Все новости
Театр
1 Ноября 2019, 11:02

ВЕСНА НУРЕЕВСКАЯ В СЕНТЯБРЕ

С 7 по 24 сентября в Уфе проходил XXII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, крупнейший за свою 26‑летнюю историю. Его насыщенная программа удивила даже самых искушённых зрителей. Гостями Нуреевского стали балетные труппы из Москвы, Челябинска и Екатеринбурга, показавшие на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета свои лучшие постановки, среди которых две премьеры 2019 года.

С 7 по 24 сентября в Уфе проходил XXII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, крупнейший за свою 26‑летнюю историю. Его насыщенная программа удивила даже самых искушённых зрителей. Гостями Нуреевского стали балетные труппы из Москвы, Челябинска и Екатеринбурга, показавшие на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета свои лучшие постановки, среди которых две премьеры 2019 года.
Уфимский праздник балетного искусства 2019 года — это десять театральных вечеров с участием двух десятков приглашённых звёзд. Среди них ведущие артисты Большого театра России, Михайловского и Мариинского, «Кремлёвского балета», Театров балета им. Леонида Якобсона и Бориса Эйфмана, Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, а также Баварского государственного балета и Словацкого национального театра, ставшие участниками трёх грандиозных концертов — «Гала-Чайковский», «Гала-Нуреев» и «Гала-Григорович».
Право открытия Нуреевского фестиваля досталось Московскому детскому музыкальному театру имени Натальи Сац. Вечер-посвящение русскому танцовщику и хореографу Михаилу Фокину на сцене Башкирской оперы был представлен одноактными спектаклями «Шахерезада» (Н. Римский-Корсаков), «Шопениана» (Ф. Шопен), «Половецкие пляски» (А. Бородин), явившими миру чудо «Русских сезонов» Сергея Дягилева и его единомышленников.
Ида Рубинштейн, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нежинский… Блистательную плеяду дополняют великие имена музыкантов, художников. На протяжении столетия мысль о возвращении «Русских сезонов» не оставляла умы хореографов. Так было и с Андрисом Лиепой, более двадцати лет посвятившему восстановлению фокинских шедевров. Он понимал всю ответственность перед гением выдающегося хореографа начала XX века, новаторским духом его мятежной натуры, ознаменовавшей революцию в классическом балете. Кропотливая работа по реконструкции сценических творений Михаила Фокина включала и восстановление декораций и костюмов по эскизам Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха. Сей, сродни научному, труд был доверен художникам-постановщикам Анатолию Нежному и Анне Нежной. Так, в 2015 году Театр Натальи Сац совместно с Фондом «Русские сезоны — XXI век» возобновили эти три шедевра, которым рукоплещут во многих странах. И всё же главным событием сезона‑2019 для артистов Московского детского музыкального театра им. Н. Сац стало участие в фестивале им. Рудольфа Нуреева, выдающегося танцовщика конца двадцатого столетия, как и Михаил Фокин, вершившего революцию в балетном искусстве. О чём со сцены Башкирской оперы с благодарностью и поведала вице-президент Фонда имени Натальи Сац. Кому, как не ей, Роксане Николаевне Сац, близки великие театральные традиции отечественного театра.
Среди участников XXII Международного фестиваля балетного искусства, гостивших в Уфе почти всей труппой, — Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. Глинки, представивший балет-кантату «Кармина Бурана». Уже одно упоминание названия выдающегося произведения Карла Орфа приводит поклонников подобной музыки в молитвенное состояние, одновременно восторгая и вызывая сильные эмоции, слёзы. В «Кармине…» есть что-то сакральное, как будто её создатель был посвящён в небесно-неведомое, потустороннее и потаённое. Объяснимо любопытство публики, пришедшей не только услышать эту музыку, но увидеть!
Мировая премьера спектакля «Кармина Бурана» состоялась в 2017 году в Дижоне (Франция). Амбициозный проект удался благодаря хореографу из Санкт-Петербурга Надежде Калининой, вдохновлённой «Божественной комедией» Данте Алигьери. Благо, сопровождать героя по всем кругам дантова ада зрителю не пришлось: постановщики ограничились фрагментами. Но отдельные сцены впечатляют. Уместно отметить Ангела — Михаила Филатова, игра которого восхищает. Впечатляет и Демоница (Инга Карпова). В главных партиях — Валерий Целищев (Юноша), Екатерина Хомкина-Сафронова (Девушка).
Публика к челябинцам была добра. Но справедливости ради добавлю, что реакция на происходящее на сцене была не столь однозначной, как, к примеру, на выступление хора, сопровождавшего спектакль. «Кармина Бурана» — произведение, прежде всего, вокальное. Оно давно в репертуаре хора БГТОиБ. Неудивительно, что в целом действо было успешным благодаря сотворчеству балетной труппы ЧГТОиБ им. М. Глинки, оркестра БГТОиБ (за дирижёрским пультом А. Матушкин) и хора под управлением А. Алексеева с участием солистов‑гостей — Эльвиры Авзаловой (сопрано), Павла Чикановского (тенор), Евгения Бовыкина (баритон). Их прекрасные голоса уфимцы запомнили, и уже в начале октября на последовавших за нуреевским фестивалем гастролях Челябинской оперы новых любимцев встречали овациями.
«Анна Каренина» — ещё одна челябинская новинка. Премьера состоялась в 2019 году на фестивале «В честь Екатерины Максимовой». Это не первая «Анна…» на уфимской сцене: фрагменты спектакля в постановке Бориса Эйфмана артисты его театра в разное время уже представляли. Но у балетмейстера Веры Арбузовой (в прошлом прима-балерина Театра Б. Эйфмана) своё видение русской литературной классики. В помощь сложной хореографии идут современные сценографические решения — видеокартины, художественный свет. Спектакль оформлен музыкой К. Монтеверди, ­В.-А. Моцарта, Ф. Листа, С. Рахманинова, О. Респиги, Б. Бриттена, Л. Левашкевича. Исполнители главных партий — Алёна Филатова (Анна Каренина), Алексей Сафронов (Вронский).
(Продолжение следует).
Читайте нас: