Все новости
Театр
26 Января 2018, 16:52

Наши краски в «Сказочной палитре»

Чебоксарский фестиваль «Сказочная палитра» пока не может похвастать богатой историей, а между тем он единственный в своём роде. Уникальность проекта заключена в том, что он собирает театры для юношества, работающие на языках народов России. Затеянный руководством Чувашского театра юного зрителя им. М. Сеспеля, II Межрегиональный фестиваль молодёжных театров и ТЮЗов состоялся на исходе ноября. Башкортостан на этом форуме представляли три коллектива.

Но прежде чем приступить к рассказу о творческих достижениях наших театров, хочу отметить один парадокс. Полагаю, что когда организаторы замышляли проект, призванный упрочить силами драматического искусства идею сохранения национальных языков, они вряд ли знали, что на огромных просторах многонациональной страны «иноговорящие» молодёжные театры и ТЮЗы можно сосчитать по пальцам одной руки. Эту роскошь могут позволить себе Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Марий Эл и Чувашия. Но есть внушительное количество национальных драматических театров, в чьём репертуаре постановкам для детей отводится значимое место. И думается, что чебоксарский фестиваль постепенно будет прирастать именно ими. Так и случилось на втором фестивальном смотре: в его программе возникли три неформатных театра.
В афише форума число молодёжных спектаклей значительно уступало количеству постановок для детей. А последние, за редким исключением, не отличались оригинальностью драматургического материала и постановочной изобретательностью. Напомню широко цитируемое и уже навязшее в зубах изречение «Для детей надо играть так же, как и для взрослых, но только гораздо лучше, тоньше, совершеннее». Вот это существенное «тоньше, совершеннее», обычно выпадающее из цитаты, стало ориентиром для жюри «Сказочной палитры» и отразилось в итоговом вердикте.
Разделяя молодёжную и детскую тематику, оргкомитет фестиваля учредил два главных приза. И если награда в номинации «Лучший спектакль для молодёжи» досталась режиссёру Иосифу Дмитриеву за постановку «Любовный треугольник» в Чувашском ТЮЗе, то номинация «Лучший спектакль для юного зрителя» единогласно была присуждена Антону Фёдорову за «Таганок» в Башкирском драматическом театре Стерлитамакского театрально-концертного объединения.
Режиссёр А. Фёдоров возник в театральном пространстве республики неожиданно, заявив о себе спектаклем «Земляки» по повести Мустая Карима «Деревенские адвокаты» на сцене Салаватского башкирского драматического театра. Название для дебюта символичное, если иметь в виду, что Антон — уроженец Башкортостана. Каждая последующая его работа вызывает оживление в театральном мире республики прежде всего тем, что являет собой яркое режиссёрское высказывание. Его постановки абсолютно авторские. Как правило, ему принадлежат инсценировка, сценография и музыкальное решение спектакля. Не стал исключением и «Таганок» — безусловная творческая победа стерлитамакцев.
В этой работе Фёдорова грань между детским и недетским так тонка, что размывается до едва уловимых очертаний. Социальную историю личностного становления четырёх мальчишек режиссёр переосмыслил как своеобразную реминисценцию. Главные герои представлены во взрослой и детской ипостасях, существующих на сцене одновременно, находящихся между собой в пластическом диалоге, в неразрывной связи, до обжигающего чувства вины и мучительного стыда, до горького прозрения и физического ощущения боли. Детское мировосприятие, с его полярной чёрно-белой окрашенностью, словно заново проживается уже повзрослевшими героями. Может, они поверяют тем, детским, максимализмом своё нынешнее мировоззрение или, наоборот, изживают его в себе?
А вокруг царит безмятежная красота, размеренное, идиллическое бытие, метафорой которого становится бабушка, прядущая нить-судьбу, вытянутую из шерстяной кудели облака. Придавая окружающему пространству иконописный колорит, постановщик поселяет героев в удивительный мир, где торжествует притчевое начало, где обыденное приобретает эпические черты, а эпическое становится повседневным, где всё гармонично и почти волшебно.
Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан им. М. Карима показал на фестивале спектакль «Золотой топор» по пьесе Сарвар Суриной, специально восстановленный для участия в «Сказочной палитре». Сказка повествует о сироте-подёнщике Тимербае и о несчастной падчерице Конхылу, отправляющихся каждый в своё инициатическое путешествие в страшный, загадочный лес. Согласно законам жанра этот момент для героев должен изобиловать нешуточными испытаниями, но, по недосмотру режиссёра, они обретают своё совместное счастье без каких-либо затруднений. Помогают им поначалу инфернальные, а на самом деле вполне миролюбивые фантасмагорические персонажи: Дух озера, Русалки и симпатяга Леший. Досадно, но к вялому режиссёрскому прочтению и случайности сценографического решения добавляется чересчур колоритная подача острохарактерных персонажей-масок Мачехи, Бая и его жены. На этом фоне выделяется Леший Ильнура Лукманова, чей мягкий юмор и органика были отмечены в номинации «Лучшая эпизодическая роль».
Уфимский государственный татарский театр «Нур» предложил в афишу фестиваля музыкальную сказку «Деревенский пёс Акбай» по пьесе Туфана Миннуллина. Спектакль, принадлежащий З. Сулейманову, тоже можно отнести к авторским высказываниям. Режиссёр сконструировал собственную версию истории, включив в неё мотивы из других сочинений Миннуллина о простодушной деревенской дворняге.
В этой сказке всё происходит как бы наоборот. Деревенская кошечка и сторож сельского дома Акбай отправляются… Нет, не в дремучий лес и не в тридевятое царство. Для них иной мир — это урбанистический образ жизни, манящий уютом, теплом и вечерними огнями. Однако город оказывается совсем не таким гостеприимным, как мечталось. И у местных дворовых псов в этом каменном лесу, оказывается, весьма нелёгкая судьба.
Бесприютная жизнь, на которую обрекли их люди, рождает в бездом­ных собаках острое чувство протеста. Зиннур Сулейманов и композитор Ришат Сагитов разворачивают перед зрителем мощный пласт молодёжной субкультуры с музыкой в стиле хип-хоп и рок. Эти неформалы поневоле, сбившись в стаю, изливают свою душевную боль в жанре рэп и R’n’B, а их отчаянный брейк-данс красноречивее всех морализаторских увещеваний. Неудивительно, что имевшее право выбора только одного спектакля детское жюри «Сказочной палитры» посчитало лучшей именно эту постановку: она оказалась единственной, адресованной подросткам. А профессиональное жюри удостоило фестивальной награды за лучшую мужскую роль Айрата Фатыхова — исполнителя роли вожака стаи Сарбая.
Читайте нас: