Над проектом работали: автор и куратор А. Балгазина, главный редактор Д. Каюмова, редакторы А. Галлямова, А. Лукманова. Их целью было узнать, о чём сегодня пишут драматурги-современники? Представленный материал не разочаровал. Не было откровенно слабых пьес, каждая имеет шанс на постановку. Есть некоторое сходство в выборе тем, сюжетов, приёмов выразительности, но ни одна пьеса в идейном отношении не повторяет и не оспаривает другую. По участвующим в проекте произведениям затруднительно определить в целом тенденцию развития современной башкирской драматургии, волнующую авторов «мировую идею», общую острую тему, а также героя нашего времени. Сегодня наша драматургия разнородна тематически, жанрово, стилистически и имеет частный характер. Для одних произведений требуется доработка характеров персонажей, для других — мотивов действий и поступков. Чаще всего пьесы грешат разорванностью сюжетных линий, надуманностью или скомканностью финала, шаблонностью фраз. Достоинствами многих из них являются жизнеутверждающая философия, искренность замысла, чистота языка.
Открыл проект Мунир Кунафин. Наш театр первым познакомил подписчиков с его новой пьесой «Яма» (на башкирском языке) на тему пресловутого коронавируса. Прочитала пьесу З. Буракаева. После размещения аудиозаписи пьесу репостили и комментировали, ей была посвящена онлайн-конференция Стерлитамакского башкирского драматического театра в рамках проекта «Три режиссёра» (в обсуждении участвовали режиссёры А. Зарипов, З. Сулейманов, Р. Харисова).
Перекрёстно читали пьесы друг друга Халиса Мударисова и Танзиля Давлетбердина. Тема войны продолжает волновать писателей. В пьесе Х. Мударисовой «Последняя тайна» с началом Великой Отечественной рушится жизнь молодожёнов Файрузы и Мардана. И лишь спустя годы случайно найденная фотография поможет раскрыть последнюю тайну, всё понять и простить.
Т. Давлетбердина представила новую пьесу «Франциска». Её герой Сайфетдин в годы Первой мировой войны очутился в Германии, был в плену, работал на начальника вокзала. Полюбив дочь хозяина Франциску, он привёз её женой в Башкирию. Но контраст жизненных укладов, разность менталитета, социальное неравенство — начинают накалять семейные отношения.
Комедии Гульназ Кутуевой и Зухры Файзуллиной наполнены народным юмором, при этом у авторов душа болит за деревню. В пьесе Г. Кутуевой «Потерянная сноха» у Сынтимера куда-то пропала супруга, но этому никто не удивляется. Он женится во второй раз, и снова жена исчезает. Автор через необычную ситуацию показывает жизнь исчезающей башкирской деревни в эпоху глобальных перемен.
В комедии З. Файзуллиной «Свояки» Шакур, не желая отдавать своячениц замуж за иностранцев, отправляется в Сибирь: он уверен, что именно там проживают лучшие мужья для них, и лучшие свояки для него. При всей своей комичности, пьеса затрагивает актуальные проблемы вынужденной миграции на чужбину.
Айбулат Сисанбаев и Ринат Сулейманов. В пьесе первого «Соседи и люди» вдова Сания на сороковой день после похорон узнаёт от соседа Мидхата, что её муж свой трактор завещал ему и оставил расписку. Мидхат всегда завидовал богатству соседа, поэтому его цель — прибрать чужое добро.
Комедия Р. Сулейманова «Домовой» — это «комедия положений» с её классическими приёмами: внезапностями, перевёртышами, разоблачениями. Студент Ришат остался один в квартире своей девушки Гульсум. Только он загрузил вещи в стиральную машинку, как Гульсум сообщает, что её мама скоро приедет. Одеться невозможно, дверь стиральной машины, по законам жанра, сломалась.
Бану Кагарманова и Алина Салихова. Главные темы их произведений — сложные отношения между мужчиной и женщиной. У начинающего автора А. Салиховой, в пьесе «Вера» супруги Василь и Фатима стоят перед нравственным выбором: любовь или прощение. В пьесе Б. Кагармановой «Качели» Айман, вернувшийся с войны инвалидом, не может смириться с увечьем и не верит, что жена Дарига искренне его любит. Его безумная ревность станет причиной настоящей жизненной драмы для членов семьи.
Ралиф Кинзябаев и Лилия Сакмар представили пьесы, связанные с известными личностями нашего края. «Мелодия осталась услышанной» Р. Кинзябаева посвящена одной встрече М. Карима с А.-З. Валиди в Анкаре. Пьеса Л. Сакмар «Балапан — птенец беркута», предназначенная для детей младшего и среднего школьного возраста, — о взрослении юного батыра Салавата Юлаева.
Все вышеназванные драматургические произведения были прочитаны на башкирском языке. Следующие пары драматургов перекрёстно читали пьесы на русском языке.
Альмира Мухарямова и Анна Ерошина. В комедии «Васька, Тайсик и Бабуля» А. Мухарямова выступает против распада семьи, призывая не жертвовать ею ради карьеры. Васька (Василиса) узнаёт, что её родители разводятся. Мама — бизнес-леди, стремящаяся к богатству, папа — писатель, не сумевший приспособиться к реалиям жизни. Васька и Бабуля решают помешать разводу. Они, забрав кота, уходят из дома и разыгрывают похищение.
В пьесе А. Ерошиной «Когда цветут апельсины» крепкая дружба Толика и Владимира однажды превращается в серьёзное соперничество. Тщеславие и зависть становятся основой двойного предательства Толиком своего друга. Но у него будет шанс исправить все ошибки и с Нового года начать новую жизнь.
Шаура Шакурова и Гульдар Камалова. В пьесе Ш. Шакуровой «Сыграй со мной» слепой юноша мечтает сыграть в шахматы с известным депутатом. Но во время встречи обнаруживается старая, как мир, истина: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
В пьесе Г. Камаловой «Звезда» корпоративная «холодная война» в редакции газеты «Звезда» начинает разворачиваться после известия о выделении трёх квот на получение квартир от государства по льготной цене. В интриганстве и двурушничестве уличён каждый сотрудник.
Владимир Жеребцов и Наталия Мошина. Фантасмагория, метафоричность, абсурд стали главными приёмами для достижения художественной выразительности их произведений. В пьесе Н. Мошиной «”Звёздные войны” на Мосфильме» поводом для заседания комитета Госкино служит просмотр Л. И. Брежневым американского фильма «Звёздные войны», который ему понравился. Он спросил у министра культуры, почему такие фильмы не выпускают в СССР. Описывая реалистично, достоверно заседание комитета Госкино, Н. Мошина в то же время придаёт абсурдность всему происходящему, сатирически обличает. При работе над пьесой в качестве документальных источников автор использовала дневники партийных деятелей, советских учёных, режиссёра А. Тарковского и др.
Фантастическое происшествие происходит в пьесе В. Жеребцова «Пихта, пальма, баобаб». После грозы возле дома Нади выросло волшебное дерево, оно не только стремительно растёт, но ещё может заставить мерзнуть людей, у которых совесть нечиста. За обладание этим феноменом природы развернулась борьба со стороны местного олигарха при поддержке поселковой администрации и соседей Нади. Отбиваться от их притязаний бедной женщине помогает лесник Гена. В итоге чудо-дерево меняет жизнь и мировоззрение всех героев истории.
Ангиза Ишбулдина и Дамир Юсупов. По повести А. Баймухаметова «Не оставляй, мама!» А. Ишбулдина написала инсценировку «Навстречу мечте» для одноимённого спектакля нашего театра. При её создании было сделано несколько вариантов историй героев Алины, Даяна, Саши, но не все они вошли в спектакль. «Навстречу мечте. Неизданное» — так назвала автор для наших аудиочиток свои вариативные черновики. Версии всегда интересны, по ним отслеживается развитие авторского замысла.
У Д. Юсупова в пьесе «Ненаписанная пьеса для трагического актёра» экзистенциональный кризис героини Олеси обусловлен гибелью родителей. Боль внезапной утраты ведёт к нарушению психического здоровья: Олеся знакомится с существом из иного мира. Даже встреча с Сергеем и возникшая любовь не спасут героиню от самоуничтожения.
Антон Бескоровайный и Екатерина Тимофеева. Пьеса «Сестрёнка» А. Бескоровайного — это саркастичный монолог «маленького человека» о дефиците любви. Девятилетняя сестрёнка рассказывает про свой мерзкий план мести накануне свадьбы старшей сестры.
Е. Тимофеева — второй автор, осветивший в своей пьесе «злобу дня», связанную с пандемией.
Таврис Хакимов по профессии адвокат, но с недавних пор увлёкся драматургией. Его трогательную пьесу «Виктория» — о любви, страсти, горестных утратах читала Анна Ерошина.