Все новости
Театр
2 Декабря 2020, 15:44

Идущая своим путём

Сегодня с уверенностью можно сказать, что у актрисы Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Софьи Венедиктовой есть «Свой путь». Ведь именно так называется один из премьерных спектаклей театра, где она играет главную и единственную женскую роль! Её Вера меняется, достигает целей. Вопреки одиночеству, боли и отчаянию. Благодаря любви, встрече с тем, кого она будет ждать всю жизнь, и надежде на чудо. Художественный руководитель театра Михаил Рабинович поставил эту пьесу Ярославы Пулинович как ироничный диалог со временем.

Автор — Елена Попова
Сегодня с уверенностью можно сказать, что у актрисы Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Софьи Венедиктовой есть «Свой путь». Ведь именно так называется один из премьерных спектаклей театра, где она играет главную и единственную женскую роль! Её Вера меняется, достигает целей. Вопреки одиночеству, боли и отчаянию. Благодаря любви, встрече с тем, кого она будет ждать всю жизнь, и надежде на чудо. Художественный руководитель театра Михаил Рабинович поставил эту пьесу Ярославы Пулинович как ироничный диалог со временем.
А вот актёрский путь Софьи Венедиктовой начался с танцев. Летом 2009 года по Уфе, словно молния, пронеслась весть, что на сцене Русского драматического театра будет поставлен масштабный мюзикл. Специально для него объявляется кастинг поющих и танцующих молодых людей, лучшие из которых и попадут в проект. Уже вполне уверенно чувствующая себя на эстрадной сцене Софья Венедиктова вместе со старшими и более опытными партнёрами решила принять в нём участие. Никаких долгосрочных планов не строила, особых иллюзий не питала. Тогда для совсем юной, пятнадцатилетней Сони этот творческий конкурс был не более чем возможностью проверить свои силы.С шести лет она уже занималась в Театре танца «Джоконда» у Игоря Севастьянова. Танцевала самозабвенно и со свойственным её характеру упорством шаг за шагом добивалась успехов: из третьей линии встала в первую, осваивала сложные номера. Во время перерыва на танцах самостоятельно сбегала в противоположное крыло Дворца культуры «Нефтяник», прошла вступительные испытания и стала брать уроки вокала у Диляры Идельбаевой. Волновалась, переживала, но желание выступать на сцене всегда было превыше страха.Попав в фойе театра, раскалённое не только от летней жары, но и от энергии, азарта, задора конкурсантов, Софья невольно прониклась той атмосферой и желанием стать частью чего-то большого и серьёзного. Приглашение в проект было неожиданным.Наутро после выпускного бала девятиклассников она уже спешила на первую репетицию. Здесь всё было иначе, совсем не так, как в ДК и на тех многочисленных смотрах, в которых юная конкурсантка уже привыкла побеждать. К профессиональным актёрам театра танцующие новобранцы «Голубой камеи» относились с нескрываемым пиететом — почти как к небожителям.Затаившись в темноте зрительного зала, Софья широко открытыми глазами смотрела на то, как Михаил Рабинович репетирует сцену за сценой, разбирая каждую реплику, вкладывая смысл в каждое слово. Театр захватил, как принято говорить в таких случаях, все её существо.К моменту окончания средней школы Софья уже два года работала в «Голубой камее», и, конечно, ни о каком юридическом факультете, на которой она прежде нацеливалась, не могло быть и речи. Однако на актёрский факультет Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова ей пришлось поступать только через год после выпуска из школы — раньше набора для драматических театров не было.Перед экзаменами она страшно переживала: вдруг кто-то узнает о её уже серьёзном сценическом опыте (с коллективом театра она буквально за несколько дней до первого тура вернулась из продолжительной гастрольной поездки) и будет судить необъективно, предвзято, будучи уверенным в её ангажированности. Но выбор репертуара поразил приёмную комиссию. Наум Коржавин, Юрий Олеша — нечасто приходится слышать из уст жаждущих сцены абитуриентов непростые тексты этих авторов. И Софья была зачислена на курс народного артиста РБ Азата Надыргулова. Львиную долю часов по актёрскому мастерству вела у них народная артистка РБ Татьяна Макрушина.Занятия в институте перемежались напряженными репетициями новых спектаклей. Но внутренняя сила и любовь к профессии помогали Софье на отлично сдавать сессии и успешно играть премьеры. Среди её дипломных работ были такие разноплановые роли, как задорная Нянька в сказе «Про Федота Стрельца», эксцентричная Тетушка Огюстина в детективе «Восемь любящих женщин», Поющая днём в «Ящерице».Но, наверное, главной и сложнейшей студенческой работой стала горьковская Васса Железнова. В её стати, скупых сдержанных жестах, в долгих наполненных паузах ясно прочитывались и непростая судьба героини, и стальной характер, и неразделённое желание быть любимой.А в это же время в театре Софья Венедиктова осторожными шагами продолжала осваивать пространство профессиональной сцены. Одарённую вокально, её стали занимать в мюзиклах. Сначала она сыграла роль Маленькой разбойницы в «Снежной королеве». Бунтарка, выросшая среди разбойничьего племени, она была рано повзрослевшим тинейджером — поющим рэп, лихо управляющимся с пистолетами и не признающим авторитетов. Но появление Герды и её история о поиске Кая растопили лёд и в сердце Разбойницы. «Ты ищешь своего… Друга?» — с недоверием спрашивала она, делая паузу перед новым, неведомым ей словом. И когда рыжий кот Ганс соглашался остаться здесь в обмен на Оленя, который помог бы Герде добраться до чертогов Снежной Королевы, Разбойница вдруг превращалась в ребёнка — открытого, шаловливого, с увлечением играющего в прятки и догонялки.Потом в репертуаре актрисы появился мюзикл «Дюймовочка и Принц» и роль Мыши Клары — рачительной строгой хозяйки, в доме которой всё существовало по её законам, всё было разложено «по полочкам». И ей сложно было принять, что Дюймовочка может променять надёжного богатого удобного Крота на почти эфемерного Принца.Неожиданной для самой Софьи стала Анжелика в комедии «Мнимый больной». Казалось, что «голубые героини» — совсем не её амплуа. Острохарактерные образы были для актрисы ближе, понятнее. Но рисунок роли, который предложил режиссёр Григорий Лифанов и который поначалу был не вполне ясен, с каждым сыгранным спектаклем всё более наполнялся внутренним содержанием. Сквозь образ хрупкой «фарфоровой статуэтки» в пышном голубом платье с изящными замирающими в паузах жестами рук, с кукольно приподнятой головкой в светлых кудряшках вдруг возникал живой, полный собственных желаний и мечтающий о любви человек.От мягкой иронии Анжелики не остается и следа в другом образе актрисы — разрываемой страстями Нимфоманке в спектакле «Комната сына». Красное обтягивающее платье, высокие каблуки, яркий макияж, томные протяжные интонации в голосе — казалось, она приходит к своему психологу не для того, чтобы решить внутренние проблемы, а дабы с гордостью поведать о своих новых и новых экспериментах в искусстве плотских наслаждений. Но эта почти агрессивная страстность исчезала, когда Доктор Сермонти сообщал, что навсегда останавливает приём пациентов. Растерянность, обида, страх, а после и глубокая благодарность — целый спектр эмоций переживает героиня в небольшой сцене прощания. Маска сброшена, и нужно жить!Жить… А как жить, когда вокруг лишь страх, и надежда с каждым днем угасает? В спектакле «Анна Франк» Софья Венедиктова играет старшую сестру заглавной героини. Рассудительной, не по годам мудрой Марго, пожалуй, сложнее всего переживать ужас оккупации и двухлетнего заточения в крохотных чердачных комнатках. От неё ждут уже взрослых реакций, ей не дано, как Анне, подростковыми шалостями скрашивать будни, и Петер проявляет интерес не к ней, а к сестре… Спрятанные, наглухо закрытые внутри эмоции лишь один раз найдут выход — в ответ на брошенные Анной упреки в чрезмерной аккуратности и разумности у Марго польются слёзы.Но куда больше кипящих страстей сконцентрировано в Софье, главной героине драмы «Зыковы». На ней, рано овдовевшей, держатся и дом, и лесопромышленное производство. «Закованная» в строгий чёрно-белый костюм, она по-мужски сухо, расчётливо ведёт дела. Её спина — прямая, как стволы деревьев, меж которыми проходит жизнь. Брат занят своей молодой женой — Софья, словно предвидя развязку этих взаимоотношений, напрасно пытается достучаться до разума Антипы. Беспринципный Хеверн ей предлагает выгодный брак, преподнося в знак внимания букет из сухих веток. Не сойдясь с вселившейся в дом молодой хозяйкой, оставляет службу верный помощник Шохин. Рушится уклад, клонятся вековые деревья… На пределе сдержанности эмоций выстраивал режиссёр Денис Хуснияров роль Софьи — ровно до кульминационного разговора её с Муратовым. Сколько же в ней нерастраченной женской нежности, сколько тепла! Вся скопившаяся внутри боль и обида прорываются наружу. Беззвучный безутешный плач, сжатые до побелевших костяшек кулаки. Надежды на счастье у неё ещё меньше, чем у той же Вассы.Каждая сыгранная роль находит своё отражение в жизни актёра. Каждая жизненная коллизия может дать знать о себе на сцене. Многих своих героинь Софья Венедиктова наделяет присущей ей удивительной силой характера. Многие из них обнажают хрупкость её собственного внутреннего мира. Из этой амбивалентности и складываются биография, судьба, путь.
Читайте нас: