Все новости
Театр
6 Декабря 2017, 18:00

Одиссея любимой певицы

«Нежного голоса звуки любимые…» — так был назван концерт народной артистки Башкортостана, лауреата международного конкурса Галины Халдеевой. Октябрьской музыкальной встречей певица отметила свой особый день рождения. В этот вечер на сцене Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова вместе с виновницей торжества были самые главные мужчины её жизни — муж и сын! Речь о замечательных пианистах — заслуженном деятеле искусств Башкортостана, профессоре Рустаме Губайдуллине и лауреате международных конкурсов Марате Губайдуллине. К семейному трио присоединились и давние творческие друзья — ансамбль русских народных инструментов «Забава» во главе с народным артистом РБ Виктором Ярцевым и музыковед, заслуженный работник культуры РБ Виктория Симонова. Популярные оперные арии, романсы и песни в исполнении обладательницы дивного меццо-сопрано сложились в яркий пазл музыкальных симпатий героини праздника.

Имя Галины Халдеевой знакомо каждому ценителю вокального искусства не только в Уфе, но и далеко за её пределами. Выпускница Московской консерватории (класс народной артистки Республики Татарстан, доцента А. С. Измайловой), певица долгие годы блистала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, передавала азы мастерства студентам в Дамаске (Сирия) и Бейруте (Ливан). Певица постоянно выступает с сольными концертами. Взыскательные зрители и строгие критики отмечают её высокий профессионализм и природный артистизм, экспрессивную манеру исполнения, стабильность вокальной формы. Это и есть составляющие успеха, которые позволили Галине Викторовне создать обширную галерею незабываемых оперных портретов — Кармен и Амнерис, Любаши и Кончаковны, образов лирических героинь в камерных концертах. Ей посчастливилось стажироваться в Большом театре у прославленного баса Александра Ведерникова, петь (в почётном статусе приглашённой солистки) в спектаклях Мариинского театра, где наряду с классическими партиями она исполнила и Элен Безухову в опере Прокофьева «Война и мир», выступать вместе с такими корифеями, как Зураб Соткилава, Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко и, конечно, Александр Ведерников. Гастрольные маршруты артистки затронули не только города России — ей аплодировали в Венгрии и Германии, Польше, Ливане, Сирии.
…Каждый из нас идёт по жизненному пути, подобно мифическому Одиссею, сталкиваясь с разными обстоятельствами, встречая на своём пути самых разных людей. Не попутчиками, а дорогими спутниками становятся только свои — по духу и душе, по нравственным и профессиональным ориентирам. У Галины Халдеевой та самая встреча произошла в 1975 году, и вот уже более сорока лет они вместе идут по жизненным дорогам и творческим лабиринтам с Рустамом Мансуровичем Губайдуллиным…
Мы предлагаем взглянуть на некоторые фрагменты одиссеи певицы глазами самого близкого человека, друга жизни и партнёра на сцене.
— Как мы познакомились? Во время моей стажировки в аспирантуре Московской консерватории (это был 1974 год) девушки-вокалистки поинтересовались у меня: «Как там, в Башкирии, наша Халдеева?». Оказывается, Галина попала в театр оперы и балета Уфы после ярмарки певцов. По возвращении домой я открыл газету «Вечерняя Уфа» и первые строки, которые мне попались: «Поёт Галина Халдеева». Судьба? Увидел этот концерт и… пропал! Потом мы случайно встретились в институте искусств. Весной 75‑го познакомились, а осенью поженились.
Она начала заниматься с концертмейстером Галией Мухамедовой. Много программ — от барокко до современной музыки — две Гали подготовили вместе. Иной раз в год по 3–4 проекта выдавали! Потом Галия уехала в Казань, на родину. И эстафету аккомпаниатора я подхватил.
Родом моя жена из Беларуси, из Могилевской области. Отец — кадровый офицер, мама — мастер-краснодеревщик. Редкая профессия для женщины! Кстати, у нас до сих пор дома стоит мебель, сделанная руками тёщи, и хорошо служит. Потом семья жены обосновалась в Бобруйске.
Гале не хватало только оперной сцены, она здорово продвигалась и в камерной музыке. Целиком была сосредоточена на пении, её никогда не интересовали закулисные интриги.
В 1991 году состоялся наш концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории, который, можно сказать, открыл дорогу для работы за границей. В зале оказался представитель Министерства культуры РФ — концерт произвёл на него неизгладимое впечатление. Чиновник решил поддержать российские таланты и вот — Галину пригласили поднимать вокальное искусство в Сирии. Она отправилась в Дамаск, а потом мы подъехали с сыном. Там, в Высшем институте музыки 6 лет вместе трудились. Марат тогда был только в 5‑м классе, учёбу продолжал в посольской школе. Дистанционно завершил обучение в Первой музыкальной школе имени Сабитова. Я с ним занимался, известный пианист Виктор Бунин его консультировал. Пришло время поступать в училище искусств — Марата взяли сразу на второй курс, в класс Натальи Латышевой. Заочно прошёл три курса, осваивать четвёртый курс мы отправились в Уфу вместе с сыном, а Галину оставили в Сирии. Марат завершил образование. Наша мама ещё два года работала в Дамаске. И тут из Бейрута обратились с просьбой о мастер-классах. Руководство вуза её отпускало. В итоге, начиная с 2000 года, супруга передавала свой опыт и мастерство молодым певцам в Бейруте. В университете Санта-Сприт и национальной консерватории Бейрута её буквально на руках носили! Студенты обожали, руководство ценило. Галина могла из ничего конфетку сделать. На целых 12 лет затянулась эта «командировка».
При этом наша энергичная мама регулярно приезжала в Уфу, пела в операх Любашу, Кармен, Амнерис… (Те спектакли до сих пор помнятся. Мы, в то время студентки, бегали в театр специально «на Халдееву» — авт.). В то время ей часто аккомпанировала Наталья Кочурова, наша уфимская коллега. С Ольгой Балун из Молдовы у жены тоже замечательный дуэт сложился.
А Марат тем временем поступил в институт ко мне в класс, но на третьем курсе перевёлся в Казань к нашему замечательному коллеге — Евгению Михайлову. Аргумент: «Папа, ты замечательный педагог, но мне надо кого-то бояться!». Блестяще закончил, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Веры Горностаевой. Вступительные сдал на «десятки»! Марат — наша гордость, разносторонне одарённая личность. Многое перенял от мамы: вкус, стиль, независимость. Он и музыку сочиняет — стал лауреатом конкурса среди композиторов имени Алемдара Караманова. Композиторскому ремеслу не учился. Кстати, и в литературе сын пробует себя.
В 2006 году в Ливане началась война. Это драматичное обстоятельство позволило семье воссоединиться. Галина улетала на самолёте домой буквально под звуки бомбёжек. Жаль, что там всё так тяжело сложилось. И Сирия, и Ливан — интересные страны, каждая по-своему. Сирия — более восточная, ориентированная на мусульманские традиции, в Бейруте — огромном городе — сильно европейское влияние. Христианская часть города чем-то напоминает Швейцарию. Люди там приветливые, доброжелательные, благодарные, талантливые. Учатся с интересом и усердием. Ведь в этих странах нет давних традиций проведения больших классических концертов. Только начинали прививать эту культуру. Думаю, что через несколько лет всё нормализуется, и снова российские музыканты смогут преподавать на Ближнем Востоке.
…Я слушала Рустама Мансуровича и вспоминала те эксклюзивные концерты, которые каждый сезон дарит эта талантливая семья уфимцам. И могу сказать с полной уверенностью, что творческое кредо, провозглашённое Галиной Викторовной в одном из интервью: «Гореть на сцене!», в полной мере отражает жизненный девиз всего семейного трио.
Читайте нас: