Все новости
Театр
25 Декабря 2017, 15:45

Здравствуйте, «Госпожа министерша»

Искромётной комедией «Госпожа министерша» по пьесе Бранислава Нушича открыл свой VI сезон Уфимский театр юного зрителя. Спектакль поставил заслуженный артист РСФСР и БАССР Юрий Карманов. Он же осуществил литературную обработку пьесы сербского драматурга, написанную в 1929 году и неоднократно ставящуюся на советской, а теперь российской сцене. В ТЮЗе автором декораций стала Юлия Гилязова, автором костюмов — Татьяна Шафикова.

В процессе действия под бодрые цыганско-балканские напевы Горана Бреговича, перемежаемые томными танго и чем-то ещё столь же терпким (музыкальный руководитель — Людмила Клинушина, звукорежиссёр — Дмитрий Буркин), вступают в неразрешимый конфликт Госпожа министерша, ранее домохозяйка Живка (Елена Булгакова) и её зять Чеда (Павел Лобанихин). Живка считает, что, раз изменился её статус, должен в корне поменяться и образ жизни всей семьи. И оказывается, что первым кандидатом «на вылет» становится непутёвый зять.
Перед зрителем проходит череда ярких, как правило, гротесковых образов, обладающих острой индивидуальностью. Это колоритный, внешне напоминающий героя Джигарханяна из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя», вечно нетрезвый дядя Васса (нар. арт. РБ Владимир Епифанов). Нежная и плаксивая, но в трудной ситуации проявившая неожиданную твёрдость характера дочь главной героини Дара (Александра Кузнецова). Гадкий мальчишка-гимназист с вечным синяком под глазом, готовый, выражаясь современным языком, «троллить» всех и вся, сын Живки по имени Рака (Николай Чурилов). Мужиковатая, нелепо кокетливая служанка Анка (Ангелина Полетаева), пополнившая ряды театральных субреток — внешне простодушная, а на деле себе на уме. Хронически простывший писарь Пера (Павел Едрёнкин), от всей души помогающий семейству министерши, надеясь хоть на какое-то, пусть только моральное, вознаграждение. Хрупкая, сильно пьющая старушка Савка (в этой роли выступает художественный руководитель театра Полина Шабаева) появляется в самом начале спектакля, но задаёт темп и азарт дальнейшему действию. Герой-любовник для всех министерш — бывших, настоящих и будущих — Нинкович (Михаил Ушаков), несколько усталая версия галантного кавалера. Риста Тодорович (Виталий Андреев), похожий на сущую нелепицу из анекдота — в шутовской одежде, ловко жонглирующий шариками, с клоунским носом. Гламурная бывшая министерша Ната (Виктория Емелёва), способная лишь облить ядом, но не сокрушить мощный характер теперешней министерши. И, конечно, министр Сима (Вячеслав Агафонов) — глава семейства, который появляется лишь дважды. Вначале он эффектно возникает в дверях, будучи только что назначенным на должность, а в конце приходит уже смещённым, чтобы произнести всего несколько очень важных слов.
Сама министерша в исполнении Елены Булгаковой — сложная личность. Не столько глуповатая и амбициозная, как её принято изображать, сколько увлекающаяся, страстная. В какой-то момент кажется, что на сцене она одна-одинёшенька, без достойных противников и верных союзников. И тут её, несмотря на все перипетии, по-человечески жаль.
Елена Юрьевна Булгакова работает в Театре юного зрителя с момента его основания. Её роли всегда уникальны, вне зависимости от того, на какую аудиторию они ориентированы. В детских спектаклях это Бабушка в спектакле «Бабушка напрокат», Королевская корова в одноимённой постановке, Ворона в «Оранжевом ёжике». В вечернем спектакле «Власть тьмы» по Л. Н. Толстому актриса воплотила образ Матрёны.
— Роль Живки была, что называется, на преодоление, потому что в жизни Елена Юрьевна совсем не похожа на свою героиню. Долгая и упорная работа под руководством режиссёра дала свои плоды, — рассказывает Полина Шабаева. — Ситуация, в которой оказалась героиня Булгаковой, очень узнаваема. Интересно наблюдать за тем, как обстоятельства меняют человека, когда он становится приближённым к власти, как реагируют на это близкие, как меняются их взаимоотношения, чем это может обернуться. Чтобы не «спойлерить» сюжет, скажу, что лучше прийти и посмотреть спектакль самим. Юрий Михайлович жёстко выстроил сюжетную линию, оставив яркие характеры. Одна сцена сменяет другую, один персонаж — другого во всё более убыстряющемся темпе. При этом режиссёрские «мазки» на полотне сценического пространства становятся всё крупнее и ярче.
В спектакле задействована практически вся труппа, вместе с вновь влившимися в этом и прошлом сезонах молодыми артистами. Мы шутим, что они приплыли к нам с летними ливнями, чему мы только рады, — продолжает Полина Шабаева. — В прошлом году это были актрисы из Челябинска Александра Кузнецова и Ангелина Полетаева. В этом году из Оренбурга приехал актёр Николай Чурилов. Полина Решетникова и Виктория Емелёва окончили курс народной артистки РБ Ольги Борисовны Лопуховой при Русском драматическом театре и сразу были введены в несколько спектаклей. К нам пришёл Асхат Накиев, который начинал с первых дней в ТЮЗе, затем уезжал в Москву, но теперь вновь возвратился на родную сцену. Из Стерлитамака приехал Руслан Алиев. Михаил Ушаков одно время работал в Хабаровском музыкальном театре… Так что мы смело можем говорить о том, что актёры в Уфимском ТЮЗе — со всех уголков нашей необъятной Родины.
До Нового года в театре планируются ещё две премьеры. Режиссёром одной из них станет народный артист РБ Владимир Николаевич Епифанов. Это спектакль «Клочки по закоулочкам» по пьесе Григория Остера. Известный сюжет о Зайце в лубяной избушке и Лисице — в ледяной подаётся в юмористической, остеровской, манере, очень забавной режиссёрской интерпретации, играется замечательными артистами.
Мы вместе с главным художником нашего театра Евгением Васильевым работаем над спектаклем «Морозко» — по народной сказке в драматургической трактовке Ольги Череповой. Хочется сделать очень красивый детский спектакль по-взрослому. Ведь это история любви главных героев, Кирилла и Насти, о сильном настоящем чувстве, о верности и добре. Сказка предполагает волшебство и чудо — детей надо удивлять! Наши хореографы Ирина Сапченко и Лира Прокопчук воодушевлённо отрабатывают с артистами пластические сцены будущего спектакля, который я в шутку называю «русское народное шоу»!
И о проблемах. В театре по-прежнему очень остро стоит вопрос о нехватке площадей. В данный момент директор решает очень важный для нас вопрос о надстройке мансардного этажа на паритетных началах с Министерством культуры РБ и Министерством культуры РФ. Очень хочется, чтобы всё получилось, тем более что была поддержана идея на всех уровнях главы СТД Александра Калягина провести в 2018‑м Год театра.
Читайте нас: