Все новости
Театр
28 Февраля 2020, 13:46

Третий #ABDRAZAKOVFEST

Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова в этом году путешествует по четырём российским городам. В Москве, Екатеринбурге и Казани он представлен концертами прославленного баса, его коллег и друзей, а также мастер-классами для молодых исполнителей.Уфа на фестивальной карте отмечена особо. На сцене Башкирского театра оперы и балета будет показан спектакль «Аттила» — громкая премьера прошлого сезона и режиссёрский дебют Ильдара Абдразакова. Для уфимских зрителей это счастливая возможность вновь услышать и увидеть всемирно признанного земляка в коронной партии предводителя гун-нов. И заодно погрузиться в ту особую дружественную атмосферу, которая неизменно сопровождает выступления и встречи певца на родине. Таким получилось и это интервью, которое Ильдар Абдразаков дал из Нью-Йорка эксклюзивно для читателей журнала «Рампа».

Автор — Гузель Яруллина
Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова в этом году путешествует по четырём российским городам. В Москве, Екатеринбурге и Казани он представлен концертами прославленного баса, его коллег и друзей, а также мастер-классами для молодых исполнителей.
Уфа на фестивальной карте отмечена особо. На сцене Башкирского театра оперы и балета будет показан спектакль «Аттила» — громкая премьера прошлого сезона и режиссёрский дебют Ильдара Абдразакова. Для уфимских зрителей это счастливая возможность вновь услышать и увидеть всемирно признанного земляка в коронной партии предводителя гун-нов. И заодно погрузиться в ту особую дружественную атмосферу, которая неизменно сопровождает выступления и встречи певца на родине. Таким получилось и это интервью, которое Ильдар Абдразаков дал из Нью-Йорка эксклюзивно для читателей журнала «Рампа».
— Ильдар, совсем скоро состоится твой третий «именной» фестиваль — Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Ты волнуешься?
— Конечно, но это хорошее, трепетное волнение. Волноваться ведь тоже можно по-разному. Для меня это ожидание встречи с друзьями, с артистами, уже состоявшимися звёздами и молодыми дарованиями, которые только начинают свой профессиональный путь. Мы вновь выйдем вместе на сцену, проведём несколько мастер-классов, пообщаемся. И, конечно же, это предвкушение встречи с российскими и особенно уфимскими зрителями, от которых всегда исходит особенное тепло.
— Расскажи, что значит для тебя этот проект.
— И когда фестиваль рождался, и сейчас, спустя три года, для меня это, прежде всего, встреча с молодыми исполнителями. В этом году вместе с командой моего Фонда мы проводим образовательную программу в трёх городах: Екатеринбурге, Казани и Москве. Мне интересно с ними познакомиться и познакомить их с моими коллегами, помочь получить новые знания, выступить на одной сцене и дать им шанс обратить на себя внимание. Как в своё время это делали Ирина Архипова и Елена Образцова.
— Нынешний фестиваль и отчасти прошлый связаны с именем Джузеппе Верди. Почему?
— В прошлом году это было связано с выпуском моего нового диска на Deutsch Grammophon. Тогда в рамках фестиваля у нас было два концерта с вердиевской программой в Казани и Альметьевске совместно с Государственным симфоническим оркестром Татарстана во главе с Александром Сладковским. Позднее ту же программу и в том же составе мы представили в Концертхаусе в Вене и были замечательно приняты публикой.
В этом году имя Верди стало объединяющим для фестивальной афиши. Это касается и трёх концертных программ, и оперы «Аттила», премьера которой прошла в Уфе в апреле 2019 года, но в рамках фестиваля опера будет исполняться впервые. Кроме того, участниками нынешнего фестиваля являются прекрасные итальянские певцы — тенор Лучано Ганчи и баритон Клаудио Сгура, а также одна из лучших на сегодняшний день «вердиевских» певиц Соня Йончева. В 2018 году на Sony Classical у неё вышел диск «The Verdi Album», который я всем рекомендую послушать.
— А что для тебя значит Джузеппе Верди?
— Для меня Верди всегда был особым композитором. С его сочинений началась моя любовь к опере. Вердиевские арии я пел на конкурсах. Конкурс в Парме, в котором я победил, это конкурс Верди (V Международный телевизионный конкурс имени Марии Каллас «Nuove voci per Verdi» — прим. Г. Я.). Позднее исполнял его оперы в Ла Скала и сегодня продолжаю петь музыку этого великого композитора на сценах самых разных театров мира. Если задуматься, то премию Грэмми я тоже получил благодаря Верди — за его «Реквием». Поэтому да, Верди — это мой композитор.
— В этом году исполняется двадцать пять лет с момента твоего дебюта на уфимской сцене. Это была партия Сурамана в легендарной башкирской опере «Салават Юлаев». Поделись своими воспоминаниями о том времени.
— Это была маленькая партия воина и сподвижника Салавата Юлаева. Я исполнил её однажды, и это был мой единственный опыт исполнения башкирской оперы. Я хорошо помню то время. Тогда в Уфе мало кто ходил в театр, особенно на национальные оперы. Когда я посмотрел в зал, у меня было ощущение, что там меньше людей, чем на сцене (смеётся). Тем не менее, я был горд исполнять башкирскую оперу на башкирском языке!
Сейчас я вижу рост Башкирского оперного театра и полные залы на спектаклях. Возможно, найдутся современные композиторы, которые напишут оперу или какое-то другое талантливое сочинение на башкирском языке для низкого мужского голоса, которое будет в репертуаре театра. Мне кажется, это было бы здорово, и мне интересно было бы его исполнить.
— Ильдар, ты четверть века на оперной сцене…
— Да, но это только в качестве вокалиста. Вообще в театр я пришел ещё раньше, с четырнадцати лет выступал в мимансе.
— …У тебя блестящая карьера, престижные награды, самые знаменитые сцены мира, самые желанные басовые и басо-баритоновые партии… Всё это составляет твой статус сегодня — статус одного из самых востребованных басов в мире или «российского баса номер один», как окрестили тебя в западных СМИ. Чего больше в этом статусе — ответственности или привилегий? И к чему обязывает быть Ильдаром Абдразаковым сегодня?
— Спасибо большое за все эти лестные … наименования (смеётся). Что я могу сказать? Я честно делаю свою работу. Конечно, мне приятно, когда меня приглашают выступать в лучших театрах и на лучших концертных площадках мира, сотрудничать с замечательными дирижёрами и режиссёрами. Это говорит о том, что нужно больше работать, не останавливаться, постоянно заниматься и, как в спорте, держать планку. И это невероятный опыт, в процессе которого ты многому учишься. Для меня большое счастье работать с великими дирижёрами, потому что от них я получаю множество ценных советов, которыми затем могу поделиться с молодыми певцами.
— На протяжении своей трёхлетней истории Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова имеет устойчивые векторы развития — это творчество и наставничество. При этом каждый твой фестиваль неповторим. Варьируются география, программа, имена, с которыми ты знакомишь публику. Расскажи, как обычно складывается состав участников и как формировался состав солистов оперы «Аттила», которая будет показана в Уфе в рамках третьего фестиваля.
— Начинается обычно с того, что я звоню своим друзьям и коллегам, делюсь планами, мы обсуждаем наши графики и возможность участия в фестивале. Правда, в этот раз, когда я уже договорился и начал объявлять о фестивале в соцсетях, мне стали звонить другие мои коллеги и сожалеть о том, что я их не пригласил. На самом деле, когда проект намечается, все тебя горячо поддерживают и обещают приехать, а позднее выясняется, что у кого-то в эти сроки спектакль, у кого-то гастроли…
Что касается «Аттилы», то, я думаю, это будет интересный состав солистов. Тенор Лучано Ганчи, который выступит в партии Форестро, никогда не был в России. Он с удовольствием готовится к приезду в Уфу и уже купил зимние вещи (смеётся). Из Санкт-Петербурга приедет молодой перспективный баритон Сергей Кайдалов, который недавно выиграл конкурс в Норвегии, а сейчас специально учит партию Эцио для исполнения в Уфе. Одабеллу споёт сопрано Вероника Джиоева, певица с потрясающим голосом и харизмой. После первых двух фестивалей она признавалась, что мечтает выступить в программе моего фестиваля. Дирижировать спектаклем будет прекрасный музыкант Артем Макаров, с которым мы когда-то вместе учились в Уфимском институте искусств, а теперь сотрудничаем на сцене Башкирского оперного театра.
— Фестиваль — как айсберг, где есть видимая часть, о которой мы немного поговорили, а есть невидимая — это колоссальная организационная работа. Кто является тем невидимым мотором, который помогает фестивалю состояться вот уже третий год подряд? Расскажи о своей команде.
— Прежде всего, это моя любимая супруга Марика. Сейчас она находится в ожидании малыша, но несмотря на это руководит всей подготовкой фестиваля и прекрасно справляется, поскольку в прошлом возглавляла редакцию культуры на телеканале «Россия 24». Помимо этого, она директор моего фонда (Фонда поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова. — прим. Г. Я.). Конечно, есть команда, которая помогает нам с PR-деятельностью, билетами, буклетами, различными организационными вопросами. Мы активно взаимодействуем с Министерством культуры Респуб­лики Башкортостан, мэрией Казани, администрациями Башкирского оперного театра, Московской консерватории, Свердловской филармонии, Концертного зала имени Сайдашева. Все они оказывают нам большую помощь в подготовке и ждут старта фестиваля.
— Ильдар, каким ты мечтаешь увидеть фестиваль лет через двадцать- двадцать пять?
— Мечтаю, чтобы на том юбилейном фестивале собрались участники предыдущих лет, чтобы он прошёл поособому. Я бы включил в программу номера из прежних фестивалей, чтобы можно было вспомнить, как это было.
— А где он будет проходить?
— Конечно, в Уфе! Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось.

Автор — Гузель Яруллина

Читайте нас: