Все новости
Театр
24 Июля 2018, 16:22

ПОВЕСТЬ О ЛЁВУШКЕ

Щемяще-ностальгическим, светлым и добрым спектаклем «Лёвушка» завершил свой 28‑й сезон Национальный молодёжный театр РБ им. Мустая Карима. Художественный руководитель театра, режиссёр-постановщик Мусалим Кульбаев взял за основу одноимённую повесть Анатолия Крыма, в которой рассказывается о детстве киевского мальчика Лёвушки.

То, что режиссёр стал ещё и автором инсценировки, обусловило особую, игровую форму существования героев. Ведомые легендарным мороженщиком Дядей Мишей (народный артист РБ Марат Курбангалеев), актёры готовы «выбираться» из своих образов, чтобы на миг становиться сторонними наблюдателями и рассказчиками.
На сцене все приметы послевоенного времени: тесный, но такой милый подольский дворик с нагромождением построек (художник-постановщик — Юлия Гилязова) и абсолютно разными по образу жизни и темпераменту, но столь родственными соседями. Они радуются каждому дню спустя десять лет по окончании войны.
Кажущийся глобальным конфликт между двумя бабушками пятилетнего главного героя: бабушкой Розой (заслуженная артистка РФ Людмила Воротникова) и бабушкой Дашей (народная артистка РБ Ольга Мусина) оказывается нивелированным общей любовью к внуку. Тот, пользуясь их тотальным обожанием, затевает гешефт: бабушки за каждый тайный поход в синагогу или церковь, конкурируя за привязанность Лёвушки, дарят ему некую сумму. Деньги юный бизнесмен складывает в спичечные коробки, копя на настоящий мотоцикл. Но постепенно походы в эти святые места оказываются для ребёнка важнее материальных выгод. Для него, сына типичных советских родителей (Папа — лауреат Государственной молодёжной премии РБ им. Ш. Бабича артист Андрей Ганичев, Мама — артистка Светлана Бронникова), не интересующихся ничем, кроме кино, открывается некий духовный портал. Пусть наивно, но он пытается сопоставить религиозные традиции, уловив в них общие и различные детали. Кроме того, Лёвушка персонифицирует священнослужителей, придумывая, что они — его дедушки, бесследно пропавшие на войне (в роли Ребе — народный артист РБ Линар Ахметвалиев, роль Батюшки исполняет заслуженный артист РБ Марат Сайфуллин).
Раскованная дружеская атмосфера спектакля чем-то напоминает «Песни нашего двора», когда из жизненных событий возникают знакомая мелодия или танец, исполняемые азартно, органично, с характерной для каждого героя интонацией. Такой семейный дух и тональность невозможно сыграть, они получаются только в случае наличия сплочённой команды, чем и является коллектив русской труппы театра, практически полностью задействованный в спектакле.
Чего стоят исполненные с пылом-жаром бессмертные хиты 50‑х (музыкальный руководитель — Ришат Сагитов)! Среди них и сопровождаемая «заграничными танцами» песня «В кейптаунском порту» (она же — «Ба мир бисту шейн»), и «Купите папиросы», трогательно исполненная «ганефом» («бандитом») Витькой (Евгений Лопатин). А ещё сделанный с профессионализмом ансамбля песни и пляски матросский танец «Яблочко», вызывающий шквал аплодисментов (хореограф — Александр Родионов). Сцена же, когда все жители двора собираются, чтобы отметить День Победы и вспомнить тех, кто не пришёл с войны, не растрогает разве что самого чёрствого прагматика.
Лёвушку в дубль играют два актёра: Дмитрий Гусев и Ильяс Хасаншин. И если для Дмитрия этот образ, требующий не только массы физических и душевных затрат, но и смены состояния в силу изменения возраста героя, — очередная большая работа, то для Ильяса — первая главная роль. Актёры играют по-разному в силу психофизики, опыта и учёта режиссёром их особенностей. Поэтому есть смысл посмотреть в следующем сезоне, который откроется этой премьерой, оба состава.
В процессе подготовки спектакля Мусалим Кульбаев говорил о том, что в его задачу не входит подробный показ религиозных традиций, однако он хочет с максимальным пиететом отнестись к сценам в синагоге и церкви. Это потребовало от постановочной команды создать максимально аутентичный мир на основе внимательного изучения материала, но с неизбежными для театра элементами тонкой стилизации.
— Нас заинтересовала эта история, которую вполне можно назвать притчей, — говорит Мусалим Георгиевич. — Главным образом тем, что автор в ней размышляет о самых важных вещах на свете без пафоса, без надрыва, без ложной дидактики, а, наоборот, с изумительным лёгким и добрым юмором. О том, что никто никого не лучше и не хуже, что все мы дети одной матери, которую звали Ева, и потому все мы братья и сёстры и делить нам нечего… Это история для любого возраста и на все времена.
Авторы спектакля показывают взросление главного героя в хорошем юмористическом ключе, с типичными деталями советского времени. К сожалению, помимо удач, в жизнь Лёвушки приходят и потери. Очень важным для него становится разговор со старым раввином, который предлагает молодому человеку найти свой путь в жизни.
Бабушки Роза и Даша — это собирательный, какой-то вселенский образ, который всем сидящим в зале видится близким и родным. Прекрасно выглядящим актрисам Людмиле Воротниковой и Ольге Мусиной усилиями художников были приданы дополнительный возраст и характерный облик, но это не умалило, а, напротив, подчеркнуло их жизненную энергию, напор, ласку по отношению к внуку. Кого из нас не запаивали до бесчувствия сладким компотом или не закармливали вареньем, не целовали в маковку, произнося при этом нежные слова — неважно, на русском, идиш или украинском. Главный посыл был один: «Я всегда с тобой!». Это ощущение защищённости остаётся с человеком на всю жизнь, какие бы испытания ему ни предстояли.