Все новости
Театр
2 Декабря 2020, 15:33

Под звон луидоров и пиастров

Во все времена детей и подростков, да что скрывать, и взрослых, волновала тема пиратов. Может быть, потому, что они всегда вели себя так, как хотели, а не так, как это было принято в обществе. И, подверженные внутреннему бунту, дети «прикладывали» на себя пиратский образ жизни, конечно, в большинстве своём, продолжая ориентироваться на хороших людей. Но эта свобода под шелест волн, охота за пиастрами, жажда приключений! Неслучайно бестселлер Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» выдержал такое количество экранизаций, включая шедевральный мультфильм студии «Киевнаучфильм». В 1970 году драматург Михаил Рощин адаптировал произведение Стивенсона под сцену детских театров, сделав пьесу в форме игры.

Автор — Элла Молочковецкая
Во все времена детей и подростков, да что скрывать, и взрослых, волновала тема пиратов. Может быть, потому, что они всегда вели себя так, как хотели, а не так, как это было принято в обществе. И, подверженные внутреннему бунту, дети «прикладывали» на себя пиратский образ жизни, конечно, в большинстве своём, продолжая ориентироваться на хороших людей. Но эта свобода под шелест волн, охота за пиастрами, жажда приключений! Неслучайно бестселлер Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» выдержал такое количество экранизаций, включая шедевральный мультфильм студии «Киевнаучфильм». В 1970 году драматург Михаил Рощин адаптировал произведение Стивенсона под сцену детских театров, сделав пьесу в форме игры.
Ее и взяла за основу народная артистка Республики Башкортостан Ольга Мусина, режиссёр-постановщик, а с недавних пор директор Уфимского ТЮЗа. Премьерой спектакля для всей семьи «Остров сокровищ» открылся новый, девятый по счёту, театральный сезон ТЮЗа. Вырвавшиеся (временно?) после самоизоляции дети с восторгом восприняли эту увлекательную историю, поданную в духе настоящего приключения. На премьере знакомство с пиратами, к искреннему восторгу юных зрителей, начиналось прямо в фойе, а затем переходило на сцену.Удивительно, как на небольших сценических подмостках Театра юного зрителя поместилась эта полновесная, густонаселённая история. Когда все её участники в начале спектакля, после затемнения, появляются на сцене, это производит мощное впечатление. Которое сразу подхватывается трио прекрасных фемин (Мария Зверева, Ульяна Дементьева, Александра Кузнецова), с азартом поющих «пиратские» песни. Музыка Лилии Баярс, сопровождающая весь спектакль, — одно из лучших действующих лиц. Помимо зонгов, каждое из событий оказывается выделенным музыкально — притом, не превалирующе, а так, чтобы создать нужное ощущение тревоги, радости или «экшна». Несмотря на уже упомянутую тесноту сцены, актёры не только весьма активно двигаются, но и проводят многоходовые зрелищные сценические бои на шпагах, саблях и даже кружевном зонтике (постановщик боевых сцен — Асхат Накиев). С помощью смены всего нескольких деталей трактир «Адмирал Бенбоу» становится палубой корабля «Эспаньола», а тот в свою очередь — таинственным и опасным островом сокровищ (художники — Евгений Васильев, Лариса Стрелец, Татьяна Шафикова).Хороши и ярки, но не аляписты, костюмы, в которых сразу видна разница между богатыми доктором Ливси (Павел Едрёнкин), сквайром Трелони (Эдгард Арутюнов) и капитаном Смоллетом (Асхат Накиев) с одной стороны и знававшими лучшие времена пиратами — с другой. «Мини-пиратом» одет и попугай Капитан Флинт (Наталья Лысцова) с его неизменными криками «Пиастры!» — забавный персонаж, временами с угрожающим выражением лица, а временами трогательно боящийся за себя и своего хозяина, одноногого Сильвера. В этой роли очень хорош Дмитрий Широнин. Его феноменальная худоба помогает технически показать хромоту так, что не требуется дополнительных ухищрений. Но главное в этом человеке — надлом, борьба с самим собой, которая заставляет его постоянно находиться «между небом и землёй», вернее, сушей и морем. Формально оставаясь вождём пиратов, он подсознательно стремится вырваться из порочного круга, составлявшего всю его жизнь, и поэтому сближается с Джимом Хокинсом (Наиль Сафин, Айнур Ризванов). «Очень, очень хороший мальчик» говорилось о нём в известном мультфильме. И действительно, все действия Джима, хоть и не лишены сомнительности в моральном плане, ведут к победе «сил добра». Интересно, что на сцене появляется и активно действует (здесь мы можем проследить явную наследственность) миссис Хокинс (Елена Булгакова, Виктория Емелёва) — мама Джима. Слегка экзальтированная дама, склонная к обморокам, при мысли о целом острове сокровищ сразу обретает силу духа, и все приключения, включая бои, происходят при её участии.Павел Лобанихин, играющий сразу две роли — слепого пирата по имени Чёрный Пес и слегка ополоумевшего в заточении на острове Бена Ганна, — очень разный в обеих этих ипостасях. Хорош найденный ход с ракушкой, с помощью которой похожий на Робинзона Крузо Бен Ганн разговаривает с окружающими.Замечательными пиратами стали дающий камертон действию Билли Бонс (народный артист РБ Владимир Епифанов) и постоянно нетрезвый О’Брайен в исполнении Николая Чурилова. Забавно, как последний, движимый жаждой наживы, стремится с остальными пиратами к рассыпанному золоту, но никак не может сфокусироваться на месте действия. Требует небольшой доработки, но, тем не менее, колоритен образ пирата Израэля Хэндса (Зульфар Ахметов) — некий бродячий самурай с двумя катанами за спиной, обладающий несомненным бойцовским мастерством и неповторимым акцентом.Немного не удался приём «театр в театре», с помощью которого каждый герой представлялся публике, на секунды «выходя из образа» и тут же обратно в него возвращаясь. Учитывая, что позже герои не остались неназванными, приём показался излишним.Но в целом премьера ТЮЗа стала событием — ярким, праздничным, вызывающим мгновенную реакцию зрителей.— Задача у нас пока одна: привлечь зрителя в театр, — отмечает режиссёр спектакля Ольга Мусина. — Чтоб зал всегда был полон (естественно, в пределах ограничений, связанных с пандемией). Очень хочется, чтобы о нас узнали, заговорили. Идеальный зритель — родители с детьми. Будут спектакли и для взрослых, и для малышей. И школьная классика. Доберёмся и до театральных экспериментов. Всё у нас впереди.