Все новости
Театр
23 Декабря 2019, 18:16

Большое путешествие «Зулейхи…»

В год своего столетия Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури со спектаклем «Зулейха открывает глаза» (роман Г. Яхиной, инсценировка Я. Пулинович) продолжает покорять города в России и за её пределами. Прошли показы в рамках фестивальных дней в Москве, Ярославле, Казани, Оренбурге, Грозном, Иркутске, Алматы (Казахстан), Санкт-Петербурге, Ижевске. В декабре уфимцы повезут свой спектакль в Ульяновск.

Автор — Ирина Шамсутдинова
В год своего столетия Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури со спектаклем «Зулейха открывает глаза» (роман Г. Яхиной, инсценировка Я. Пулинович) продолжает покорять города в России и за её пределами. Прошли показы в рамках фестивальных дней в Москве, Ярославле, Казани, Оренбурге, Грозном, Иркутске, Алматы (Казахстан), Санкт-Петербурге, Ижевске. В декабре уфимцы повезут свой спектакль в Ульяновск.
Первой в юбилейном сезоне была дорога в Чеченскую Республику, город Грозный, где проходил I Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация». Участники фестиваля показали всего четырнадцать спектаклей. Наша «Зулейха…» шла на сцене Государственного русского драматического театре имени М. Ю. Лермонтова.
О том, как грозненская публика приняла башкирский спектакль, как в целом прошла поездка в Чеченскую Республику, рассказывает главный режиссёр БАТД им. М. Гафури Айрат Абушахманов:
— После просмотра нашего спектакля на «Золотой маске», затем по видео, организаторы фестиваля «Федерация» пригласили нас принять в нём участие. Мы благодарны им за это. Отдельную благодарность хочется выразить заведующей кабинетом драматических театров и кабинетом национальных театров Организационно-творческого отдела центрального аппарата СТД РФ Марине Михайловне Корчак и секретарю СТД РФ, председателю Совета республик СТД РФ Борису Наминовичу Манджиеву.
Директор фестиваля, художественный руководитель и директор Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова Хава Ахмадова рассказала нам, что в связи с войнами на территории Чеченской Республики театр отстал от современного российского театрального процесса. Поняв, что нельзя оставаться на том уровне, что есть сейчас, что необходим толчок к развитию, было решено организовать I Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация» именно в Грозном. Данный фестиваль призван приучить не только чеченских актёров, но и самих зрителей к тем колоссальным изменениям, которые произошли в современном театральном мире. Ну и, конечно, чтобы самый первый фестиваль не вызвал у публики шок и отторжение, организаторы волновались и следили за духовно-нравственной составляющей конкурсных работ. Цензура при отборе была строгой. Это связано с теми традициями и нормами поведения, которые существуют на Северном Кавказе, в том числе в здешнем театре. Например, здесь неприемлемо, чтобы актёры ходили по сцене обнажёнными и даже полуобнажёнными; актёр и зритель не могут быть в контакте, у каждого своё место: актер — на сцене, зритель — в зале. Ещё один из ключевых моментов: актёрам нельзя касаться актрис и наоборот. Поэтому, учитывая данные требования, мы в своём спектакле видоизменили любовный танец Зулейхи и Игнатова, предположив, что там есть моменты, которые могут смутить публику Грозного. И совсем убрали выстрелы в зрительный зал. Эти изменения никак не повлияли на содержание спектакля, его основной смысл. Но была всё-таки сцена, во время которой зрители прикрывали глаза рукой — сцена родов Зулейхи. Мы оставили её, так как рождение ребенка показываем не натуралистически, а через сказку.
— Какая в Грозном публика? Эмоциональная или сдержанная? Ведь обычно «Зулейху…» долго не отпускают, артисты не один раз выходят на поклоны под крики «браво»…
— Здесь также были крики «браво», громкие аплодисменты. После спектакля подходили чеченские актёры, режиссёры, театральные деятели не только грозненских, но и других театров Северного Кавказа. Этот народ пережил трагедию жестоких репрессий, депортаций, и люди нашли в спектакле отклик. Им это было близко, это их тронуло. Они искренне благодарили нас словами: «Спасибо, брат, за тему!», «Спасибо, брат, за спектакль!».
Что касается публики, то надо отметить, что в Уфе смотрят по-другому. У нас энергичный зритель, который во время действия любит похлопать, громко что-то прокомментировать, посмеяться. У нас зритель реагирует очень живо. В других городах, я заметил, люди смотрят очень внимательно и тихо. Иногда наши актёры, не привыкшие к такой тишине в зале, начинали паниковать и старались лучше играть, потому что им казалось, что что-то не так. Но в финале такие «тихие» зрители, как правило, долго благодарили актёров, аплодировали, не отпускали со сцены.
— …словно во время спектакля зрители накапливали энергию, чтобы потом выплеснуть её разом на артистов?
— Да, похоже на то. Особенно это было характерно для русскоязычного зала. Тут ведь идёт диалог двух языков, а то и более. Если бы два иностранца, желая понять друг друга, очень долго объясняли что-то каждый на своём языке и в итоге поняли друг друга — какую бы радость они от этого испытали! Так же и в диалоге «театр — зритель»: несмотря на то что разговаривают на разных языках, у них находится общее.
— Вы оставались в Грозном до конца фестиваля?
— Да. Даже проводил мастер-класс для актёров чеченских театров, московских театроведов, выстроив эту встречу как просто общение. Мастер-класс был организован после показа спектакля «Зулейха открывает глаза», поэтому было много вопросов по поводу этой постановки. Наше общение получилось довольно открытым и тёплым.
— Как вам столица Чеченской Республики?
— Грозный — очень красивый город! Мы ездили на экскурсию в город Шали, где самая большая мечеть в Европе «Гордость мусульман». Интересно, что где бы мы ни были, нас всюду сопровождали мужчины — волонтёры, администраторы, шофёры… Вообще, весь город охвачен мужской энергетикой. Конечно, в Грозном люди другие, у них другой менталитет. Но между ними и нами есть сходство — в гостеприимстве. Гость для них — это святое.
— Весь год «Зулейха…» шагает по стране и за её пределами. Не складывается ли у вас такое ощущение, что гастроли, участие в фестивалях — это уже привычный рабочий момент для коллектива театра?
— Каждая поездка — это очень ответственно, волнительно, будто держишь экзамен. Особенно переживаешь, когда едешь в города, где не знакомы с Башкирским театром, никогда не смотрели наши спектакли… В то же время понимаешь, что благодаря многочисленным гастролям и участию в фестивалях у коллектива накапливается профессиональный опыт, что наша общая культура становится выше… Это экзамен и для художественно-постановочной части: площадки ведь попадаются разные, необходимо постоянно адаптировать спектакль так, чтобы ничто ему не навредило. Поэтому мы с радостью принимаем приглашения и едем в разные города, тем более когда организаторы готовы оплачивать и дорогу, и проживание такого большого коллектива.
— Почему у «Зулейхи… такой успех?
— Много что совпало. Когда я прочитал роман ещё в электронном варианте, до выхода самой книги, я понял, что в национальной литературе произведений такого уровня очень мало. В какой-то момент внутри меня заговорил менеджер, который оценил роман не только взглядом режиссёра. Здесь особенная история — это не документальная драма, не хроника, а легенда… Когда книга вышла, я уже всё больше и больше убеждался в точности первого импульса — по этому роману надо поставить спектакль! Уверен, что здесь сработала интуиция. А что такое интуиция? Это самое первое впечатление, безошибочный отклик, который ты ещё, может быть, не осознаёшь до конца. Анализ происходит после. Я слышал много мнений, отговорок, что не нужно делать спектакль по этому произведению. Но я хотел поставить его, и наш театр должен был сделать это первым. Так и получилось!
P. S. На сегодняшний день осуществлены три постановки по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»: моноспектакль в Екатеринбурге, в Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом» и в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури.
Читайте нас: