— Почему все они прославились, когда уехали? Вопрос, заданный мне подругой, признанным музыковедом, давно обретшей свое пристанище в Москве, по итогам осмотра достопримечательностей Уфы (барельеф Рудольфа Нуреева, памятник Федору Шаляпину и т. д.), только на первый взгляд казался риторическим. Есть люди, которые многое хотят сделать и на своей малой Родине. Благодаря трудолюбию, природным данным и, по-хорошему, фанатичному отношению к своей деятельности, им это удается. Таков наш сегодняшний герой, молодой режиссер и актер Равиль Хакимов. Получив хорошее образование, общаясь с известнейшими людьми, будучи в творческих командировках, он не мыслит себя вне родного города Салавата, где старается поднять культуру на высокий уровень:
— Моя любовь к творчеству началась с детских походов на спектакли Салаватского государственного башкирского драматического театра. Маме часто давали пригласительные в этот театр, и она брала меня с собой. Несмотря на юный возраст, меня завораживало действо. Никогда не забуду сказочно яркий спектакль «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова, который для меня, пятилетнего, был сродни чему-то волшебному. Произвела большое впечатление и постановка «Девушка с веснушками» 1995‑го года. В тот период в театре работал ученик Георгия Александровича Товстоногова, известный в республике режиссер, заслуженный деятель искусств России Вазих Кашапович Сайфуллин. Мы не были знакомы лично, но для меня он стал настоящим первым Учителем. Благодаря ему я получил театральное воспитание, обрел творческое чутье.
Спустя много лет, когда я вновь попал в этот театр, только теперь для того, чтобы служить ему, я стал постигать его изнутри. И в полной мере ощутил, как люблю эту профессию. Мне посчастливилось поработать с такими весомыми в искусстве людьми, как режиссер, заслуженный артист России Олег Закирович Ханов; сценограф, заслуженный деятель искусств РБ Альберт Валерьевич Нестеров; мастер своего дела актер и режиссер Азат Зиганшин. У них я многому научился.
В театре я создал несколько интересных образов, таких как Эдуард в «Девушке с веснушками», полицейский в социальной молодежной драме «Game Over»/«Конец игры», Сыщик в «Башмачках» и др.
Помимо этого, в 2015 году вышел мой дебютный спектакль в качестве режиссера. Я поставил музыкальную комедию-фарс «Девушка с веснушками» по пьесе Кабира Акбашева, в которой были задействованы ведущие актеры театра. Кроме того, регулярно ставил юбилейные вечера известных артистов: 75‑летний юбилей народного артиста РБ Рима Файзрахмановича Аминева, 70‑летие народной артистки РБ Гульшат Ибрагимовны Зиязетдиновой.
Мной было поставлено театрализованное представление «Второе дыхание», в котором на сцену, спустя долгое время, вернулись шесть ветеранов Салаватского театра, заслуженных и народных артистов, старшей из которых тогда исполнилось 84 года. Они играли отрывки из своих спектаклей, все это было вписано в общее действо. Получилось тепло и трогательно.
Параллельно, выступил как кинорежиссер. С большим успехом на БСТ шел мой музыкальный фильм «Галиябану. Легенда о любви», где я также сыграл роль Исмагила. В 2018 году вышел фильм «Бабье лето» по легендарной пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж». Кстати, нужно сказать, что как режиссер я очень тяготею к национальной классической драматургии, пьесам Мирхайдара Файзи, Хабибуллы Ибрагимова, Нажиба Асанбаева, Туфана Миннуллина, Ангама Атнабаева, Мустая Карима. Отдельной строкой для меня идет Флорид Минемуллович Буляков — мистик, человек огромного таланта, с которым посчастливилось пообщаться при жизни, хоть и через социальные сети. Тогда он уже очень болел, но, несмотря на то что почти не выходил на публику, продолжал писать. Большая честь для меня, что он стал другом и вдохновителем на создание фильма, который был приурочен к 70‑летию драматурга.
Я участвовал в телевизионном поэтическом проекте «Мне есть вам что сказать» на канале «Россия». Снимался в ряде короткометражных фильмов. Меня пригласили на роль соседа по имени Ильхам в многосерийный сериал-ситком на БСТ «Домочадцы» (режиссер — Роман Пожидаев). Таким образом, удавалось совмещать профессии актера и режиссера, хоть это и невероятно трудно. Я до сих пор с удовольствием откликаюсь на предложения, потому что, если единожды человек попал в профессию, связанную с искусством, это «прилипает» навек, проникая в кровь, и больше из себя ты это вытащить не сможешь. Если ты настоящий фанат своего дела, творчество навсегда в твоей жизни.
Совершенно новым этапом в моей жизни стало поступление в Москве на режиссерский курс Высшей школы сценических искусств мастерской народного артиста РФ К. А. Райкина. Оказался там волей случая: наткнулся на объявление в интернете, что объявляется набор на курс художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Аркадьевича Райкина. Я, максимально сконцентрировавшись, подготовил работы для поступления. Главным было представить экспликацию спектакля, по своему усмотрению. Я взял «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Рассказав Константину Аркадьевичу свою задумку, получил его хороший отклик. Порадовало его и то, что я сделал эскиз сценографии спектакля. Всего прошли достаточно жесткий конкурсный отбор двенадцать человек со всей России и даже из ближнего зарубежья: из Белоруссии, Латвии, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Барнаула, Екатеринбурга и др.
Это был первый режиссерский курс Константина Райкина (до этого он набирал только актерские), поэтому к нам как «первенцам» он относился с большим трепетом, очень душевно. Как мастер курса проводил с нами каждое занятие по режиссуре. Мы буквально впитывали любую его реплику, каждое движение. Это утонченный человек, достигший высочайшего мастерства, интеллектуальный, талантливейший. Полуторачасовые «пары» пролетали, как пять минут. То, с какой ответственностью он относился к нам, показывает такой случай. На экзамене по режиссуре у нас были распределены отрывки из пьес Островского. Мне достался кусок из «Правда хорошо, а счастье лучше», в котором участвуют три возрастных героя. На мужскую роль «старой любви» героини я пригласил своего однокурсника, а образ пожилой купчихи должна была воплощать юная актриса «Сатирикона». Константин Аркадьевич узнал об этом распределении ролей и передал, чтобы я срочно с ним связался. Я, в ужасе, что без спросу задействовал актрису райкинского театра, позвонил ему, как было велено, после спектакля, в районе одиннадцати вечера и с удивлением услышал его совет, что не стоит брать эту актрису, которая может, ввиду отсутствия опыта, «завалить» отрывок. Я понял, как он искренне, от всей души переживает за то, что мы делаем, чтобы это получилось хорошо и качественно. Я заменил исполнительницу, отрывок получился одним из лучших на курсе.
Во время учебы мне удалось сыграть много интересных ролей в режиссерских отрывках сокурсников: Платона из «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского; Сашу в «Шутниках» Островского; Бенволио в «Ромео и Джульетте»; был хороший образ Леандра в мольеровских «Плутнях Скапена». После классов Константина Райкина мое осознание актерской профессии кардинально переменилось. Каждое его замечание было с отсылками к Станиславскому и Мейерхольду. Все театральные системы четко объяснены и привязаны к данной конкретной игровой ситуации. Полный разбор пьесы, образа, сцены. А ведь когда режиссер умеет сделать грамотный разбор, у актера уже нет шансов «съехать» в отсебятину. С огромной благодарностью отношусь к Константину Аркадьевичу, человеку, с колоссальной любовью и преданностью относящемуся к своей профессии, давшему нам огромный багаж знаний! Я отношусь к нему как к своему театральному отцу.
Во время учебы нам очень много дало посещение московских театров. Мы были в Большом, Вахтанговском, Малом, Театре на Малой Бронной и других. Воочию увидели полотна таких великих режиссеров, как Эймунтас Някрошюс, Сергей Женовач и Роман Виктюк; увидели спектакли Константина Богомолова и Юрия Бутусова. Это дало подпитку для творчества, стало источником вдохновения. Во время учебы у нас преподавала актерское мастерство супруга Константина Аркадьевича, Елена Ивановна Бутенко-Райкина. Удивительный человек, совсем с другим, чем у мужа, темпераментом. Вспоминаю ее с большим теплом.
Получив в Москве диплом, я вернулся в Салават и решил реализовать то театральное дыхание, которое неустанно горит во мне, организовав небольшую театральную труппу под названием «Наш ТЕАТР». В ней участвуют как молодые самодеятельные артисты, так и профессионалы: народная артистка РБ Венера Хасанова, заслуженная артистка РБ Гульнур Янбердина, народный артист РБ Рим Аминов. Первой, но, надеюсь, далеко не последней, постановкой стала сказка «Петушиная мельница», посвященная 100‑летию со дня рождения Мустая Карима.
«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве», — великую цитату К. С. Станиславского я сделал своим кредо, «творю» в этой удивительной жизни. Так что с полной уверенностью можно сказать, что я счастливый человек. Театр всегда рядом со мной…