Так начинается премьерный спектакль «Страна Айгуль» Государственного русского драматического театра Стерлитамака в постановке Людмилы Исмайловой. Его показ в Уфе состоялся на сцене Государственного татарского театра «Нур» в рамках мероприятий, посвящённых 100‑летию народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима.
«Поставить так, как это не делали раньше», — такую цель обозначили создатели спектакля, в числе которых художник-постановщик, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска» Альберт Нестеров и художник по свету Ильшат Саяхов. Поэтому столь важна вынесенная на афишу ремарка: «По мотивам повести Мустая Карима».
Знатоки утверждают, что «Страна Айгуль» — одна из самых сложных для сценического воплощения пьес башкирского классика. В отличие от других произведений она имеет точную «привязку» ко времени. В 1943 году без вести пропадает мать Айгуль, уехавшая в полевой госпиталь к смертельно раненому мужу. В 1955 году шестнадцатилетняя Айгуль со своим верным другом, влюблённым Ричардом, пишет послание «ко всем народам Земли» с просьбой найти её маму. Основные события пьесы происходят через год после этого, в течение нескольких крайне насыщенных дней. Но стерлитамакцам удалось с помощью временнОго отстранения превратить «историю одной юности» в обобщённо-поэтическую, философскую и очень горькую притчу, и поведанные события могли бы случиться где угодно и когда угодно. Отсюда — внезапно возникающие и так же пропадающие фрагменты песен Земфиры, которая словно писала о том самом важном выборе, который должна сделать Айгуль.
Большое значение в постановке занимает пластика героев, ведомых взрослой Айгуль (народная артистка РБ, лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Светлана Гиниятуллина). Похожая на чёрную раненую птицу, она полётом мысли вызывает на сцену героев детства, включая саму себя, — поэтичную (в роли юной Айгуль Юлия Веретнова), реагирующую на всё с непосредственной живой энергией. С высоты жизненного опыта взрослая женщина пытается спорить со своим альтер эго, что-то запрещать. Но изменить уже ничего невозможно!
Вокруг, буквально, крутятся, вальсируют самые близкие ей люди (хореограф — Татьяна Кафлевская), то появляясь в лучах света, то исчезая. Это похожие на пифий в послевоенных обносках, всегда с какой-то утварью в руках, измотанные непосильным трудом подруги её матери: самая близкая — Залифа (Анжелика Гришкина), бойкая Минлекай (Регина Рушатова), принципиальная Банат (Елизавета Тодорова), робкая Гульсара (Юлия Шабаева). Фактически это они, а ещё инвалид Ягафар, дядя Айгуль (заслуженный артист РБ Александр Шабаев) заменили ей мать.
Наивность молодой Айгуль в воспоминаниях Айгуль повзрослевшей отражается с изрядной долей незлой иронии. Так выглядит появление того, кого она видела во сне, — первой любви по имени Ильдар (Артур Ишмухаметов). Смешно-пафосный геолог в мужественном свитере грубой вязки, буквально, падает на руки Айгуль, умоляя спасти его. И невдомёк девушке, что «герой» сам стал причиной своего ранения, убив безобидную медведицу.
С юмором передан и, казалось бы, не смешной момент, когда изнемогающий от ревности Ричард (Фаниль Тулунгужин) готов изувечить себя, лишь бы за ним ухаживала Айгуль. Его изящный пируэт, показывающий падение со скалы (очки перед этим бережно спрятаны в карман), оборачивается ушибами и переломами, нелестным вниманием любимой девушки и позорной отправкой в больницу.
Абсолютный крах первой любви — с появлением невесты Ильдара (Миляуша — Ольга Бебина) и его потенциальной тещи (Юзем — Светлана Файзуллина) — также показан через призму постмодернизма. Эта «городская» пара, разительно отличающаяся внешне своими шляпками и модными пальто от затрапезы «аборигенов», не успев толком затеять скандал, будет «увальсирована» подальше верными мамиными подругами.
Самые драматические события начинаются с внезапного возвращения мамы Айгуль, красавицы Зульхабиры (заслуженная артистка РБ Ольга Бовен). Мечта, которую мать и дочь лелеяли долгие тринадцать лет разлуки, осуществилась, они встретились. Но всё оказывается совсем не так, как ожидалось.
Сложность и без того непростого момента усиливается абсолютным неприятием «новой» Зульхабиры её подругами. Они не могут простить ей того, что она покинула аул и свою дочь в самые трудные годы, а заодно и цветущего вида красавца — итальянского мужа (синьор Карло Пиккио — заслуженный артист РБ Сергей Сапунов). Не помогают ни нарядные газовые платочки, которыми Зульхабира пытается одарить своих бывших подружек, ни страшные рассказы о заключении в немецком лагере, несчастьях и трагедиях, сопровождавших её путь.
Их любовь или любовь матери, родной аул или улицы Милана, знакомый с детства рыцарь нежного сердца Ричард или другой теоретический возможный выгодный жених — перед таким непростым выбором стоит неопытная девочка Айгуль. «Я приняла решение», — говорит она, и в этот момент выбор делает каждый сидящий в зале. Выбор самый трудный, самый честный и самый необратимый.