Все новости
Театр
28 Ноября 2018, 14:01

СЛУЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОМУ

О сценической карьере выдающейся балерины, народной артистки России и Башкортостана Леоноры Куватовой, юбилей которой мы отмечаем в ноябре, написано много. Двадцать пять лет она танцевала в качестве примы и создала незабываемые образы, ставшие таковыми не только благодаря высокой профессиональной выучке, безупречной технике балерины, но её богатому внутреннему миру, яркой индивидуальности. Общий же стаж работы Леоноры Сафыевны в театре — пятьдесят лет, десять из них она является главным балетмейстером БГТОиБ. Одновременно трудится художественным руководителем Башкирского хореографического колледжа.

«Как я вижу работу художественного руководителя в театре? Главное — выстроить репертуар. Основа его — классика. Именно классические балеты держат артиста в форме; наполненные глубоким смыслом, они так же дороги балеринам и танцовщикам, как, например, Гамлет драматическим актёрам», — говорит Л. С. Куватова.
А репертуар обширен — более 30 балетов. Представлена мировая классика: «Жизель» и «Корсар» Адана, прелестный комический балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, «Сильфида» Левенсхольда, «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, шедевры русского балетного искусства — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского, балет «Раймонда» Глазунова, а также национальные балеты «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова, «Аркаим» Л. Исмагиловой (за него композитор удостоена в этом году премии им. Салавата Юлаева). В этом же ряду стоит балет «Голубой Дунай» на музыку вальса И. Штрауса-мл., поставленный в 2003 Шамилем Терегуловым. XX век представлен в репертуаре балетами «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.
«Когда-то мы с Терегуловым мечтали о том, чтобы в нашем театре шли те же спектакли, что и в Большом и Мариинском, — продолжает Леонора Сафыевна. — Благодаря нашему хореографическому училищу, поставляющему балетные кадры, это произошло. Мужской состав кордебалета значительно увеличился, качественно вырос кордебалет в целом, и появилась возможность ставить такие балеты, как «Спартак», «Анюта», «Легенда о любви».
В 1993 году главный балетмейстер театра Шамиль Терегулов (он ушёл из жизни в 2008) начал сотрудничество с Юрием Николаевичем Григоровичем в постановке балета «Тщетная предосторожность». В1995 в том же творческом тандеме были созданы «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Куватова после вынужденного перерыва сумела продолжить эту традицию: в 2012 году был поставлен «Корсар» Адана, в 2013 — «Спартак» Арама Хачатуряна, причём без единой купюры, как в Большом, в 2016 — «Легенда о любви» Арифа Меликова.
«Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева (март 2015) — ещё одна яркая страница в истории нашего балета. Успех был оглушительным, а каждая репетиция с хореографом Владимиром Викторовичем — бесценный мастер-класс.
В приглашениях к постановкам больших мастеров сказывается точный художнический расчёт руководителя: это даёт возможность нашим артистам расти, воспитываясь на лучших образцах, заставляет их тянуться за мастерами, учит правильным сценическим манерам и изысканному стилю танца. Работа с величайшим балетмейстером современности — это школа на всю жизнь.
Количество постановок, осуществлённых за последние десять лет, впечатляет:
2009 — «Прометей» Рустэма Сабитова; 2010 — «Марионетка» И. Стравинского, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно и «Неклассический дивертисмент»; 2011 — «Семь красавиц» Кара Караева; 2012 — «Корсар» Адана; 2013 — «Коктейль изо льда и пламени»; 2014 — «Двенадцатая ночь». Затем была реконструкция театра. 2016 — «Легенда о любви» А. Меликова; 2017 — «Журавлиная песнь», «Тщетная предосторожность» (обновлённая версия), спектакли для детей «Аленький цветочек» В. Купцова и «Мир балета». С последним даже выезжали в отдалённую часть города, во Дворец культуры химиков. А «Аленький цветочек» — дань памяти нашему земляку, замечательному писателю С. Т. Аксакову, в честь которого в 1910 году было начато на народные деньги строительство Аксаковского дома (теперь это здание целиком занимает БГТОиБ). Балет на сюжет его знаменитой одноимённой сказки был задуман вместе с директором театра И. Р. Альмухаметовым.
В этом году зрители увидели неоклассический балет «Времена года», а совсем недавно, 9 октября 2018, прошла премьера молодёжного балета-шутки «На футбол», о ней сообщил даже всероссийский канал «Культура». Труппа работала с энтузиазмом, артистам нравился эксперимент, кстати, открывший много ярких индивидуальностей: Р. Кадыров (Вратарь) показал себя одновременно и техничным, и артистичным; молодые артисты кордебалета Маргарита Шафикова (Девушка) и Давид Цирцвадзе (Юноша) весьма удачно проявили себя в партиях, требующих определённого драматизма: влюбленные болели за разные команды! Образы болельщиков решены с мягким юмором, поэтому во многих мизансценах зрители улыбались. «Уберем длинноты, и балет, безусловно, займет своё место в репертуаре, — говорит Куватова. — У нас в театре поставлена вся балетная классика, это ко многому обязывает, но нужны и современные постановки, часто открывающие новые имена, дающие возможность артистам кордебалета проявить себя».
В театре воспитана своя крепкая балетмейстерская команда: Ринат Абушахманов, выпускник Башкирского хореографического учлищища, а затем и Академии русского балета выступил хореографом-постановщиком балетов «Том Сойер» Павла Овсянникова (2008), «Семь красавиц», «La marionnette». Сарьян Сулейманов стал лауреатом третьей премии конкурса «Арабеск –2018», проходившего в апреле в Пермском театре оперы и балета.
В своей работе в БХК им. Р. Нуреева художественный руководитель Леонора Сафыевна Куватова и директор колледжа Олия Галеевна Вильданова, обе выпускницы Ленинградского хореографического училища (с 1991 — Академия русского балета им. Вагановой) придерживаются традиций лучшей в мире балетной школы. Итог — высокая востребованность выпускников, способных украсить балетную труппу любого театра. «Что в моём активе? Народные артистки РБ Гульсина Мавлюкасова, Римма Закирова, Айслу Гайнетдинова, заслуженная артистка РБ Алсу Зиннурова — мои ученицы с 10 до 18 лет, с первого класса до выпуска», — не без гордости говорит Куватова.
Для набора в балетное училище она лично просматривает множество детей, в первую очередь оценивает внешние данные, пропорциональность сложения. Например, в этом году из 120 выбрано… 6, из них только трое поступят в БХК. И это будут счастливчики, потому что пестовать их будет сама Куватова! Начитанная, эрудированная, с широким кругозором, много танцевавшая на сцене, она может и образно объяснить, используя исторические и художественные ассоциации, и многое показать. А после выпуска будет озабочена сценической судьбой своих воспитанников. «Моя задача как педагога, — продолжает Леонора Сафыевна, — не только дать ученикам хорошую классическую школу, но помочь нашим выпускникам быстро войти в репертуар театра. Для этого мы ставим в учебном театре целые балеты. Это и «Волшебная флейта» Риккардо Дриго (либретто и хореография Андрея Меланьина), и «Арагонская хота» (хореография Виана Гомес де Фонсеа Херардо), и «Шопениана» (хореография Михаила Фокина), и даже «Лебединое озеро» — вершина балетной классики. В 2016, юбилейном для БХК году, выпускным был новый национальный балет на музыку Николая Попова «Водная красавица — Хыухылу», в 2017 — «Снежная королева», в 2018 — «Морозко» и «Как стать балериной», хореография А. М. Полубенцева — сложное сочинение из тринадцати номеров, содержащих все: от экзерсиса, классики, исторического танца до пантомимы на музыку Вагнера. Наши ученики уже с детства понимают, какие блестящие перспективы им открывает возможность репетиций с гениями балета, а выпускники стремятся попасть в наш театр именно из-за его богатого репертуара».
Театр нередко выезжает на гастроли, которые, кончено же, свидетельствуют о высоком профессиональном и творческом уровне балетной труппы. Побывали в Лондоне, Милане, в июне этого года с огромным успехом прошли гастроли в Генуе. Показывали «Дон Кихота», подряд семь спектаклей, и все прошли с аншлагом. В сентябре театр приглашали в Пермь с балетами «Легенда о любви», «Анюта», «Спартак». В декабре собираются на гастроли в Германию с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком».
В 1973 году, когда на первые заграничные гастроли «Звёзды балета», организованные Министерством культуры СССР, от ведущих театров посылали лучших солистов, Башкирский театр оперы и балета представляла только Леонора Куватова. Так наш балет впервые вышел на мировую сцену. При Ш. А. Терегулове были гастроли во Франции и Италии… Сегодня главный балетмейстер театра Л. С. Куватова с коллективом танцовщиков продолжают уверенно держать высокую творческую планку и стремятся к новым вершинам.