Все новости
Театр
28 Февраля 2020, 19:01

Гран-па Гузели Сулеймановой

Так я назвала бы творческий вечер примы-балерины Башкирского балета. Гузель показала, как многого достигла в любимом искусстве за четверть века верного ему служения. Ей есть что сказать зрителям. Мастерство, опыт, артистизм, одухотворённость… Каждый номер наполнен жизнью, страстью, самыми разными чувствами и переживаниями. Поражаешься, как можно такое выдержать. И душевно, и физически. Все образы разноплановые: Мари, Одиллия, Кармен, Фригия, Китри… Переодевания, перемена грима, душевный перенастрой — всё за считанные минуты. Да, это и есть настоящий профессионализм. А даётся он талантом, великим трудом и сильным характером. Всё это у Гузели есть.

Автор — Нина Жиленко
Так я назвала бы творческий вечер примы-балерины Башкирского балета. Гузель показала, как многого достигла в любимом искусстве за четверть века верного ему служения. Ей есть что сказать зрителям. Мастерство, опыт, артистизм, одухотворённость… Каждый номер наполнен жизнью, страстью, самыми разными чувствами и переживаниями. Поражаешься, как можно такое выдержать. И душевно, и физически. Все образы разноплановые: Мари, Одиллия, Кармен, Фригия, Китри… Переодевания, перемена грима, душевный перенастрой — всё за считанные минуты. Да, это и есть настоящий профессионализм. А даётся он талантом, великим трудом и сильным характером. Всё это у Гузели есть.
…Мама привела восьмилетнюю дочь во Дворец культуры нефтяников, в студию «Лейсан». Набор закончен, группа переполнена. Девочка разрыдалась, вцепилась в косяк двери, не реагировала на уговоры, упрямо мотала головой, и никакими силами её невозможно было сдвинуть с места. Преподаватель студии Наталья Евгеньевна Маркидонова вмешалась, попросила показать, что она умеет. Слёзы моментально высохли, и Гузель лихо сплясала что-то весёлое и задорное. Так, «за характер», её и взяли.
Тогда для самой юной плясуньи и её родителей (мама — журналист, папа — врач) это не было стремлением в профессиональный балет. Но способности быстро проявились, и через два года девочка, единственная из всей группы, поступила в Башкирское хореографическое училище.
Гузель благоговеет перед своим педагогом народной артисткой Башкортостана Людмилой Васильевной Шапкиной. Она была кумиром для девочек, они бегали на её спектакли. Ученица знаменитого пермского педагога Л. П. Сахаровой, известной своей жёсткостью, Людмила Васильевна сама очень требовательна, учила не отступать ни перед какими трудностями и делать, казалось бы, невозможное. Попробуй, недотяни носок, недоверни пятку в нужную сторону! Арабеск так арабеск, аттитюд так аттитюд… Зато и согревала девочек материнским теплом: живя в интернате, они почти не видели родителей.
Не всё шло гладко. В пятом классе получила серьёзную травму колена…
— Неужели не было моментов разочарования, никогда не хотелось всё бросить и жить, как обычные дети? — спрашивала я Гузель.
— Было такое на первом курсе, — вспоминала она. — Пришла домой, забросила балетные вещи в угол и сказала: всё, больше не могу, не хочу и не буду! Потом полежала, подумала… Как же я буду без балета?
Пятнадцатилетняя Гузель, третьекурсница, уже танцевала в Башкирском театре оперы и балета. Нелегко было совмещать работу с учёбой, зато прошла хорошую школу кордебалета. И как бы в благодарность за преданность будущей профессии судьба подарила ей возможность поработать с гениальным хореографом Юрием Григоровичем и его талантливыми помощниками. На выпускном курсе она дебютировала в партии Мари в «Щелкунчике» Чайковского, поставленном Юрием Николаевичем на уфимской сцене. Ещё студенткой ездила с балетной труппой на гастроли в Америку и Голландию.
Помню, в мае 1997 года я присутствовала на выпускных экзаменах в Башкирском хореографическом. Председателем государственной комиссии была великая балерина современности Екатерина Максимова. Когда среди имён выпускниц прозвучало «Гузель Сулейманова», я заволновалась: понимает ли девочка, что значит быть полной тёзкой знаменитой башкирской балерины?! Но Гузель показала столь уверенную и чёткую технику, так лихо, практически на одной точке скрутила тридцать два фуэте, что Максимова без колебаний поставила ей «отлично» и особо отметила при обсуждении. Красный диплом стал путёвкой в большой балет.
Вся творческая жизнь Гузели Сулеймановой проходит на моих глазах. Поэтому отношение к ней самое нежное. Когда я стала работать в литчасти Башкирского государственного театра оперы и балета, Гузель танцевала свой первый профессиональный сезон уже солисткой.
Юная балерина сдала на «отлично» ещё один экзамен. Готовился новый балет Лейлы Исмагиловой «Ходжа Насреддин». Гузель с Камилем Нурлыгаяновым спокойно репетировали партии Гюльджан и Ходжи в третьем составе. Неожиданно заболела исполнительница главной роли. Утром, в день премьеры, художественный руководитель Шамиль Терегулов говорит: «Гузель, будешь танцевать вечером в спектакле. Не волнуйся, всё будет хорошо!» Легко сказать, а у них даже костюмы не были готовы, их сшили только к вечеру. Спектакль прошёл тяжело, вспоминала балерина, потому что морально была не подготовлена, да и физически нелегко пришлось. Но это знала только она сама, со сцены всё выглядело по-другому. А после второго и третьего спектакля стало ясно, что успешно справилась с очень непростой хореографией Андрея Меланьина, ученика Григоровича, освоила сложный современный язык музыки, проявила драматическое дарование. В целом создала живой пленительный образ восточной девушки, способной любить, сочувствовать, страдать, радоваться.
Это было блестящее начало танцевальной карьеры. В девятнадцать лет Гузель Сулейманова стала заслуженной артисткой Башкортостана.
Шамиль Ахмедович Терегулов, разрабатывая стратегию возрождения башкирского балета, сделал ставку на молодых. Смело доверял им главные партии. Он видел перспективность юной балерины, ценил её трудолюбие, целеустремлённость. Гузель Сулейманова берёт одну вершину балетной классики за другой: изящная, воздушная Сильфида в одноимённом балете Левенсхольда; весёлая, озорная Лиза в «Тщетной предосторожности» Гертеля; зажигательная Вакханка в «Вальпургиевой ночи» Гуно; два контрастных Лебедя Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского; страстная Кармен в необычной, насыщенной сложными техническими элементами и психологически напряжённой хореографии Альберто Алонсо и другие. Любимая и самая близкая по духу, темпераменту партия Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, она мечтала станцевать её с ученических лет, поэтому и сейчас относится к этой роли с особым трепетом, а исполняет с особым блеском. Это как раз её стихия, можно дать волю своему темпераменту, актёрскому куражу. И всё это при чёткой профессиональной технике.
Осенью 1999 года Гузель Сулейманова привезла из Киева серебряную медаль. Там проходил один из престижных международных конкурсов артистов балета — имени Сержа Лифаря. Туры проходили в Киевском театре оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, сцена которого потрясла сильной покатостью. Нужно было приспосабливаться (так же как во время Нуреевского фестиваля украинские солисты Елена Филипьева и Денис Матвиенко приспосабливались к совершенно ровной уфимской сцене). Гузель приспособилась и прошла в третий тур.
Когда она исполнила вариацию Вакханки из «Вальпургиевой ночи», члены жюри, как рассказывал Шамиль Ахмедович, оживились, заулыбались: «Наконец-то на сцене появилась конкурсантка, которая не просто исполняет «па», а танцует». Двое довольно известных в мире хореографии людей подошли к Шамилю Терегулову и попросили разрешить их спор о том, какая у танцовщицы школа — питерская или московская. «Уфимская!» — с гордостью уточнил Шамиль Ахмедович.
На следующий год Гузель подтвердила школу на Международном конкурсе имени Рудольфа Нуреева в Будапеште — стала дипломанткой. И в это же время её выдвинули на соискание Республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича. Известие о победе пришло в Оренбург. Там проходил фестиваль искусств «Гостиный двор», Гузель танцевала Мари в «Щелкунчике». Это было 10 июня, в день её рождения. Прямо на сцене именинницу поздравляли с присвоением престижной премии, буквально завалили цветами. Да, лучшего подарка не придумать. Но балерина считает, что такая награда обязывает ещё больше совершенствоваться в профессиональном плане: «Зрителя интересуют не твои титулы, а то, как ты танцуешь сейчас. От мастеров ждут большего, и надо оправдывать ожидания».


(Продолжение следует)

Читайте нас: