Центрами притяжения весенней афиши Башкирского оперного театра стали события, связанные с именем Ильдара Абдразакова: его II Международный музыкальный фестиваль и премьера оперы Дж. Верди «Аттила», где певец не только выступил в своей «коронной» партии, но и совершил режиссёрский дебют. Безусловно, событием, которому театр обеспечил соответствующий размах, стали и праздничные торжества по случаю 100‑летия Аксаковского народного дома — «родных стен» Башкирского государственного театра оперы и балета на протяжении всей его истории. Предлагаем вспомнить, чем запомнились те дни уфимской публике.
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИЛЬДАРА АБДРАЗАКОВА. УФИМСКИЙ СТАРТ
«Если бы фестиваля Ильдара Абдразакова не было, его следовало бы придумать» — так, перефразируя известное изречение, можно сказать о проекте, который отметил в этом году свою вторую годовщину, став для многих уфимцев и гостей города главным музыкальным и светским событием весны.
Кажется, Башкирскому оперному не хватало именно такого свежего трендового форума. Ещё недавно годовой план театра верстался с учётом двух фестивалей-«старожилов» — «шаляпинского» и «нуреевского». Афиши и анонсы их программ зазывали чаще всего репертуарными названиями и именами приглашённых солистов. Публика была приучена к терпеливому ожиданию фестивальных дат и благодарно отвечала аншлагами.
Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова с самого начала задал другой формат, связав его, прежде всего, с личностью самого певца, его статусом, творческим графиком, интересами и связями. Ранг мировой «звезды» с действующими контрактами самых престижных оперных площадок Европы, Америки и Азии. Высочайший профессионализм и невероятное личное обаяние, непревзойдённый вокальный талант и природный дар драматического актёра — никакие эпитеты превосходной степени не смогут объяснить магию двукратного обладателя премии «Грэмми», лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и «лучшего баса мира», как именуют Ильдара Абдразакова СМИ. Впрочем, стереотип неприступности кумир с лёгкостью опровергает общительным характером, частыми визитами на родину, щедрой новостной лентой социальных аккаунтов и подкупающей уступчивостью, с которой он отзывается на многочисленные просьбы в «селфи». В Уфе Ильдар был и остаётся «своим», и это придаёт тепло и доверительность каждому его выступлению.
В этот раз фестиваль расширил свою географию, включив Москву, Казань и Альметьевск, но сохранив старт в Уфе, как и обещал певец в прошлом году.
Гала-концерт и торжественное открытие прошли 13 марта на сцене БГТОиБ, где Ильдар начинал когда-то свой путь в мимансе. Программа включала фрагменты популярных опер — выигрышный формат, позволивший каждому участнику продемонстрировать максимум возможностей. Главными партнёрами Абдразакова в этот вечер были высококлассные музыканты, любимцы публики — баритон Василий Ладюк («Новая опера», Москва) и дирижёр Фабио Мастранджело (Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл»), ставший за пульт симфонического оркестра БГТОиБ. Молодёжный «каст» включал наших земляков — «золотомасочное колоратуро» Башкирского оперного театра Диляру Идрисову (единственную, за исключением самого Ильдара Абдразакова, участницу прошлогодней фестивальной программы) и свежеиспечённого солиста Мариинского театра Кирилла Белова, чей гибкий чистый тенор мог конкурировать с лучшими голосами, которые слышала уфимская сцена. Восторженными овациями уфимская публика наградила и «новичков» форума — молодых итальянских певиц Анну-Дорис Капителли с её чувственным меццо-сопрано (Академия Ла Скала) и обладательницу глубокого, богатого оттенками сопрано и внушительного конкурсного портфолио Мартину Грезию (Академия Санта-Чечилия). Из пяти участников мастер-классов (ещё одного важного и теперь уже тоже традиционного мероприятия фестиваля) права выступить в гала-концерте удостоилась москвичка Оксана Секерина.
Мастер-классы прошли накануне открытия фестиваля, 12 марта, в Шаляпинском зале института искусств. Помимо Ильдара Абдразакова и Василия Ладюка в роли коуча выступила опытный концертмейстер Кира Парфеевец (Франция), которая не понаслышке знает о требованиях европейских оперных театров. И если публике мастер-классы подарили редкую возможность подсмотреть оперную «кухню», то молодые певцы на сцене и в зале вооружились внушительным арсеналом вокальных секретов. И главное — вдохновились неповторимой атмосферой успешности, которую излучало великолепное трио профессионалов.
ХРОНИКИ АКСАКОВСКОГО НАРОДНОГО ДОМА
27 марта Башкирский оперный театр отметил 100‑летие Аксаковского народного дома, связав празднование не только с датой официального открытия здания как «Дворца Труда и Искусств» в 1919 году, но и с двумя другими знаковыми событиями — вековым юбилеем республики и Международным днём театра.
Несмотря на обилие официальных поводов, торжество получилось искренним и неформальным. Концерт с участием артистов театра и гостей был выстроен как театрализованное представление, возвращающее зрителей к началу XX века, когда уфимская общественность во главе с губернатором Ключарёвым приняла решение о строительстве здания в честь выдающегося земляка — писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Вспоминали о торжественном освящении места двумя религиозными конфессиями и всенародном сборе средств, породившем метафору «аксаковская копеечка». А также о том, что именно этот дом стал впоследствии родным для многих театральных и художественных коллективов Уфы. Быть может, поэтому поздравительные слова коллег, звучавшие со сцены, в кулуарах и на страницах специального выпуска театральной газеты «Аксаковский дом», были наполнены неподдельными нотками дружеского тепла и доброго юмора. А ещё в этот вечер в зале Аксаковского народного дома был особенный зритель — ветераны Башкирского оперного театра. Их счастливые глаза, улыбки и объятия были, пожалуй, самым дорогим украшением праздника.
Уфимская премьера вердиевской оперы «Аттила» ещё год назад анонсировалась как одно из самых ожидаемых и интригующих событий предстоящего сезона Башкирского оперного театра. Главная интрига — режиссёрский дебют Ильдара Абдразакова. Певец посвятил постановку памяти своего отца — известного башкирского режиссёра Амира Абдразакова, и связал свой порыв вступить на новое поприще с родительскими генами.
Спектакль стал самым масштабным и дорогостоящим проектом в истории БГТОиБ, представив зрителю зрелищную классическую постановку в стиле Франко Дзеффирелли (художник-постановщик Иван Складчиков).
Козырем музыкальной составляющей спектакля стало участие в серии премьерных показов приглашённых солистов во главе с Ильдаром и Аскаром Абдразаковыми в партии Аттилы. Римского полководца Эцио блестяще исполнил Василий Ладюк («Новая Опера»). В роли аквилейца Форесто эффектно выступили солисты Мариинского театра Евгений Акимов и Сергей Скороходов. Партия коварной возлюбленной Одабеллы в двух премьерных спектаклях была доверена Жупар Габдуллиной («Астана Опера»). Наряду с гостями в спектаклях 27 и 28 апреля, а также 5 мая участвовали опытные солисты уфимской труппы — Лариса Ахметова (Одабелла), Владимир Копытов (Эцио), Владимир Орфеев (Форесто).
О слабости либретто и незрелости партитуры «Аттилы» писали многие, и с этим вряд ли поспоришь. Но в том, что в уфимской версии этот ранний вердиевский опус получил музыкально-драматургическую выстроенность и цельность — большая заслуга дирижёра-постановщика Артёма Макарова. В этом отношении особенно выделялся премьерный спектакль 4 мая с участием уфимского каста солистов, когда концентрация энергии достигла апогея в тонком ансамблевом взаимодействии Артура Каипкулова (Аттила), Олеси Мезенцевой (Одабелла), Владимира Орфеева (Форесто), Яна Лейше (Эцио).
Размышляя о том, что готовит уфимскому спектаклю день грядущий, можно заметить, что наряду с редким репертуарным названием и ослепительной в своей роскоши постановкой Башкирский оперный театр получил спектакль, который может быть прекрасно представлен и силами собственной труппы, и одновременно стать ещё одной точкой притяжения на родную сцену братьев Абдразаковых.
Присоединяйтесь к группе журнала "РАМПА" в "Вконтакте":