Все новости
Театр
23 Декабря 2019, 16:19

Полетит и на Луну, будь в афише там Полунин! 

Если вы спросите, есть ли в Уфе человек, который знает о балете всё, я уверенно отвечу: «Есть! Гуля Байкова!» Она в курсе балетных новостей буквально в мировом масштабе. Где какая премьера, какие вышли книги и публикации о балете вообще и конкретных персонах, кто приглашён на Нуреевский фестиваль в Казани, что ставят в Ла Скала, где выступает Светлана Захарова, какую новую партию готовит в Дальневосточном филиале Мариинского театра Ирина Сапожникова, птенец, вылетевший из уфимского балетного гнезда и превратившийся в прекрасного Лебедя… И, конечно, всё-всё о своём кумире Сергее Полунине, чьё имя чаще и чаще упоминается рядом с великими, в том числе Нуреевым. Её не пугают расстояния, она мчится в Милан, Верону, Парму, Модену, Мюнхен и другие точки земного шара, чтобы ещё и ещё раз насладиться талантом выдающегося танцовщика. Кажется, объявись он на другой планете, Гульсум Галимзяновну (для большинства знакомых она просто Гуля) и это не остановило бы.

Автор — Нина Жиленко
Если вы спросите, есть ли в Уфе человек, который знает о балете всё, я уверенно отвечу: «Есть! Гуля Байкова!» Она в курсе балетных новостей буквально в мировом масштабе. Где какая премьера, какие вышли книги и публикации о балете вообще и конкретных персонах, кто приглашён на Нуреевский фестиваль в Казани, что ставят в Ла Скала, где выступает Светлана Захарова, какую новую партию готовит в Дальневосточном филиале Мариинского театра Ирина Сапожникова, птенец, вылетевший из уфимского балетного гнезда и превратившийся в прекрасного Лебедя… И, конечно, всё-всё о своём кумире Сергее Полунине, чьё имя чаще и чаще упоминается рядом с великими, в том числе Нуреевым. Её не пугают расстояния, она мчится в Милан, Верону, Парму, Модену, Мюнхен и другие точки земного шара, чтобы ещё и ещё раз насладиться талантом выдающегося танцовщика. Кажется, объявись он на другой планете, Гульсум Галимзяновну (для большинства знакомых она просто Гуля) и это не остановило бы.
Разумеется, гротеск, но об этой удивительной женщине хочется говорить, писать самыми громкими эпитетами. И я переживаю, хватит ли моего лингвистического арсенала, чтобы представить её такой живой, талантливой, пытливой, вездесущей, доброй, какова она в жизни.
Заслуженная артистка Башкортостана Гульсум Байкова — балетный концертмейстер. Этой профессии специально не учат, всё познаётся со временем, с приобретением опыта, через радости и муки творчества. Она всё прошла, пережила, постигла, поскольку прослужила на этой должности в Башкирском государственном театре оперы и балета без малого пятьдесят лет, начав почти сразу после окончания Уфимского училища искусств.
Среди качеств, обязательных для балетного концертмейстера, — музыкальность и любовь к хореографическому искусству. Судьба позаботилась, чтобы Гуля Байкова впитала это с детства. Музыка — в генах, от отца. Галимзян Гайнисламович Байков окончил Московскую консерваторию, служил солистом в Башкирской Опере, Башгосфилармонии, преподавал в училище искусств.
У Гули героическая мама. Галия Газизулловна — фронтовичка, зенитчица, участница обороны Сталинграда, награждена боевыми орденами и медалями. После войны всю жизнь проработала врачом-стоматологом. Но всегда понимала и поддерживала музыкальные пристрастия мужа, дочери, а потом и внучки Алсу, которая пошла по стопам мамы и работает концертмейстером в Московском колледже музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской. Недавно Галие Газизулловне исполнилось 95 лет.
А росла Гуля в знаменитом доме на улице Октябрьской революции в Уфе, где обитали звёзды башкирского искусства — Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Майя Тагирова, Гузель Сулейманова, Нариман Сабитов, Фаузи Саттаров, Ильдус Хабиров… Её все знали, и она комфортно чувствовала себя в большой артистической семье.
Когда пришла на работу в театр, кругом были свои люди, психологически легче было вливаться в театральную жизнь. Но с первой же репетиции поняла, что просто уметь играть здесь недостаточно. Нужно знать азы классического танца, запомнить названия движений, поз, уметь подбирать музыку для урока, угадывать настроение артистов, педагога… И много-много всего другого.
Известно, сколь напряжённая эмоционально и физически жизнь у балетных людей. Урок, репетиция, работа на сцене… С утра — снова урок, надо быть бодрым, энергичным, каким бы трудным ни был поздно закончившийся спектакль И дальше — по привычному кругу. Концертмейстер тоже начинает жить в этом жёстком, строгом ритме. Изо дня в день, из года в год. Но такая жёсткость свободно переносится, если любишь балет. Гуля скоро поняла, что это и есть дело её жизни. Да, уставала, устаёт, зато как радостно от того, что ты участвуешь в сотворении самого прекрасного искусства. Она теперь просто дышит балетом. Научилась находить общий язык с педагогами, солистами. Говорят, что балетный пианист больше, чем просто пианист. И это так.
Прогон новых спектаклей на сцене под рояль — очень важный, ответственный момент. Рояль Гули Байковой заменяет оркестр. Это нелегко эмоционально, трудно физически, ведь клавиры некоторых балетов насчитывают до трёхсот страниц. Зато её рояль звучит оркестрово!
Гуле интересно работать с разными хореографами. Вообще, когда готовится новый спектакль, начинается совсем другая жизнь. В разные годы она сотрудничала с талантливыми балетмейстерами, в большинстве своём они оказывались ещё и незаурядными интересными личностями. Особенно запомнились Виано Гомес де Фонсиа Херард, Владимир Могильда, Андрей Меланьин, Вячеслав Гордеев, Андрей Петров. Работа и общение с ними во время постановок балетов «Испанские миниатюры», «Орфей», «Сестра Керри», «Пер Гюнт», «Тщетная предосторожность», «Ходжа Насреддин», «Золушка», «Аркаим» дали много ценного и в профессиональном, и жизненном аспектах. Всё улеглось в копилку творческого опыта, который с каждым годом обогащался. Эти знания всегда востребованы. Компетентнее консультанта по балету не найти. Даже на старых, не всегда резких чёрно-белых снимках Гуля распознаёт артиста, называет его имя, спектакль, в каком году поставлен.
С особым трепетом хранит воспоминания о работе с гениальным хореографом современности Юрием Николаевичем Григоровичем. Незабываемый эпизод в жизни балетной труппы и всего коллектива Башкирского государственного театра оперы и балета. Впервые это было, когда Юрий Николаевич ушёл из Большого театра и по приглашению тогдашнего директора Уфимской Оперы, талантливого певца, неординарного человека Радика Гареева стал активно работать с башкирской труппой. В 1995 году поставил сразу три балета: «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Какое счастье, что сотрудничество с ним после значительного перерыва возобновилось. В 2012 году на башкирской сцене появился «Корсар», в 2013 — «Спартак», великий спектакль, шедевр, балет балетов. И наконец — «Легенда о любви».
И ещё счастливое событие: в 2015 году свою легендарную «Анюту» в Уфе поставил Владимир Викторович Васильев. Посмотреть, как он проводит репетиции, в балетный зал набивалось полтеатра. Это человек-солнце, человек-симфония, работа и общение с которым обогащает, запоминается на всю жизнь.
В программках всех этих спектаклей я всегда с удовольствием нахожу строчку: «Концертмейстер — Гульсум Байкова».
А годы летят, даты становятся круглее, солиднее. И с годами растет авторитет, уважение к высокопрофессиональному концертмейстеру и харизматичному человеку. По случаю юбилея героини этих строк хочется сказать особенно яркие, весомые слова, поблагодарить, восхититься её любовью и преданностью балетному искусству, низко поклониться за всё, что она сделала за десятилетия работы для башкирского балета.
Дорогая Гульсум Галимзяновна! От всей души поздравляем вас с юбилеем! Оставайтесь всегда такой, какой мы вас знаем и любим. Долгих лет жизни и плодотворной работы! Счастья, здоровья, любви, вдохновения, новых встреч с интересными мастерами! Незабываемых поездок на спектакли с вашим кумиром! Всего самого доброго, светлого вашей семье! Спасибо, что вы есть!