Все новости
Театр
28 Февраля 2020, 19:05

«О, как могла понять так верно сердца муки!»

Исполнилось 105 лет со дня рождения Бану Валеевой, выдающейся певицы, педагога, народной артистки России и Башкортостана. Она была одной из первых, кто принёс славу Башкирскому государственному театру оперы и балета.

Автор — Нина Жиленко
Исполнилось 105 лет со дня рождения Бану Валеевой, выдающейся певицы, педагога, народной артистки России и Башкортостана. Она была одной из первых, кто принёс славу Башкирскому государственному театру оперы и балета.

Бану Валеева была добрым, красивым, талантливым человеком. Её жизнь — словно прямой луч света, без зигзагов и поворотов, на виду у всех…
Выпускница башкирской оперной студии при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, она всю свою жизнь служила вокальному искусству республики, сначала — на сцене Башкирского театра оперы и балета с первого дня его существования, потом — на педагогическом поприще.
Помимо красивого, гибкого лирико-колоратурного сопрано, Бану Валеева обладала ярким сценическим даром. Она не просто исполняла партии в операх русской и зарубежной классики, национальных композиторов, а проживала судьбы своих героинь, вызывая горячий отклик в сердцах слушателей. Шли не на оперу, а на Бану Валееву.
Она родилась в татарской деревушке Шамбулыхчи недалеко от Казани в простой семье, где умели не только честно трудиться, но и красиво отдыхать. Родители любили петь, отец виртуозно играл на мандолине. Девочка с ранних лет радовала умением выводить сложные мелодии узун-кюй, пленяла сельчан звонким, серебристым, гибким голосом. Никто и не удивился, что после школы Бану стала учиться в Казанском музыкальном техникуме. Судьба свела её с замечательными музыкантами — Султаном Габяши и Газизом Альмухаметовым. Очарованные вокальным даром девушки, они убедили её отправиться в Москву, поступить в башкирскую оперную студию при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Этому всячески способствовал и её двоюродный брат Фахри Насретдинов, который впоследствии стал известным певцом, его называли татарским Лемешевым.
Мне повезло на знакомство и дружбу с замечательными женщинами, знаковыми личностями в истории башкирского театра. В балете это Зайтуна Насретдинова, в опере — Магафура Салигаскарова, Бану Валеева.
Помню, мы встретились с Бану Нургалеевной накануне празднования шестидесятилетия оперного театра. Она любезно согласилась ответить на вопросы анкеты журнала «Аксаковский дом» и пригласила к себе домой. Её радушие, гостеприимство, так же как воспитанность, интеллигентность, умение вести беседу покорили в очередной раз. Вспоминая, певица как бы заново переживала события далёких лет, одновременно наполняя их новым смыслом, обусловленным богатым жизненным опытом. Как сейчас слышу её голос, красивый и приятный не только в пении, взволнованные, искренние интонации, и мне хочется привести её рассказ так, как тогда записала его:
— В конце июня 1938 года в Уфу приехали девять новоиспечённых певцов, в том числе и я. Мы — первые выпускники Московской консерватории. Кажется, совсем недавно Екатерина Анатольевна Милькович спросила меня при прослушивании: «Что, деточка, споёшь?» — «Татарскую народную песню», — робко ответила я. Моё пение понравилось, и я стала ученицей профессора Милькович, а она — моим любимым педагогом, наставником, другом.
И вот я — певица! Первое, что мы получили от театра, — бесплатный отдых на курорте Шафраново. Факт для меня судьбоносный, потому что там я познакомилась со своим будущим мужем Александром Михайловичем Егоровым, с которым прожили почти сорок лет. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Из Москвы приехал Петр Михайлович Славинский, дирижёр от Бога, я таких никогда больше не встречала. Он собирал музыкантов по всему городу: с радио, из кинотеатров, клубов — изо всех мест, где звучала музыка. С августа начал репетиции, сделал прекрасный оркестр. Познакомился с певцами, изучал наши голоса, возможности, потом репетировал. Пётр Михайлович бесконечно уважал и любил певцов, никогда не допускал, чтобы оркестр заглушал голос. Он был нашим Пигмалионом.
А по всему городу уже были расклеены афиши на русском и башкирском языках, извещавшие, что оперой итальянского композитора Паизиелло «Прекрасная мельничиха» открывается оперный театр. Все стремились попасть на премьеру, хотя не каждый-то и знал, что такое опера. «Прекрасная мельничиха» — наш консерваторский дипломный спектакль, мы работали над ним в Москве два года, готовили сразу на двух языках: русском и башкирском.
Никогда не забуду 14 декабря 1938 года. В этот день я ступила на сцену театра, с этого момента я отсчитываю вехи своей творческой жизни. Удивительное совпадение, но это ещё и день моего рождения!
Итак, я — Мельничиха. В спектакле участвовали мои коллеги-друзья — Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина… Как я счастлива, что дожила до шестидесятилетия театра!
Джильда, Розина, Виолетта, Лакме, Чио-чио-сан, Джульетта, Маргарита, Иоланта, Марфа, Амина, Айхылу… Трудно перечислить всех героинь, жизнь которых я проживала на сцене. Но коронной моей ролью была Виолетта из «Травиаты» Верди. Люди до сих пор помнят. На днях в супермаркете меня окликнула незнакомая женщина: «Вы Бану Валеева? Вы незабываемая наша Виолетта! Мы плакали, когда вы пели…». Бывало, коллега Магафур Хисматуллин, не очень щедрый на комплименты, говаривал: «Как ты ведёшь второй акт! Так трогательно, всю душу вкладываешь. Я сам артист, и то слёзы подступают».
В 1953 году в Уфе целый месяц гастролировал Сергей Яковлевич Лемешев. Он пел Альфреда, я — Виолетту. Мы так подружились с ним! Он называл меня Банушечкой и говорил: «Сколько было у меня Виолетт, но ты самая хорошая, так тонко всё чувствуешь». Вот, скажут, расхвасталась… Но что было, то было, слова из песни не выкинешь. Помню, на сцене так в роль войдёт — по-настоящему целует. Моего мужа даже спрашивали: «Не ревнуешь?» Но тот всё правильно понимал.
Своей виртуозностью привлекала партия Лакме из оперы Делиба, она позволяла показать диапазон моего сопрано, его колоратурные возможности. Одна из любимых — роль Амины из «Салавата Юлаева» Загира Исмагилова. В вокальном отношении очень трудная партия. Между прочим, чистое «си» нынешние певицы не берут, снизили на полтона. В этой опере и в «Царской невесте» Римского-Корсакова (партия Марфы) я пела во время декады башкирского искусства в Москве.
…Почти три десятилетия выступала на сцене народная артистка России и Башкортостана Бану Валеева. Её называли башкирской соловушкой -хандугас. С 1961 года преподавала в Уфимском училище искусств, с 1968 года — на вокальной кафедре института искусств, с 1993 года — профессор. Среди её учеников Геннадий Родионов, Танзиля Узянбаева, Вадим Тирон, Олег Кильмухаметов, Салих Сулейманов, Флорида Исмагилова и другие.
В селе Шамбулыхчи ещё при жизни Бану Нургалеевны, в 1996 году, был открыт музей её и Фахри Насретдинова. Экспонаты постоянно пополняются, обновляются. И есть чем, потому что путь Бану Валеевой в оперном искусстве с самого начала складывался ярко, насыщенно, плодотворно. Внучка певицы Ангелина Абдеева поддерживает связь с музеем, с её помощью экспозиция обогащается новыми письмами, фотографиями и другими документами. Драгоценные реликвии оживляют в памяти многочисленных поклонников образ артистки, которому так подходят эти апухтинские строки:
О, как могла понять так верно сердца муки
Она, красавица, беспечная на взгляд?
Откуда эти тающие звуки,
Что за душу хватают и щемят?
На снимках: Бану Валеева в жизни и спек­таклях «Прекрасная мельничиха», «Салават Юлаев», «Азат», «Травиата».

Читайте нас: