Все новости
Театр
11 Октября 2020, 04:13

Актриса, излучающая свет

Она крайне ответственно относится ко всему, что связано с театром, до мелочей щепетильна в работе над ролями, по-особому сосредоточена перед каждым выходом на сцену. Она немногословна, скромна. А ещё от неё идёт удивительный свет. Быть может, потому что имя ей — Светлана!

Автор – Елена Попова

Все имена говорят.
Ю.Н. Тынянов.

Она крайне ответственно относится ко всему, что связано с театром, до мелочей щепетильна в работе над ролями, по-особому сосредоточена перед каждым выходом на сцену. Она немногословна, скромна. А ещё от неё идёт удивительный свет. Быть может, потому что имя ей — Светлана!
Актриса Светлана Акимова — народная артистка Республики Башкортостан — пришла в Государственный академический русский драматический театр РБ совсем юной девочкой. В 1967 году в Уфимском училище искусств она окончила курс известного театрального педагога Шауры Муртазиной и, благословлённая её наставлениями и советами, впервые вышла на профессиональную сцену. Сцену, которой она со всей любовью отдаёт свой талант и редкое драматическое дарование, с которой навсегда соединила свою душу и судьбу.
Старшее поколение актёров приняло Светлану Акимову доброжелательно, почувствовав в ней непосредственность, искренность, приметив зорким взглядом её невероятную работоспособность.
Габдулла Гилязев, в те годы главный режиссёр театра, сразу доверил ей несколько главных ролей. Одна из них стала поистине легендарной — роль Нэркэс в спектакле по пьесе Ильшата Юмагулова «Изгнанная», которой рукоплескали не только зрители Уфы, но и многих городов России и бывших союзных республик. Молодая актриса наделила свою героиню обаянием и женственностью, а что ещё важнее — умом, твёрдостью характера, готовностью бороться за своё счастье, за торжество справедливости.
Самый первый театральный сезон подарил Светлане Акимовой встречу с известным актёром Василием Меркурьевым. На обороте фотографии, которая была сделана во время спектакля, Василий Васильевич написал своей молодой партнёрше: «По первым шагам в искусстве верю в твоё большое будущее, дорогая Светочка!» Эти строчки выдающегося русского актёра оказались для неё счастливым знамением.
В двадцать восемь лет она получила почётное звание заслуженной артистки БАССР, став одной из самых молодых драматических актрис, удостоенных столь высокого признания.
Инга в спектакле «Четыре креста на солнце» Анатолия Делендика, романтичная Неля в «Жестоких играх» Алексея Арбузова, Маша в комедии «Эй, ты, — здравствуй!» Геннадия Мамлина — героини лирические и драматические, острохарактерные и комические… Каждая из них давалась непросто, к каждой нужен был свой ключ. И актриса всегда стремилась дойти до самой сути.
Поклонники восторгались её блистательной Амарантой в «Испанском священнике» Джона Флетчера. Молодая, изящная, стремительная, красивая, она играла в том спектакле саму Любовь. Длинными роскошными волосами она завораживала, пленяла, очаровывала. Из-за неё плелись интриги, скрещивались и звенели шпаги, для неё звучали серенады. Её любили все: и партнеры на сцене, и зрители в зале!
А какое множество героинь Светлана Акимова сыграла в спектаклях по пьесам Александра Николаевича Островского! Любовь Гордеевна («Бедность не порок»), Агния («Не всё коту масленица»), Домна Евстигнеевна Мигачева («Не было ни гроша да вдруг алтын»)... Но любимейшей для актрисы стала роль Липочки в комедии «Свои люди — сочтёмся!».
Особая любовь связала актрису и с другим великим драматургом — Антоном Павловичем Чеховым. В одном из интервью Светлана Семёновна вспоминает: «Когда мы учились в младших классах — это был класс третий или четвёртый — нас, ребятишек из Черниковки, повезли в Русский театр, что располагался тогда на улице Гоголя. Давали спектакль «Три сестры». Шум стоял в зале, суета какая-то, дети бегали, кричали. А я до сих пор помню, что просидела, не шелохнувшись, помню свои ощущения от слов «В Москву! В Москву!..», голоса эти помню. И мне передалось это состояние тоски, безысходности… Потом мы долго ехали домой. Темно уже, старый трамвай, в нём — решетки, которые я запомнила навсегда. Прислонилась к ним лбом, чтобы никто не видел, как я реву и не могу остановиться». Так невольно впервые прониклась маленькая Светлана судьбами чеховских героинь. И твёрдо решила, что непременно должна стать актрисой.
В «Чайке», одном из дипломных спектаклей, Светлана Акимова сыграла Аркадину, и работа эта была высоко оценена мастером курса. А на профессиональной сцене этапной встречей с Чеховым стала роль Вари в «Вишнёвом саде», который ставил уже новый главный режиссёр, а ныне художественный руководитель театра Михаил Рабинович.
В спектаклях Михаила Исаковича Светлана Акимова сыграла много интересных ролей: Тамару в «Эшелоне», Серафиму Ильиничну в «Самоубийце», няньку Марину в «Дяде Ване», Степановну в «Отпуске по ранению», Катерину в «Семейном портрете с посторонним». И вновь — поиск того единственно верного решения, того предельного градуса искренности и правды, который присущ актёрам русской психологической школы.
Настоящим подарком судьбы стал для Светланы Семёновны спектакль «Пока она умирала», поставленный по пьесе Надежды Птушкиной. В этой лирической комедии с совершенно сказочным и в то же время очень правдивым сюжетом, кажется, сошлось всё: удивительный актёрский ансамбль, музыка композитора Юрия Прялкина, режиссёрская ирония Михаила Рабиновича. Но солировала здесь — как всегда предельно деликатно — Светлана Акимова. Её Софья Ивановна, горько и скорбно готовящаяся к своему уходу в мир иной в начале спектакля, к финалу расцветала и наполнялась невероятным жизнелюбием. И эта амплитуда роли передана актрисой мастерски, с юмором, с колоритными подробностями!
…Театр меняется, меняется репертуар. Новые приглашённые режиссёры предлагают новые стилистики. И Светлана Семёновна, быть может, не без опаски, но откликается на эксперименты. Так, знакомство с Валерием Ахадовым с его приверженностью игровому театру подарило ей роль Арины Галчихи в комедии Островского «Без вины виноватые». Роль острохарактерная, с «двойным дном». Кто она, эта нищенка, безумная старуха, пришедшая просить подаяние у заезжей богатой актрисы, или весь её облик — лишь театральный костюм не сыгранной на сцене роли?
Акимова была органична и в лёгкой стихии водевиля «Петербургские квартиры», который сочинил Юрий Прялкин. Её Алена Ивановна Щекоткина, несмотря на солидное положение и почтенный возраст, так изящно и кокетливо высматривала в окошко проезжающих мимо уланов да гусаров, так обиженно ревновала мужа к молоденьким артисткам, что становилось понятно: она закрутит ещё не один водоворот головокружительных событий!
Есть ли более хрестоматийный образ в русской литературе, чем процентщица Алёна Ивановна из «Преступления и наказания»? Светлане Семёновне в спектакле режиссёра Григория Лифанова удалось создать персонаж, про который почти каждый зритель скажет: а ведь я её такой и представлял! В чёрном платье, с сурово сдвинутыми бровями и наскоро собранными в кубышку седенькими волосами, она железной рукой берёт у Раскольникова его часы и сухо отсчитывает причитающуюся ему крохотную сумму. В несколько минут сценического времени раскрывает актриса всю суть образа — озлобленного на мир человека, единственным идолом которого стали деньги.
Одна из недавних премьер театра — «Старый дом» Алексея Казанцева. Облетают осенние листья. Остывает не согретый любовью дом. Навсегда расстаются молодые герои. Невольным свидетелем их последнего разговора становится Тетя Настя — Светлана Акимова. Неспешно сметает она жёлтую листву и скупо роняет: «Словно вчера в первый класс вас всем домом провожали…». Действительно, это и под её заботливым взглядом они влюблялись, взрослели в их старом московском дворе, где все были когда-то друг другу почти родными. И утрата этой общности, человеческого тепла невосполнима!
«Она романтическая натура и верит в алые паруса. Оптимистка! — говорят про Светлану Семёновну коллеги. — При всей своей детской восторженности она очень женственна, мудра и добра».
Так пусть же ещё много лет актриса щедро дарит нам тот свет, которым она полна! С юбилеем, дорогая Светлана Семёновна!
Читайте нас: