Можно ли рассказать о любви к родному краю без излишнего пафоса, тепло и сердечно, языком музыки, поэзии, пластики и сценографии, тонко переплетая мотивы башкирских преданий, опосредованные этнические образы, традиции эстрадной культуры и современные технологии? Мюзикл «Урал Легендалары» («Легенды Урала»), представленный на сцене ГКЗ «Башкортостан» в рамках гастролей филармонии Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения, получился именно таким.
Спектакль-легенда, спектакль-сказка, спектакль-мюзикл — каждое из этих определений в равной степени находит отклик в том чарующем театрализованном действе, которое представили стерлитамакские артисты.
В основу сценария, разработанного заслуженным работником культуры РБ, драматургом Сарвар Суриной, были положены башкирские народные предания о возникновении шиханов. Сюжетная канва решена в сказочном ключе. Славный потомок Урал-батыра — Идель-батыр (Гафуан Фазуллин) выдаёт замуж свою дочь, красавицу Агидель (Гузалия Татлыбаева). Её избранник — сын хана великих степей, юный джигит Турахан (Ильдар Абдрашитов). Но на пути к их счастью встаёт див Ашак (Ильдар Рахимгулов), влюбившийся в прекрасную девушку и решивший её похитить. В тёмных делах ему помогают Шаманка (Гульназ Идрисова) и её сын, Див‑охранник (Альберт Кильмаков). А за лирических героев вступается дуэт персонажей-символов — Беркута Турахана (Рузиль Сайфутдинов) и Лебедя Хумая (Регина Атаякова). По мере развития этой истории перед зрителем разворачивается не только развязка любовного треугольника, но и легенда возникновения реки Агидель и четырёх башкирских шиханов — Торатау, Юрактау, Куштау, Шахтау. Пять картин сказочного повествования прослаиваются репликами рассказчика — Сэсэна (Ришат Хамитов), придавая музыкально-поэтической истории характер эпического сказания.
Музыкальную партитуру спектакля сочинил заслуженный деятель искусств РБ композитор Урал Идельбаев, за плечами которого солидный опыт создания театральной и киномузыки. Опираясь, главным образом, на традиции национальной эстрадной культуры, он создаёт самобытный музыкальный текст, наполненный яркими запоминающимися мелодиями, колоритными танцевальными ритмами, красочными аранжировками.
Постановочная команда собрала опытных деятелей театральной сцены. Режиссёр спектакля — заслуженный деятель искусств РБ, художественный руководитель филармонии Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения Лира Файзуллина, балетмейстер — заслуженная артистка РБ, балетмейстер-постановщик Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова Рамиза Мухаметшина, художник Лилия Сулейманова, художник по костюмам — заслуженный художник РБ Наталья Степанова. Безусловным достоинством их совместной работы стала цельность и органичность сценического действия, где гибкий пластический рисунок образов, роскошные стилизованные костюмы, акцент на видеопроекции как главном средстве сценографического решения, — всё это в совокупности работает на создание изысканной волшебной атмосферы происходящего без наивной назидательности, столь часто присущей сказочным представлениям.
Лира Файзуллина, режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан: «На первый взгляд, мюзикл «Легенды Урала» — красивая сказка о любви, основанная на башкирских легендах, где традиционно сталкиваются светлые и тёмные силы, и, в конечном итоге, побеждает добро. В действительности за романтическим сюжетом прячутся более глубокие проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Проблема экологии, сохранения природных богатств является одной из злободневных не только в нашей республике, но и на всей планете. Перед каждым из нас стоит вопрос: что мы оставим потомкам? Выжженное поле или красивые горы, зелёные леса… Как мы можем сохранить природу?! Глубоко символично, что в день премьеры мюзикла «Легенды Урала» вышел указ о сохранении наших гор Юрактау и Торатау и создании геопарка «Торатау».
Для нашего коллектива это первый опыт работы в мюзикле. Работа над постановкой началась год назад, и до премьеры мы решали целый ряд непривычных задач. Артистам филармонии пришлось выйти за рамки своих обычных профессиональных навыков: вокалисты осваивали современную пластику и работали над актёрским мастерством, артисты балета — запели и т. д. Огромная работа была проделана самыми молодыми артистами — Гузалиёй Татлыбаевой (Агидель), Ильдаром Абдрашитовым (Турахан) и Ильдаром Рахимгуловым (Ашак). За этот период они выросли в настоящих главных героев сценического действа и открыли в себе новый актёрский потенциал. Непростые задачи ставил перед вокалистами и композитор: уйти от привычного для них академического пения и найти новые тембровые возможности своего голоса.
В «Легендах Урала» мы стремились сделать яркий современный музыкальный спектакль, который был бы понятен и интересен и юному зрителю, и взрослому».
Урал Идельбаев, композитор, заслуженный деятель искусств РБ: «Легенды нашего края — близкая мне тема. В спектакле представлена история возникновения величественных шиханов и реки Агидель. Конечно, такие образы не могли не вдохновлять при написании музыки. Любовь главных героев, борьба добра и зла, прославление природы и любви к родному краю — все эти темы прорисовываются в сюжете мюзикла «Легенды Урала», и моей задачей было воплотить это в музыке.
Для меня как композитора всегда важно знать, для кого я пишу музыку, кто будет её исполнять. Поэтому перед тем, как приступить к работе, я встречался с артистами Стерлитамакской филармонии, знакомился с их творчеством, изучил для себя их возможности и диапазон. Этническая тема предполагала включение в музыкальную палитру спектакля башкирских инструментов — курая, кубыза, кыл-кубыза, думбыры…
Важно было передать в музыке драматургию развития сюжета, смену картин, образов, чтобы полуторачасовой спектакль превратился в захватывающее, динамичное действо».
Рамиза Мухаметшина, балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка РБ: «Обращение к жанру легенды подразумевает определённый пафос и возвышенность. Поэтому одна из целей, которые я ставила, сочиняя пластический рисунок, — это создание особой одухотворённой атмосферы, чтобы легенда не предстала как бытовая история. Кроме того, важно было соединить пластическое решение с драматическим наполнением каждого образа. Именно поэтому свои репетиции с артистами я начала с тренингов, где использовала, в том числе, методы Михаила Чехова в работе над психофизическим состоянием артиста.
Но, конечно, большую часть времени мы занимались пластикой. Сложнее всего было вокалистам, которые не привыкли выполнять подобные задачи на сцене. С каждым артистом мы искали свои детали. Например, с Ильдаром Рахимгуловым, исполнителем роли Ашака, мы долго искали походку. Было важно, чтобы каждый шаг этого персонажа был настораживающим, акцентным…
Если говорить о спектакле в целом, то для меня было очень важно добиться цельности, чтобы он не воспринимался как дивертисмент отдельных номеров. Ещё одной сверхзадачей было максимально стереть грань между номерами, исполняемыми вокалистами и артистами Театра танца.
Огромное спасибо артистам не только за их талант, но и за безграничную работоспособность и, в хорошем смысле, фанатизм, что сегодня не так часто встретишь».
Проект был осуществлен при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и РБ.