Все новости
Театр
24 Декабря 2019, 18:23

Рудольф Нуреев: «В каждом, кто выйдет на балетную сцену, будет жить частичка меня»

Конечно, любой фестиваль — это сгусток событий. Не исключение и прошедший с 31 октября по 2 ноября III Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский». Он уже стал традиционным. Вновь, как и три года назад, к нам приехала Валерия Иосифовна Уральская, вновь был с большим успехом показан балет на музыку Николая Попова «Водная красавица» — «Хыухылыу». В первом отделении вечера в день открытия вновь был представлен класс-концерт «Как стать балериной» на музыку композиторов XIX–XX веков в постановке заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории Александра Полубенцева.

Автор — Светлана Платонова
Конечно, любой фестиваль — это сгусток событий. Не исключение и прошедший с 31 октября по 2 ноября III Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский». Он уже стал традиционным. Вновь, как и три года назад, к нам приехала Валерия Иосифовна Уральская, вновь был с большим успехом показан балет на музыку Николая Попова «Водная красавица» — «Хыухылыу». В первом отделении вечера в день открытия вновь был представлен класс-концерт «Как стать балериной» на музыку композиторов XIX–XX веков в постановке заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории Александра Полубенцева.
Об одноактном спектакле «Водная красавица» красиво пишут, что это первый молодёжный (вариант — детский) национальный балет. Музыка была создана в 2015 году лауреатом всероссийских и международных конкурсов, московским композитором Николаем Поповым (он известен многим в Уфе: окончил наш Средний специальный музыкальный колледж). Автором либретто выступил заслуженный артист Республики Башкортостан Ринат Абушахманов, он же явился и хореографом спектакля. Художником-постановщиком стала Фания Низамова. Балет следует мотивам национального эпоса «Заятуляк и Хыухылыу», повествующего о прекрасной любви легендарного батыра Заятуляка и дочери владыки озёр Хыухылыу.
Спектакль произвёл на автора сих строк глубокое впечатление. Ярко, лаконично. Чутко преподнесены башкирские курай, кубыз, горловое пение, кыл-кубыз (задействована этно-группа «Йатаган»), соединённые с тембрами классических инструментов. Интересна и убедительна драматургическая логика — резкие, выпуклые контрасты пластов… Выявлены будущие очертания большого балета; например, впечатлило небольшое, но важное для жанра Адажио. Хороша ненавязчивая этичность идеи. На ютюбе нашлось немало фрагментов записи балета 2016 года, посмотрите! Ныне на сцене — новый состав исполнителей, спектакль стал репертуарным.
Фестиваль развивается по восходящей, если на прошлый, три года назад, приезжали представители четырнадцати хореографических школ мира, то на этот — девятнадцати! Впервые здесь ученик и последователь Рудольфа Нуреева, этуаль Национальной Парижской оперы, руководитель балета города Бордо балетмейстер Шарль Жюд. Прибыли: ректор Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии Шухрат Тухтасимов; директор Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнёва Даулет Досбатыров; директор Международной балетной академии в Японии Эмма Хасимото; народная артистка России, директор и художественный руководитель школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева Гузель Апанаева; художественный руководитель Пермского хореографического училища, заслуженный учитель школы России и заслуженный деятель искусств РФ Владимир Толстухин; лауреат международных конкурсов балетмейстеров, известный хореограф, профессор Европейской академии балета Вакиль Усманов; выпускник Башкирского хореографического колледжа, балетный критик, артист театра «Русский балет», сотрудник Санкт-Петербургского Театрального музея Сергей Лалетин; генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов… В этом году фестиваль привлёк фактически все балетные школы России: колледжи и училища Воронежа, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга… Приехали гости из-за границы: Латвия и Казахстан уже стали постоянными участниками фестиваля, а впервые прибыли представители Белоруссии, Узбекистана, Киргизии и Японии — всего 46 детей в возрасте от 12 до 18 лет. Самая маленькая из них — японка Реика Кигава.
Хореографические колледжи нередко называются чьим-либо именем. Интересно, что все посвящения отданы людям, оставившим след в своём географическом регионе. Чолпонбек Базарбаев — в Киргизии, Аксения и Наталья Посельских — в Якутии, Александр Селезнёв — в Казахстане, Лариса Сахьянова и Пётр Абашеев — в Бурятии. Они могли, будучи ведущими солистами своих театров, гастролировать во многих странах. Однако только имя нашего Рудольфа Нуреева ставится в ряд всего нескольких артистов мира — Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Михаил Барышников. Это так обязывает тех, кто связал с ним своё дело! Отсюда — и тяжесть ответственности, и стремление соответствовать миссии.
Её как никто ощущает Олия Галеевна Вильданова, директор Башкирского хореографического колледжа. Скорее всего, наивный романтик, она верит: по-доброму соревнуясь на Малых Нуреевских, приобщаясь к великому имени, дети, может быть, достигнут новых высот, приблизятся к тому мастерству, что завещано нам нашим гением танца. Она убеждена: балет, танец несут только благородство, обогащают душу, расширяют эмоциональный мир. «Наш фестиваль — это праздник, это парад школ, парад одарённых талантливых детей». Важно взглянуть и шире: «Этот фестиваль поднимет во всём мире имидж Башкортостана как республики высокой культуры», — говорит директор нуреевского колледжа (интервью телевидению в день открытия).
Мероприятий столько, что стоило три дня просто жить хореографией. Заинтересованные поклонники Терпсихоры так и сделали, тем более что события шли чередой, не накладываясь друг на друга (как это иногда, к сожалению, бывает на конкурсах и фестивалях). Открытие, вечерний спектакль, мастер-классы, круглый стол, репетиции, прогоны, блестящий гала-концерт закрытия… Мне посчастливилось посетить мастер-классы Андрея Меркурьева. Сама атмосфера здесь словно говорила: мы любим нашего выпускника, ныне ведущего солиста Большого театра, педагога-балетмейстера, хореографа (его постановка 2014 года «Крик» идёт в Одесском театре оперы и балета). Его урок — это нежное, ласковое и убедительное внушение подлинного профессионализма. Точный, ненавязчивый показ: «Давайте попробуем!» Похвала как стимул роста. Микронная, тонкая связь с музыкой даже в упражнениях. Выявление самой природы — мужского-женского.
Все мастер-классы оцениваются, как суперполезные. Высочайшие похвалы довелось услышать в адрес Владимира Николаевича Толстухина (классический танец), Александра Николаевича Шелемова (дуэтно-классический танец), Ильнура Рафиковича Аюпова и ученицы самого Файзи Гаскарова Земфиры Ахметовны Габдулхаковой (башкирский танец).
Круглый стол на тему «Школа — театр будущего» вела Валерия Уральская. Поднимались проблемы обучения стилю модерн, сохранения классических традиций, внедрения новых дисциплин, раскрывающих постановочные таланты студентов… Остро стоял актуальный вопрос «оптимизации» отечественного образования: сокращения часов на необходимые дисциплины, в частности, на овладение фортепиано. А ведь артисты балета в первую очередь должны реагировать на музыку! Среди прочего прозвучало требование Александра Михайловича Полубенцева к «интеллектуализации» современного исполнителя, расширению его общекультурного кругозора. Каждый из присутствующих стремился поделиться животрепещущими проблемами, спросить совета или просто высказать варианты дальнейших скоординированных действий. В результате решили составить письмо-обращение «к властям», дело возложили на Сергея Лалетина. Всё это, и многие другие уфимские проекты — Нуреевские дни, Большой Нуреевский фестиваль (с огромным успехом в минувшем сентябре прошёл уже 22-й) — дань памяти великому земляку. Приведу оценку французской журналистки Ариан Дольфюс (она была специальным гостем ещё XVI Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, Уфа, 2010), автора книги «Непокорённый Нуреев»: «В Европе все знают, что для Нуреева Уфа имела огромное значение. Здесь он начинал свой путь. Интересно было, насколько балет, искусство в целом, важны для этого города. Приятно осознавать, что с каждым днём своего пребывания в Уфе я понимаю, какое большое значение здесь придаётся театру, балету, личности Рудольфа Нуреева».
О гала-концерте несколько особых слов. Во‑первых, нельзя не отметить весомое участие собственно «нуреевцев» — Башкирского хореографического колледжа: четыре масштабных, тщательно отработанных и преподнесённых с вдохновением номера (чего стоят только «солидные» композиции «В честь танца», «Танцевальный переполох», «Зарифа», да и тонко-лирическая «Весна»)! А ещё (и это не «во‑вторых») — режиссёр Ринат Абушахманов. Как выстроены видеокадры! Как продумана последовательность! Отличные вводы гостей! Например, Вагановскую академию представляла уроженка Уфы, давно полюбившаяся многим Софья Валиуллина (кстати, в Вагановке есть класс, посвящённый Рудольфу Нурееву). Всеобщий восторг вызвал её небольшой, предельно показательный номер. Природа, школа, работа, стать, образ, душа, неотразимость. Изумил выход 12‑летней японки Реики Кигава в вариации Китри из «Дон Кихота». Академическая классика перемежалась фольклорными мотивами. Зал абсолютно убедило завершение вечера: пермский дуэт Сергей Боровых — Екатерина Лебедева, показавший полнометражное Рas de deux со всеми его классическими разделами. Плюс 32 фуэтэ! Думаю, это ребята, готовые к большой сцене.
Знаменательна речь нынешнего французского гостя Шарля Жюда. Гала-концерт, сцена Башкирского театра оперы и балета: «Я очень тронут, что увидел последние кадры — последний выход на сцену моего друга. Работа танцора — это не профессия, это жизнь. Рудольф, когда он руководил оперой Парижа, научил нас, что такое сила труда. С ним было сложно в работе: он знал, чего он добивался. Сегодня я знаю, что он был прав. Для меня это больше, чем концерт. Я вижу, как российские и зарубежные артисты собрались здесь в память о Рудольфе. Это результат работы, которую проводит Олия Галеевна. Благодаря ей я приехал на этот фестиваль. Вот уже 26 лет, как Рудольф покинул нас. И я знаю, что это уже третий фестиваль, идущий в память о нём. Приятно встретить молодое поколение, которое здесь присутствует, — это большие таланты, всё, о чём мечтал Рудольф. Я приятно удивлён работой подрастающего поколения. Думаю, Рудольф гордился бы вами. От имени Фонда Рудольфа Нуреева хочу поблагодарить Министерство культуры и лично госпожу Амину Шафикову за бесценную помощь для огромной части искусства, которую иногда считают миноритарной, не для всех. У нас есть возможность иметь культурные связи между Францией и Россией, это было и во времена холодной войны, и остаётся ныне. Сегодня Россия отдаёт Нурееву честь. Надеюсь, мы будем работать вместе. Сегодня вечером от имени Фонда Рудольфа Нуреева у нас зародились теснейшие связи. Хочу горячо поблагодарить также директора оперного театра Ильмара Альмухаметова за его поддержку фестиваля, за музей Рудольфа, который существует в театре. Надеюсь, все наши проекты обретут форму. Огромная благодарность учащимся, школам, директорам, руководителям, преподавателям. Очень приятно было увидеть фольклорный танец. Я помню, как Рудольф показывал мне элементы танца, где были фольклорные ноты. И теперь я понимаю, откуда в нём этот талант. Merci Beaucoup. Спасибо».
«Малый Нуреевский» фестиваль уникален тем, что здесь принимают участие самые юные последователи нашего выдающегося земляка. Когда Рудольфа Нуреева спросили, где его Родина, он ответил, что его Родина — сцена!
Участники фестиваля ещё не виртуозы и не мастера сцены, они только учатся. И на своём ученическом пути эти талантливые дети из 19 балетных школ России и мира уже познали аромат и ощутили вкус балетной сцены, сцены, которой всю свою жизнь посвятил легендарный Рудольф Нуреев.
Девизом уфимского XXII Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, прошедшего 7–24 сентября 2019, выбрали слова Рудольфа: «В каждом, кто выйдет на балетную сцену после меня, будет жить частичка меня». Третий Малый Нуреевский завершился этими словами, выписанными под портретом неистового артиста.
Читайте нас: