Конец 70‑х в нашей стране был отмечен наплывом экстрасенсов, старцев и разного рода целителей. Это неслучайно. Удушливая атмосфера бездуховности тех лет подталкивала людей к отыскиванию истинных нравственных ценностей, Высшего начала. Но, как известно, на одного пророка приходится три лжепророка, что и прослеживается в пьесы. А завязка ее такова: накануне Олимпиады‑80 ученый-энтузиаст Елена Петровна Ларичева вызывает в Москву людей с суперспособностями — телепата Иванова, владеющего телекинезом Прохорова и умеющего видеть сквозь стены Клягина.
Народный театр «Третье поколение» им. Петра Шеина не впервые обращается к драматургии Григория Горина. Интерес и отклик зрителей вызывали масштабные постановки «Шут Балакирев», «Королевские игры» и, конечно, легендарная «Поминальная молитва» — все в режиссуре Петра Александровича Шеина. Новый спектакль «Феномены» продолжает эту традицию. В атмосфере Камерной сцены ГКЗ «Башкортостан», ставшей родным домом для театра, режиссёр и актёр театра Владимир Улитин создаёт сложное и, несмотря на форму комедии, тонкое зрелище. О своей переменчивой творческой судьбе Владимир Александрович, заслуженный юрист Республики Башкортостан, известный в городе адвокат рассказывает так:
— Я один из старейших участников театра, оставшихся в Уфе. В 1981 году Петр Александрович Шеин организовал театр; в 1982‑м я, отслужив в армии, пришел в него. Тогда был поставлен первый спектакль «Третье поколение». Но один из занятых в нём актёров сломал ногу, потребовалась замена. Так случился мой дебют. До 1987 года я играл в театре, а потом пришлось сделать паузу: заканчивалась моя учеба на юридическом факультете БГУ, и впереди было распределение. Долго меня не было на этой сцене, и вот девять лет назад я вернулся. Юрий Георгиевич (Стульников, художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РБ — авт.) пригласил меня. Звали и раньше, но я всё раздумывал… Правильное решение помог принять друг, резонно заметивший, что все мечтают играть в этом театре, и я напрасно не пользуюсь такой возможностью. Признаться, вернулся с некоторым страхом, ведь так давно не играл.
Первым спектаклем по возвращении стала «Ловушка», потом — «Слишком женатый таксист» Рэя Куни. А сейчас руководитель нашего театра предложил постановку «Феноменов». Это не первый мой режиссёрский опыт, ещё при Петре Александровиче я участвовал в постановке музыкального спектакля по Сергею Есенину «Анна Снегина», который нашумел в то время. Приятно, что Шеин утверждал меня в больших ролях, в частности, Салавата. И Мустай Карим тогда согласился с его выбором и благословил меня играть эту роль. Когда мы отмечали 35‑летие театра, я на торжественном концерте сыграл отрывок из этого спектакля.
Постановка «Феноменов» шла в течение года. Премьера должна была состояться весной 2020‑го, но из-за пандемии перенесена на осень. Вернулись к работе в сентябре, а в октябре выпустили.
По первому премьерному дню считаю, что наши усилия не пропали даром, зрителю спектакль понравился. Конечно, немного непривычно было играть в неполном, по известным причинам, зале. Камерная сцена, где теперь планируются постановки спектаклей нашего театра, благодаря многолетним усилиям нашего художественного руководителя оформлена в «чёрном кабинете», оснащена новейшим световым и звуковым оборудованием и всем необходимым для комфортного просмотра.
Конечно, главнейшую роль в постановке сыграли актёры. Наряду с нашими прославленными «старичками» в лице Марата Шайдуллина в нём работали и новые ребята. Мне кажется, удачным получился дебют Ринаты Сафаргалиевой.
В спектакле есть и смех, и слезы — как обычно у Григория Горина. Мне вчера зрители говорили, что «пришли на комедию, а тут на слёзы стало пробивать». Всё правильно, мы и делали серьёзный спектакль, но с элементами шуток — то, от чего немного отвыкли зрители. Кстати, пьесу выбирал Юрий Стульников. Я сначала помогал другим ребятам, ставившим у нас спектакли: Ростиславу Шибанову, Игорю Белову. А тут внезапно решил возобновить свою режиссёрскую «карьеру». Было потрачено много сил и нервов, но, надеюсь, не зря.
На время действия в спектакле сразу указывает висящий на одной из стен зала крупный календарь с надписью «1979» и олимпийскими атрибутами, а также песни Анны Герман, льющиеся из допотопного телевизора. В остальном «бюджетный» номер гостиницы «Турист» вряд ли изменился и ныне: пара кроватей, стол, покрытый плюшевой скатертью с бахромой, с неизменным графином и стаканами, шкаф да напольный абажур (главный художник театра — Александр Кореликов).
Все герои, приехавшие из разных городов по приглашению Елены Ларичевой, знают друг друга только понаслышке. Их внешний облик вполне соответствует провинциальному происхождению и достатку (консультанты по костюмам — засл. работник культуры РБ Наталья Степанова и Марина Московская). Потом, когда появятся «коренные москвичи» джинсово‑спортивного вида, отличие между ними и старающимися быть прилично одетыми нестоличными жителями будет разительным. Как и другие нюансы, эта разница будет показана неявно, смягчённо.
Первый выход «на люди» колоритнейшего Сергея Клягина (Марат Шайдуллин) совершается в платье, которое он купил в московском магазине для своей жены. Потом мы узнаем, что это одна из многих неправд в жизни, на первый взгляд, типичного и заурядного склочника. Постепенно герой раскрывается, и выясняется, что в жизни этого «смотрителя сквозь стены» есть и драма, и способности, которыми он и не думает пользоваться, и даже есть место подвигу.
Михаил Прохоров (Вадим Шевчук, Сергей Корнилов) — молодой уникум, также раздираемый уже не драматическими, а трагическими противоречиями. Глядя на то, как, пропуская через себя, играют самодеятельные актеры эту роль, вспоминаешь впечатляющий роман Стивена Кинга «Мертвая зона» — о человеке, чей дар стал ему проклятием и благословением одновременно. В определённый момент появляется антипод Михаила — его брат Антон (Иван Аранцев). Вроде бы, однозначно отрицательный персонаж, он убедительно оправдывает себя и вполне подходит для модели «успешного человека» нынешних времён, способного по головам идти к своей цели. В экранизированной в начале 80‑х пьесе Юрия Нагибина «Время отдыха с субботы до понедельника» таких людей называли «всадниками».
В роли Иванова — третьего «феномена» — выступает сам режиссёр-постановщик Владимир Улитин. Этот непростой мужичок — квинтэссенция тех, на ком держится любое дело. Не теряющий времени зря, он неожиданно для себя ввязывается в странные и даже опасные обстоятельства, и тут выясняется, что не так уж зачерствело его лукавое сердце.
Олег Ларичев (Евгений Каневский) — муж Елены, тоже учёный, на первый взгляд производит впечатление вполне удавшейся единицы общества. Но по ходу пьесы проявляются его изломанность, сложность, надрыв в битве с обстоятельствами. В какой-то степени он олицетворяет собой интеллигенцию 80‑х, понимающую, что жизнь по правилам даёт многие блага, а для жизни по таланту и дарованиям нет ни сил, ни воли.
Нежная сподвижница Елена Ларичева (Эмма Гарипова, Рината Сафаргалиева) готова пожертвовать своей карьерой и сделаться посмешищем для коллег, чтобы найти в огромной стране уникальных людей — тех самых феноменов. Её внешняя хрупкость вступает в значительный контраст с глубокой внутренней уверенностью в своей правоте и силой убеждения.
Аутентично сыграна Ольгой Поповой и Верой Аитовой дежурная гостиницы. Эта небольшая роль как раз из тех, на которые, как на леску, нанизывается действие. В конце спектакля, перед его феерической кодой, выясняется, что зовут её Любовь. И это — самое главное.