Все новости
СОБЫТИЕ
20 Ноября , 15:20

Дыхание степи и гор

К 450‑летию Уфы и 270‑летию со дня рождения Салавата Юлаева в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова экспонируется масштабная выставка из собрания музея.

Дыхание степи и гор
Дыхание степи и гор

Окончание. Начало в № 9

Экспозиция в новом здании музея открывается произведениями заслуженного художника РФ и РБ, профессора художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, руководителя Центра художественного войлока, уфимца Талгата Хасановича Масалимова: это линогравюры из триптиха «Рождение». Символико-метафорическое звучание их образов поддержано войлочными панно известных стерлитамакских художников, лауреатов многих специальных выставок-конкурсов, внёсших неоценимый вклад в искусство войлочного валяния, — лауреата Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Гузель Тимербековны Мухамедьяровой, Веры Николаевны Мухаметдиновой и Ольги Викторовны Литвиненко. Легендарность — суть образа крупноформатного панно «Медвежьи пляски», созданного уфимским художником, лауреатом и обладателем Гран-при многих специальных выставок-конкурсов, лауреатом Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова Александрой Валерьевной Елхиной. В этом же ряду — панно уфимских художников, победителей специальных выставок-конкурсов — народного художника РБ Зимфиры Ахатовны Галимовой, обладателя Гран-при IХ Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России» Альфии Анваровны Нугумановой, лауреата и обладателя Гран-при конкурсов моды и декоративно-прикладного искусства Розы Рафиковны Юлдашбаевой, члена Студии художественного текстиля «Кускар» Людмилы Алексеевны Шагабутдиновой и руководителя Клуба народных традиций «Краснотал», члена Студии «Кускар» Людмилы Петровны Васильковой. Выполненные в разных текстильных техниках (батик, вышивка, лоскутное шитьё, гобелен, смешанная техника), большинство этих панно в своей орнаментальной основе содержат неувядающий кускарный орнамент.


Особую мелодику — лирико-ностальгическую — привносят в экспозицию зала скульптуры заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова, уфимца Фирданта Салимьяновича Нуриахметова. И ассамбляж «Памяти бабушки» заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева, ишимбайца Рафаэля Рашитовича Кадырова. И полотно «Соловей» заслуженного художника РБ, уфимца Муллаяна Хабибяровича Давлетьярова (1957–2015). Великому башкирскому, татарскому и казахскому просветителю, поэту и мыслителю Мифтахетдину Акмулле (1831–1895), его духовному и литературному наследию посвящена скульптура «Акмулла. Отдых в пути» уфимского скульптора, народного художника РБ Зильфата Рауфовича Басырова (1927–2000). Этим произведением намечена ещё одна красная линия экспозиции — обращение к памяти и неувядающему вкладу в искусство, литературу, музыку выдающихся деятелей Башкортостана, широко известных в России и за её пределами.


Экспозиция следующего зала развивает смысловой контекст, заявленный экспозицией первого зала: это музыка степи, её вечное дыхание, звучащее в колышущемся на ветру ковыле, в могучем силуэте башкирских шиханов, в легендах, эпосах и преданиях башкирского народа. Авторами произведений, составивших экспозицию зала, стали уфимцы. Скульптура «Поток» заслуженного художника РБ, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Руслана Рауилевича Нигматуллина и полотно «Фазлый. Взошли озимые» Флюра Сахиулловича Исмагилова, как и композиция «Киленташ (Невесткин камень)» лауреата и обладателя Гран-при многих конкурсов‑выставок текстиля и куклы Рафиды Ташвакиловны Губайдуллиной, вновь поражают символизмом образов: «Поток» — символ нескончаемого движения в развитии мировых цивилизаций и одновременно образ бурной реки, «Фазлый…» — символ красоты башкирской степи и Уральских гор. А композиция «Киленташ» отправляет к известной башкирской легенде, наполненной трагизмом и вызывающей сострадание: невестка доила козу, и вдруг налетела страшная буря, такая сильная, что ветром оторвало от горы несколько камней. Самый большой упал на невестку с кобылой, и они так и остались под ним… Ещё долгое время возле камня люди находили монетки из украшений невестки. С тех пор камень назвали «Киленташ», то есть камень невестки, где таш — камень. Он покрыт самыми разнообразными знаками — тамгами башкирских родов. Расположенное на противоположной стене зала многочастное панно Рафиды Губайдуллиной «Шежере», что в переводе с башкирского — родословная, — выполненное в техниках вышивки и аппликации, вместе с композицией «Киленташ» как бы окаймляет тему башкирских легенд, внутри которой развиваются другие тематические линии, в том числе фольклорные и эпические.
Так, главный эпос башкирского народа «Урал-батыр» находит оригинальное выражение в панно «Прекрасная Хумай» и «Принцесса» из серии «Красавицы», выполненных в технике горячей эмали известным омским художником Татьяной Увинальевной Колточихиной. (Напомним: в экспозиции выставки в особняке эпос «Урал-батыр» представлен одноимённым триптихом Зуфара Гаяновича Гаянова.) Образу Хумай — дочери царя птиц Самрау и Солнца, жены борющегося с силами зла земного богатыря Урал-батыра, оставшейся после его смерти в облике птицы, став прародительницей лебедей, — посвящено полотно Марата Марина «Хумай».
Тема башкирских шиханов вслед за полотном А. Э. Тюлькина «Уфа. Шиханы», представленном в экспозиции выставки в особняке, звучит в полотне «Шихан» заслуженного художника РБ Вагиза Гайнельгилемовича Шайхетдинова. Линию пейзажей, раскрывающих неповторимую красоту башкирской природы, продолжают полотна лауреатов Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева — заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР Александра Даниловича Бурзянцева (1928–1997) и народного художника СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств БАССР, члена-корреспондента Российской академии художеств, почётного гражданина г. Уфы Бориса Фёдоровича Домашникова (1924–2003). Это полотно Бурзянцева «На Кара-Идели» и полотно Домашникова «Уральский сказ».
Теме мусульманской веры посвящено полотно «Аллах акбар» заслуженного художника РБ, заслуженного деятеля искусств РТ Вакиля Гилемовича Шайхетдинова. Расположенное рядом с полотном «Уральский сказ» Бориса Фёдоровича Домашникова, «Аллах акбар», что в переводе с арабского — «Аллах велик!», — составляет с ним единое гармоничное целое, несмотря на стилистические и колористические «разночтения». А всё потому, что тема полотен одна: Бог и созданная им природа, вечность природы и Создателя!


И вновь тема степи. Она — в полотне Мидата Мингалеевича Мухаметова «Музыка степи», решённом в стилистике неоавангарда. И в листах «Ашина» (Ашина, то есть благородный волк, прародитель тюрков) и «Небесные кони» из серии «Степь», и в листах «Под белой луной» и «Шёлковый путь» из цикла «Великая степь» заслуженного художника РБ Салавата Мухаметовича Гилязетдинова, выполненных в технике бумаги ручного литья.
Неотрывная от темы степи тема рождения рода и духовного напутствия потомкам — содержательный контекст листов «Мировое древо», «Рождение роженицы», «Вожак» заслуженного художника РБ, заслуженного деятеля искусств РТ, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Рината Ягфаровича Миннебаева, также выполненных в технике бумаги ручного литья. И триптиха «Послание веков» лауреата и дипломанта специальных выставок-конкурсов, лауреата премии Межрегиональной выставки современного искусства «Форма» в Новокузнецке, дочери Салавата Гилязетдинова Гульназ Салаватовны Иксановой, исполненного в технике бумажного ткачества и линогравюры. И панно «Наследникам…» заслуженного работника культуры РБ Ольги Анатольевны Мартьяновой, выполненного в технике горячего батика. И скульп­тур Фирданта Салимьяновича Нуриахметова «Плод», «Дуада» и «Неквадрат»: «Плод» — источник всего живого на земле, «Дуада» — символ спиралеобразного развития человечества, всех мировых цивилизаций, «Неквадрат» — Солнце, знак солярной, солнечной символики, поскольку испокон веку, ещё со времён язычества, квадрат — это тот же круг, то же Солнце.


Тема вечности природы и неувядающей красоты и вневременного значения декоративного творчества башкирского народа — в скульптуре «Растение на кубе. Татарник» народного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова Владимира Геннадьевича Лобанова: ведь зубчатый край татарника имеет прямые аналогии с башкирским зубчатым орнаментом.


Полотно Александра Даниловича Бурзянцева «Здесь учился С. Т. Аксаков» и «Портрет Мустая Карима» народного художника СССР и РСФСР, заслуженного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, академика Российской академии художеств Ахмата Фаткулловича Лутфуллина (1928–2007) звучат продолжением портретной линии выдающихся деятелей культуры Башкортостана и России. Открытая в первом зале выставки образом Мифтахетдина Акмуллы, эта тема находит своё логическое завершение в третьем зале. Поэтому неслучайно, что его экспозиция посвящена, в основном, Уфе — Уфе старой, патриархальной и Уфе новой, — в которой в разные времена жили и творили её выдающиеся деятели. За исключением москвича Алексея Константиновича Чаругина и нефтекамского художника Земфиры Фильхатовны Гилязовой, все экспоненты зала — уфимцы.
Уфа древняя — тема живописного диптиха «Дубовый город» народного художника РБ Зуфара Гаяновича Гаянова (1941–2015). Уфа уходящая — в выполненных в материалах уникальной графики листах «На улице Новомостовой» и «Летний театр» заслуженного художника РБ Рамиля Рафаэлевича Маглиева (1960–2022) и в пастели «Уфа. Старый двор» заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова Бориса Алексеевича Самосюка. Уфа новая — в акварели «Проспект Салавата Юлаева» из серии «Ночная Уфа» Зимфиры Ахатовны Галимовой. Уфа сегодняшняя, но хранящая память о древней культовой архитектуре, — в полотне «Зимний день в Уфе. Старая мечеть» Алексея Константиновича Чаругина.
Линию образов выдающихся деятелей культуры и истории башкирского народа продолжает серия портретов. Это живописные полотна «Портрет композитора Загира Исмагилова» заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Рашита Мухаметбареевича Нурмухаметова (1925–1986) и «Портрет художника Девлеткильдеева» заслуженного художника РБ Урала Гумеровича Мухаметшина (1953–2016). Это скульптурные портреты, созданные лауреатами Государственной премии РБ им. М. В. Нестерова: «Сайфи Кудаш» заслуженного художника РФ и РБ Николая Александровича Калинушкина (1948–2004) и «Нуреев» заслуженного художника РБ Рустэма Аязовича Хасанова.


И как завершающий аккорд выставки, объединяющий дыханием степи и гор в единое целое все её тематические линии, звучит майоликовая скульптура «Башкирский чабан» заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, почётного гражданина г. Уфы Тамары Павловны Нечаевой (1922–2003). И полотна «Июнь в Башкирии» и «Курай» народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Адии Хабибулловны Ситдиковой (1913–2000). И пейзаж «Ирендык» заслуженного художника РБ, основоположника уральского и башкирского неоавангарда Михаила Алексеевича Назарова (1927–2019). И диптих «Мелодия степи» заслуженного работника культуры РБ Земфиры Фильхатовны Гилязовой, выполненный в технике войлочного валяния. Пастель же «Начало» из серии «Салават» заслуженного художника РБ Роберта Мидхатовича Ягафарова (1948–2011) вновь возвращает нас к образу национального героя Башкортостана Салавата Юлаева.


Покоряющая визуальной красотой и силой образов, выставка «Дыхание степи и гор» в год 450‑летия Уфы стала подлинным событием в культуре республики и её столицы. Хочется надеяться, что, доставив зрителям истинную радость, она уже сегодня вошла в историю.

Дыхание степи и гор
Дыхание степи и гор
Дыхание степи и гор
Автор:Светлана Игнатенко, искусствовед
Читайте нас: