленному Президентом России Году семьи. А живописное полотно Фёдорова «Захолодало» проецируется на ещё одну тематическую линию в экспозиции воскресенской выставки — тему пейзажей Родины. В этом ряду — картины других выдающихся мастеров: «Вечер» Владимира Гаврилова, «В тургеневских местах» Руслана Кобозева, ещё одного инициатора создания Воскресенской картинной галереи, «Весна» и «Зимний мотив» Рашида Максютова и известное полотно Андрея Тутунова «Пейзаж с расколотым небом», поражающее драматизмом образа. Полотно Клары Власовой «Аул Вачи», написанное в 1971 году в Дагестане, звучит воспоминанием о братской дружбе народов СССР.


Но главная, красная линия всей экспозиции — это тема войны. Она находит выражение в полотнах ещё одного старейшего педагога Московской художественной школы — Михаила Владимировича Добросердова: это картины 1940‑х годов «Натюрморт военных лет», «Скорбь о погибших», «Яблоки на табурете». И в картине «Фронтовая кухня», написанной в 1963 году участником Великой Отечественной войны Анатолием Вериго, и в картине «Проводы на фронт», созданной по живым впечатлениям от проводов на фронт в Воскресенском учеником школы Игорем Мануйловым. Картине «Проводы на фронт» предшествовали созданные Мануйловым в тех же 1942–1943 годах графические этюды «Плачущая девушка» и «Женская фигура», поражающие, как и картина, трагизмом образов и самой ситуации. В этом же ряду, но опосредованно, если иметь в виду не прямую апелляцию к теме Великой Отечественной войны, а мужество советского человека — защитника Родины, — цветная линогравюра Дмитрия Дмитриева «Орлёнок» и набросок углем к картине «Гомер (Рабочая студия)» Гелия Коржева, ставший левой частью его всемирно известного триптиха «Коммунисты» (Государственный Русский музей). Оба произведения написаны в конце 1950‑х годов.


Событием выставки стали другие произведения Коржева: этюды к картине «Осень» — «Женщина в светлом платье» и «Женщина в чёрном», — написанные в 1954 году, и этюд «Полуфигура женщины» к картине «Утро», над которой он работал в конце 1950‑х. Местонахождение обеих картин, к сожалению, неизвестно — известно только, что один из вариантов картины «Утро» хранится в частном собрании в США.


К этому же ряду произведений относится наполненный счастьем жизни и творчества «Портрет актрисы Краснопевцевой», созданный в 1952 году Натальей Сапожниковой. И крупноформатная картина 1960‑х годов выдающихся художников ХХ века, братьев Алексея и Сергея Ткачёвых «Мать с ребёнком». И написанные ещё до войны, в счастливые первые два года учёбы в Московской художественной школе произведения: это «Портрет А. Е. Беляева», созданный в 1939 году будущей женой Гелия Коржева, Кирой Владимировной (тогда Бахтеевой), «Городской пейзаж» 1940 года Владимира Яценко, на котором — предвоенная Москва, — и карандашный рисунок этого же года «Голова мужчины» Никиты Калиновича, умершего в Воскресенском в 1942 году от тифа и похороненного на сельском кладбище. Поясним, и это важно, так как является ещё одним свидетельством нахождения некоторых учеников Московской художественной школы в Воскресенском вместе с родителями или другими родственниками: Александр Ермилович Беляев (?–1951), герой портрета К. В. Коржевой, в 1941–1943 годах был в воскресенской эвакуации не только с внучкой Кирой, но и с дочерьми — Еленой Александровной Бахтеевой, матерью Киры, и Зинаидой Александровной Беляевой, матерью её двоюродной сестры Лилии. Он преподавал математику в воскресенской школе, а дочери работали в школьной столовой.


Ещё одна красная линия экспозиции, сообщающая ей особую трогательность и сердечность, — портреты учеников и педагогов школы, в том числе авторов произведений. Это живописный «Портрет В. З. Пурыгина», написанный в 1952 году Виктором Бабицыным в качестве этюда к диплому в Суриковском институте, и графические листы периода воскресенской эвакуации: акварель «Овчаров за работой. Село Воскресенское» Юрия Дворецкого и рисунок углем «Лёша Мерзляков» Виктора Иванова. Это сделанный Виктором Ивановым уже в Москве, после возвращения школы из эвакуации, карандашный «Рисунок-набросок с Коржева» и уже названная выше акварель «Александр Ефимович Осипов» Владислава Фёдорова. Неоценимый вклад в портретную галерею педагогов и учеников школы внёс её главный биограф и исследователь, автор уникальных книг «Вундеркинды», «Лучи детства» и «Школьные годы чудесные» Люциан Шитов. На выставке он представлен карандашными портретами, выполненными во второй половине 1940‑х годов: «Женя Лобанов. Крым. Село Козы», «Петя Оссовский», «Саша Суханов», «Саша Завьялов», «А. А. Осмёркин» и «М. В. Добросердов».


В скульптурном разделе выставки — произведения выдающегося анималиста ХХ века Андрея Марца: скульптуры 1970‑х годов «Дикобраз», «Носорог», «Конь» и «Глубоководная рыба». Выполненные, как и все скульптуры Марца, в металле, они поражают его уникальным умением видеть не только внешние и характерные особенности пластики и формы тела живописного, но и чувствовать его внутреннее состояние.


Ставшая уже сегодня одним из главных культурных событий года, выставка «Дар благодарной памяти» призывает молодое поколение к уважению истории своей страны, воспитывает в них чувства культуры памяти, патриотизма и духовности, приобретающие сегодня то основополагающее значение, которое в годы Великой Отечественной войны увенчалось победой советского народа над фашизмом.

Дар благодарной памяти
Дар благодарной памяти
Дар благодарной памяти
Автор:Светлана Игнатенко, искусствовед
Читайте нас: