Все новости
Театр
26 Марта 2020, 23:39

Гран-па Гузели Сулеймановой

(Окончание. Начало в № 2)

Автор — Нина Жиленко
(Окончание. Начало в № 2)
Особое место в творчестве и сердце Гузели Сулеймановой занимает Зайтунгуль из «Журавлиной песни». Ведь этот балет — настоящая легенда, жемчужина национального искусства. Классический танец искусно окрашен мотивами башкирского фольклора. А какие чувства, страсти! Тут важно найти золотую середину, не переиграть, чтобы не чувствовалось натуги, искусственности, чтобы публика поверила. Вот где пригодилось её драматическое дарование.
По-прежнему очень идёт Гузели партия Мари в «Щелкунчике». Её героиня пленяет чистотой, непосредственностью, жи­востью. «Щелкунчик», можно сказать, судьбоносный для балерины балет. В дебютном исполнении партии Мари партнёром был Дмитрий Марасанов, ныне тоже партнёр во многих спектаклях, единомышленник, друг, муж. Гузель нашла своё женское счастье, познала радость материнства.
Партии, сделанные несколько лет назад, обретают порой второе дыхание. На одном из фестивалей, запомнилось мне, Гузель станцевала Сильфиду в дуэте с солистом Большого театра России Андреем Евдокимовым. Уже чувствуется профессиональный и жизненный опыт, это танец зрелой балерины. Техническое мастерство слилось с тонким проникновением в образ феи воздуха, подчёркнута философская глубина роли. Какой хрупкой бывает человеческая мечта, как надо осторожно с ней обращаться, ибо не переносит грубого прикосновения — об этом танец Гузели Сулеймановой. Даже в таком воздушном создании, как Сильфида, она почувствовала активное начало, именно это даёт возможность вспыхнуть её темпераменту, который оживляет танец и делает особенно выразительным. Здесь проявляются индивидуальность, особый шарм балерины Сулеймановой.
Вспоминается такой случай. На Нуреевском фестивале 1999 года (как раз перед конкурсом имени Сержа Лифаря) журнал «Балет» представляла Юлия Борисовна Большакова-Лидова, преподаватель ГИТИСа, воспитанница легендарного Николая Эльяша. Её дядя жил в Париже. Известный фотохудожник, он был очарован гениальным Руди, часто снимал его. Многие снимки танцовщика, публикуемые во всех изданиях мира, — именно его работы. Юлия Борисовна была потрясена всем, что увидела, узнала, почувствовала, отметила в Уфе невероятную ауру, связанную с балетным искусством, сожалела, что на Западе совершенно не представляют себе значимости влияния Уфы на личность и творчество Нуреева.
— Я увидела на уфимской сцене много талантливой, перспективной молодёжи. Во всех ролях и спектаклях я отметила Гузель Сулейманову. Если она будет взращивать своё личностное начало, получится неординарная балерина.
Права оказалась опытная умная, мудрая Юлия Борисовна! Всё так и получилось.
…Пролетело четверть века. Гузель Сулейманова танцует во всех спектаклях театрального репертуара, а это около пятидесяти главных и сольных партий в балетах мировой и оте­чественной классики. Гузель — самая титулованная артистка башкирского балета. Когда сотрудники литчасти готовили очередную программку спектакля с участием балерины, обязательно кто-нибудь произносил с долей шутки, но и с гордостью: «Ну, половину страницы занимает одна Гузель!» И действительно, пока перечислишь все её звания и титулы… Заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева и Республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича, лауреат международных конкурсов… Дизайнеры, оформляя афишу, спрашивали: «А никак нельзя сократить у Сулеймановой её титулы?» — «Нельзя. Никак!».
Гузель Сулейманова давно заявила о себе как о балерине с мировым диапазоном. Много далось через преодоление. Успехи, победы, награды перемежались с травмами, порой серьёзными, а ушибов и ссадин не перечесть. Но всегда побеждали любовь и преданность любимой профессии. Ещё в самом начале карьеры Гузель говорила: «Балет — это основа моей жизни. Это то, что занимает меня всё время, поглощает мои мысли и чувства. Я преклоняюсь перед Его Величием».
Этому кредо балерина верна всегда. Каждой ролью подтверждает высокую профессиональную планку. Одна из последних работ — Фригия в балете «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича. Новая встреча с великим хореографом, новые бесценные уроки мастерства.
В премьерном спектакле Гузель танцевала в дуэте с Алексеем Шлыковым, солистом Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. Фригия-Сулейманова покорила силой страсти, нежности, самозабвенной любви. Партия непроста не только в эмоциональном, но и в техническом плане: дуэтные адажио насыщены сложнейшими поддержками.
— Я долго шла к этой роли, — призналась Гузель в одном из интервью. — Она подталкивает к преодолению собственных границ, выжимает силы, душу до капли. В работе над образом мне помогла педагог-репетитор Галина Георгиевна Сабирова, у которой, считаю, настоящий талант в раскрытии индивидуальности артиста. Ну, а если репетициями руководит великий Григ, это неслыханная удача.
И после этого ещё знаменательная встреча с талантливым, многогранным, обаятельным, неповторимым Владимиром Викторовичем Васильевым, работа в его известном всему миру балете «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, которая стала этапной в творчестве балерины.
Обо всём этом я вспоминала на творческом вечере вместе с героиней. Гала-концерт был составлен из образцов классической и современной хореографии в исполнении самой виновницы торжества, приглашённых солистов и коллег из родной труппы. Между номерам демонстрировались видеокадры и фото с комментариями самой Гузели. Она рассказывала зрителям о своём насыщенном событиями пути в балетном искусстве, о партнёрах, педагогах, балетмейстерах, многочисленных гастролях по разным странам. (Простите, невозможно перечислить всех по именам, рамки даже журнальной статьи ограничены. И вообще пора издавать книгу, монографию, сборник интервью, очерков о нашей прима-балерине.)
В концерте приняли участие премьер Берлинского государственного балета Дину Тамазлакару, премьер Приморской сцены Мариинского театра Канат Надырбек, а также солисты балетной труппы театра Гульсина Мавлюкасова, Римма Закирова, Лилия Зайнигабдинова, Софья Гаврюшина, Ильдар Маняпов, Дмитрий Марасанов, Сергей Бикбулатов, Шота Онодэра, Салават Булатов, Разиля Мурзакова. Сценарий вечера писала сама балерина, режиссировал Ринат Абушахманов.
Предпоследний номер бенефисной программы — гран-па из балета Людвига Минкуса «Дон Кихот» в дуэте с неподражаемым Дину Тамазлакару, давним любимцем уфимских балетоманов. Блистательное исполнение! Вторые тридцать два фуэте в концерте (после Одиллии). Казалось бы, всё, точка, апофеоз. Лучшего финала не придумаешь. И вдруг неожиданный ход режиссёра и главной героини.
Гузель исполнила новый, недавно родившийся номер на музыку Фаниля Ибрагимова в хореографии Рината Абушахманова. Это монолог балерины, только что отработавшей в трудном спектакле. Кажется, нет сил, и ничто не может помочь воспрянуть духом. Но вот на сцену выбегает ангелочек, дочь балерины, они бегут навстречу друг другу, счастливо обнимаются, смеются — и всё напряжение исчезло. Снова хочется жить и творить!
С любовью и благодарностью Гузель говорила о своём прочном тыле — родной семье.
Мама — журналист газеты «Кызыл тан», заслуженный работник культуры России Клара Гилязова и отец — заслуженный врач Башкортостана Наиль Сулейманов.
Я не встречала больше подобного примера беззаветной любви и поддержки дочери в избранном ею творчестве. Сама Гузель с гордостью говорит: «Я счастлива, что мама и папа воспитали нас с сестрёнкой Лилей в таком духе: никогда не отступать перед трудностями, никогда не сдаваться, идти только вперёд и вперёд».
В самом деле, без этой поддержки разве можно было столько сделать в любимой профессии! А кроме всего, не отрываясь от работы в театре, получить несколько высших образований. Гузель Сулейманова окончила Казанскую академию культуры и искусства по специальности «педагог-хореограф», защитила магистерскую диссертацию по специальности «арт-менеджмент» в Санкт-Петербургской академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В настоящее время заканчивает обучение в магистратуре Башкирской академии государственного управления при Главе Республики Башкортостан по направлению «государственное и муниципальное управление».
Гузель не из тех, кого пугает скоротечность профессии танцовщика. Будущее она себе обеспечила. Сейчас балерина на пике творчества и собирается танцевать на сцене ещё не один сезон. А дальше… Наша героиня пока не раскрывает своих планов. Уверена, это будет нечто интересное и неординарное.
Удачи тебе, дорогая Гузель!
Читайте нас: