Все новости
Театр
26 Марта 2020, 23:41

Не романтический, но герой

О заслуженном артисте Республики Башкортостан Тимуре Гарипове написано много. Большие интервью, серьёзные рецензии, эмоциональные отклики на спектакли — харизматичного талантливого актёра невозможно не заметить, не оценить. Не полюбить, в конце концов, той пламенной, благодарной зрительской любовью, которая заставляет приходить на спектакли с его участием, пересматривать их, замечая, как меняются со временем (с опытом!) его персонажи.

Автор — Елена Попова
О заслуженном артисте Республики Башкортостан Тимуре Гарипове написано много. Большие интервью, серьёзные рецензии, эмоциональные отклики на спектакли — харизматичного талантливого актёра невозможно не заметить, не оценить. Не полюбить, в конце концов, той пламенной, благодарной зрительской любовью, которая заставляет приходить на спектакли с его участием, пересматривать их, замечая, как меняются со временем (с опытом!) его персонажи.
Впервые на сцену Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Тимур Гарипов вышел, когда был ещё студентом первого экспериментального курса, набранного Михаилом Рабиновичем в Уфимском государственном институте искусств. В 1996 году он среди других двенадцати счастливчиков был принят в труппу.
Илья Ильич Быков в «Касатке», Генри Дарнлей в «Вашей сестре и пленнице…», Абуляй в «Чёрном иноходце», Вайскэт в «Гадании Казотта» — уже первые работы позволили говорить о нём как об актёре, наделённом чувством сцены, обладающим особым темпераментом.
Важным для Тимура Гарипова стал спектакль «Приглашаю в вечность, Ваше Величество!», где он сыграл роль Короля Георга IV. Их дуэт с Владимиром Латыповым‑Догадовымым — Кином IV — был отмечен наградами театральных фестивалей.
В 2003 году во многом благодаря этой актёрской работе Тимур Гарипов был удостоен Государственной республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича, стал лауреатом премии «Молодая звезда Республики Башкортостан».
Кажется мне, что если попросить поклонников назвать спектакли, в которых им особенно запомнился Гарипов, то прозвучать могут едва ли не все, где он занят. В лирической «Очень простой истории» он был ярким, эксцентричным Петухом Петей, в комедии «№ 13» — фееричным в своей английской выдержке Управляющим. В мольеровском «Скупом» создавал образ Гарпагона гротесковыми красками, а в «Дачниках» в его Замыслове явно читалась едкая сатира. Трагическое начало мощно звучало в «Маскараде» — в образе Неизвестного…
Тимура Гарипова можно без сомнения назвать многожанровым артистом. Он органично примеряет на себя различные театральные эстетики, осваивает их в чистом виде, а потом умело миксует те или иные приёмы в новых ролях.
Так, итальянская комедия дель арте вошла в его репертуар спектаклем «Венецианские близнецы»: образ злодея Панкрацио был выстроен на выразительнейшем пластическом рисунке. А потом «маски» так или иначе появлялись в других работах — Паскуале в «Доме для сумасшедших» или Господине Диафуарусе в «Мнимом больном».
Тимуру Гарипову вообще присуще умение не просто выдержать жанр, но и углубить его содержательно и эмоционально. Казалось бы, какой глубины можно требовать от мюзикла? Лёгкий и развлекательный, он лишь на первый взгляд не предполагает психологической наполненности. В «Голубой камее» Шустов — это полноценный, построенный драматический образ. Дипломатическая служба при дворе наложила на него неизгладимый отпечаток. От природы статный и высокий, он вынужден существовать с согбенной в услужливом поклоне спиной, передвигаться семенящей неслышной походкой. Давнюю обиду таит он на бывшего университетского знакомого Алексея Орлова — боевой офицер с иронией и колкостями отзывается о его нынешних делах. Этому, по сути, сюжетообразующему конфликту отведено минимум сценического времени. Однако Гарипов не пропускает ни одной актёрской оценки, потому так остра, так заряжена драматизмом его ария «Несправедливо»: кому-то действительно в этой жизни даётся всё, а кто-то остаётся ни с чем!
С каким размахом он, придумав план с ряженым попом, гуляет в кабаке — глаза блестят почти демоническим огнем! Шустов уже празднует свой успех, он будет отомщён, он докажет этому выскочке Орлову, что тоже «не пустячным делом занимается». Смех его будет звучать раскатисто, широко. А какой бравой поступью войдёт он в будуар Екатерины Великой с томами доклада о выполненной миссии по поимке Елизаветы Таракановой! Шустов торжествует до дрожи в судорожно выпрямленных коленях! И какой вёрткой змеёй он вновь извивается в финале, когда, по закону жанра, главные герои преодолевают все препятствия! И всё ради того, чтобы услышать от Императрицы: «Не уходи далеко, Шустов, для тебя всегда работа найдётся!».
Кого бы ни играл Тимур Гарипов, его персонажи напрочь лишены мелодраматизма. Они умны, жестки, беспощадны — и к самим себе, и к окружающим. И здесь ярким примером служит его Егор Дмитрич Глумов из «Бешеных денег». Саркастичный и желчный, с лёгким прищуром он придирчиво разглядывает общество сквозь пенсне — рентгеновским взглядом он видит сущность каждого. Панибратства не допускает ни с кем, хоть и позволяет себе быть накоротке с Телятевым. Без риска для себя запускает слух о богатстве Василькова. В открытую насмехается над стариком Кучумовым. И уж конечно он припомнит очаровательной Лидиньке, как не был допущен к её руке для поцелуя! Этот Глумов добьётся своего — встретит-таки путём неимоверных усилий пожилую даму и поступит к ней в личные секретари, став, пожалуй, единственным, кому «бешеные» деньги пошли в руки. Горькой иронией по отношению к персонажу наполняет Тимур Гарипов свои последние реплики: был глум, был ум…
В репертуарном листе Тимура Гарипова почти нет романтических героев. Однако лирический герой нет-нет да и проглянет то тут, то там сквозь защитную броню характерности.
Уездный Мефистофель, Муратов в горьковской драме «Зыковы» накрепко укрылся ото всех под личиной скептика. И личина эта становится сутью. Щёгольские высокие сапоги лучше любых слов демонстрируют, что лес этому лесничему безразличен (на вопрос о выборе профессии разводит руками и отвечает коротко и сухо: «Ошибся!»). Люди ему скучны. Да и сам себе он, думается, скучен. Предсказывает драматическую развязку взаимоотношений Антипы, Павлы и Михаила — от его пронзительного взгляда спрятаться сложно, да и появляется он, как чёрт из табакерки, всегда внезапно. Петляет среди громадных вековых деревьев, а найти путь к Софье, которую любит, не может: слишком сильно разъел его изнутри яд цинизма. И хочет быть с ней, и уже не способен допустить к себе близко. Когда Софья вдруг проявит беспокойство о нём — «отчего вы так легко одеты?», он лишь засмеётся в ответ, на корню оборвав её внезапный даже для самой себя порыв.
Перед тем как попрощаться навсегда, Муратов, отрекомендует себя как «человека интересного» (упрёк в бесчестности он пропустит мимо ушей), протянет ей руку, зовя с собой, но она не примет предложения… И в его мучительно-решительном уходе, и в её льющихся из глаз слезах прочтётся чеховский «приговор»: не дано, ни одной минуты счастья не дано…
Сегодня Тимур Гарипов — один из самых востребованных актёров театра. При этом он успевает сниматься в кино, создаёт чтецкие программы, ведёт детскую теат­ральную студию. Наверное, это и есть лучшая работа актёра над собой!
Читайте нас: