Все новости
Театр
25 Марта 2019, 17:43

Ответственные за… романтику

Александр Грин был одним из любимых моих писателей в детстве. Началось, как у всех, с «Алых парусов», из которых стало ясно, что существует особый, фантазийный мир, полный смелых и отважных героев, всегда побеждающих людишек гнусных и жадных. Потом были «Блистающий мир», «Золотая цепь», каторжные рассказы, «Дорога никуда». А напоследок — депрессивные, с сумасшедшиной, рассказы больного и гонимого писателя «Серый автомобиль», «Фанданго», «Крысолов».

Помню, с каким неодобрением учитель литературы внимал моему реферату на тему «Алых парусов». Как ни странно, при тотальном советском мифо­творчестве романтизм как жанр всегда был где-то на обочине школьных программ. Возможно, потому, что вызывал обострённое чувство справедливости и стремление добиваться благих целей.
Классический фильм по «Алым парусам» вызывал, скорее, досаду, чем восхищение. Конечно, в нём сияла неземной красотой юная Анастасия Вертинская. В остальном же Грина, «представителя неоромантизма», сделали ярким отражением реализма социалистического.
И вот недавно пришла весть о том, что Мусалим Кульбаев, художественный руководитель Национального молодёжного театра РБ им. Мустая Карима, взялся за постановку «романтической истории» по феерии Грина. Подумалось, что режиссёр и вся его команда взвалили на себя огромную ответственность: выразить романтизм этой истории, не заваливаясь в штампы и милоту. А состав, принявший участие в рекордно быстром создании спектакля, был солидный.
Постановщиком был использован лучший способ обращения с каноническими текстами — отстранение, для чего применена инсценировка Аллы Решетниковой из Московского губернского театра. Метод «театра в театре» дал возможность зрителям сначала погрузиться в процесс создания спектакля, начиная со знакомства с материалом и распределения ролей, включая множество типичных театральных перипетий, а затем уже внимать знакомому сюжету с вкраплением сторонних историй, в основном, на морскую тематику. Нужно сказать, что в новогодние праздники, с учётом присутствующих в зале маленьких детей, была создана и «лайт-версия» спектакля, в котором к нарративу приступали сразу, без вступления.
Вторым козырем стало привлечение давнего друга уфимских театров Ирины Филипповой, московского хореографа, профессора Щукинского училища и РАТИ (ГИТИСа). С её помощью каждый герой обрёл характерную только для него пластику, а в хореографию превратилось всё, начиная с танцев морских дев и просоленных морских волков, до увлекательного дефиле с тарелками поварих и кухарок.
Художник-сценограф, автор видеоинсталляций Даян Тувалёв был ответственным за придание сценическому пространству вида портового городка. Проецируемая на экране (заднике в виде паруса) движущаяся картинка в виде ревущих волн придавала действу динамичность и реалистичность. Меняющиеся световые акценты (художник по свету — Денис Черепанов) выделяли главные моменты. И особенно эффектно, вызывая аплодисменты публики, всё это соединилось, когда корабль обрёл свои алые паруса и торжественно развернулся анфас.
Нежная центральная музыкальная тема (композитор — Ришат Сагитов) являлась камертоном всего происходящего и подкреплялась тематическими зонгами на стихи Ольги Мусиной (в этом спектакле она в паре Людмилой Воротниковой исполняла роль Лилиан, мамы Грэя). «Самое время спеть песенку», как говорили герои.
Расширенная роль Эгля (Андрей Ганичев) дала возможность «человеку театра» для зрителя и «волшебнику» для героев беспрепятственно проникать в любое место действия и вмешиваться в него, видоизменяя сюжет.
Глядя, с каким энтузиазмом и горящими глазами актёры отдают свою энергию на спектакле, мы решили узнать у них и участников постановки, как они сами относятся к романтике и не является ли она, на их взгляд, анахронизмом в современном мире.
Дмитрий Гусев, исполнитель роли Артура Грэя:
— Место романтике в современной жизни, конечно, есть, куда без неё! Это же мечты всякого, кто живёт, любого человека, как бы он ни относился к жизни, её определённым моментам. Приходя домой, каждый из нас остаётся наедине с собой и мечтает, и представляет себя то так, то эдак, а не это ли романтизм? И, конечно же, Любовь. Именно с большой буквы! Любовь не конкретная, а какая-то другая… ко всему, что ли… И до этого ещё дорасти надо, то есть, не надо стесняться своих чувств (это я про определённые спектакли и материалы). Лично я думаю, что каждый в душе романтик, просто кто-то стесняется романтизма, боится выглядеть глупо… А ведь романтизм — это и есть то светлое и радужное в нашей жизни, что помогает поверить в чудо, не требуя ничего взамен.
Юлия Абрарова, одна из исполнительниц роли Ассоль:
— А как без романтики? Я не знаю! Романтика — она везде: в моём расписании (ненормированный график) и одежде (той, что на мне и, особенно, в шкафу), в еде (сладкое и мамино). Она — в вере в чудо, в ожидании счастливого случая, в надежде на лучшее, в радости первого снега, в эмпатии к людям, в стремлении во всём и всех видеть только хорошее (и это так мне помогает), в музыке, в запахах, в воспоминаниях, в привязанностях к кому-либо… Романтика — это поэзия, потребность в выражении самых красивых и трепетных чувств. Романтика — эфемерное существо в умении делиться, принимать, строить свои амбиции и авантюры, думать о будущем. И, главное, мечтать! Мечтать!! Мечтать!!! Романтика — это самая важная прививка, которую надо делать в детстве.
Ришат Сагитов, композитор:
— Романтика, в моём понимании, — это состояние души. Она там, где есть место чистым помыслам, откровению, любви и искренности. В современном мире, к сожалению, всё реже мы мечтаем о парусах любви.
Лада Николаева, исполнительница ролей Бетси, жительницы Каперны:
— Мне кажется, что современному человеку исключительный герой в исключительных обстоятельствах может показаться смешным и непонятным. И это не его, современного человека, вина, а просто мир и время изменились. Интернет, клиповое мышление, космические скорости. Тем ценнее романтизм, он заставляет остановиться, задуматься, посмотреть на свою жизнь со стороны и «устроить» кому-нибудь «алые паруса». А я — вечный романтик. Всю жизнь верю в любовь и чудо. И это всё дарит мне моя любимая, неповторимая семья!
Карина Ярмеева, исполнительница ролей Бетси, жительницы Каперны:
— романтизм непременно должен сопровождать всех девочек нашей планеты. Подобные произведения обязаны быть в библиотеке каждого ребёнка. Своей дочери, её подругам и своим племянницам я постоянно твержу, что и в их жизни обязательно будет корабль с прекрасным Грэем!
Мусалим Кульбаев, режиссёр-постановщик:
— Мы вовсе не случайно из огромного количества возможных инсценировок остановили свой выбор на версии Аллы Решетниковой. Она как действующий режиссёр написала пьесу не только об Алых парусах, но и о том, насколько нелепо, немодно и бессмысленно в наш прагматичный век рассказывать светлые романтичные истории. Кому это нужно сегодня? Наш спектакль и начинается с того, что главный артист и автор этой труппы заявляет об отмене спектакля, ибо всё это бессмысленно… И, надо сказать, что опасения эти всякий раз подтверждаются, когда количество организованного подросткового зрителя в зале стремится к ста процентам. Сложно воспринимают, сложно… Ну, вот я и думаю: чем труднее туда пробиваться, чем сложнее напоминать нам всем о по-настоящему важных вещах, тем с большим упорством и усилиями это необходимо делать! Не сдаваться, не опускать рук, а петь свои песни о добре и любви! Ведь если каждый день иметь лишь одну мечту — заработать на один доллар больше, чем вчера, то скука и бессмыслица догонят и накроют с неизбежностью. А что может быть страшнее ощущения бессмыслицы и скуки в единственной дарованной тебе Всевышним жизни…
Читайте нас: