Все новости
Театр
5 Февраля 2021, 21:28

Одна судьба на всех

Новый сезон Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан открыл одной из четырёх премьер – спектаклем «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману Нодара Думбадзе. Режиссёр-постановщик – санкт-петербуржец Георгий Цнобиладзе, выпускник актёрско-режиссёрского курса в СПбГАТИ (мастерская Л. А. Додина).

Автор — Элла Молочковецкая

Новый сезон Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан открыл одной из четырёх премьер – спектаклем «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману Нодара Думбадзе. Режиссёр-постановщик – санкт-петербуржец Георгий Цнобиладзе, выпускник актёрско-режиссёрского курса в СПбГАТИ (мастерская Л. А. Додина).
Казалось бы, спектакль собрал «всё, что мы знали о Грузии» — неповторимые экспансивность и темпераментные жесты, возгласы «Вах!», дружеские винопития, и, конечно же, стремление при первой же возможности красиво и многоголосо затянуть песню, подходящую на все случаи жизни (педагог по вокалу Олег Тякмин).
Жизненность ситуаций, с сочетанием в них комичного, драматичного и, временами, трагичного, подаётся в, казалось бы, парадоксальном соединении психологического театра с игровым, реалистичного — с остро условным.
Художник-постановщик Александр Храмцов, выпускник СПбГАТИ, номинант театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска», лишь намечает «места действия», остальное демонстрируется на большом экране то в виде чёрно-белой анимации, то на редкость забавного теневого театра, то «досье» каждого из появляющихся героев. Комический эффект обеспечивают «портреты», стилизованные под Нико Пиросмани. Изображения всех этих председателей колхоза, врачей, учителей с трепетными персидскими очами сопровождаются текстом, который мог бы написать подросток — растущий на наших глазах Зурико, главный герой (Михаил Веселов, Антон Болдырев). Словно в старых фильмах, актёрам ничего не стоит выпрыгнуть из-за экрана, чтобы продолжить начатую сцену.
Известный с 60‑х годов роман Нодара Думбадзе, многажды экранизированный и поставленный, являет собой классику советской литературы. Это тёплое произведение кажется «самоигральным», пронизанным неповторимым колоритом грузинского села. Оказывается, необязательно буквально показывать все эпизоды этой истории, достаточно намекнуть, и зритель всё поймет и оценит.
Бабушка в исполнении народной артистки РБ Ирины Агашковой — несомненная удача спектакля, его ось. Её типичная восточная интонация, эмоциональность прикрывают заботу о внуке и стремление без излишней дидактики направить его по верному пути.
Спектакль начинается и заканчивается эпизодами с заголовком «Бабушка», но между ними проходит десять лет. И если в первом речь идет о симулянте Зурико, которого быстро «ставит на ноги» сельский врач, то в последнем, трагичном, бабушка уходит из жизни. Однако и здесь создатели спектакля делают всё возможное, чтобы дать ощущение веры в будущее главного героя, уже окончившего университет и собирающегося создать семью со своей верной Мери (Анастасия Сидоренко).
Илико (засл. арт. РФ, нар. арт. РБ Александр Федеряев) и Илларион (засл. арт. РФ, нар. арт. РБ Владимир Латыпов‑Догадов, Владимир Кузин) — почти мифические персонажи, верные рыцари, сопровождающие жизнь сироты Зурико. При этом у каждого из них своя жизнь и сложный, порой вздорный нрав, бесчисленные конфликты, как правило, на пустом месте. Чего стоит подложенный в кисете табак с примесью перца или заточение в кувшине из-под вина. Но когда дело доходит до истинно важных вещей — их поведение нельзя назвать иначе, чем подвиг.
Мягкость и доверчивость одноглазого Илико, безумно любящего своего сына, вступает в контраст с кажущейся суровостью типичного горца Иллариона, чуть что выхватывающего своё ружье. Однако все они не могут жить друг без друга, по-детски обижаются, если не встречают должного внимания родных людей.
Хочется отметить мастерскую игру заслуженного артиста РБ Сергея Басова, исполняющего в спектакле две роли — лукавого и мудрого сельского лекаря и совершенно обезумевшего от алкоголя Мамонтия, врача без лицензии, чуть не загубившего Иллариона. И та, и другая настолько пластически выверенны, что не имеют ни единого лишнего жеста, и запоминаются.
Заслуженный артист РБ Вячеслав Виноградов один представляет весь педагогический коллектив, который пытается выучить ленивого Зурико. Причем, играет не только очень характерных учителей, но и типичную, вызывающую хохот зрителей учительницу.
Стремление юного героя к «красивому» побуждает его написать под диктовку не в меру развитого одноклассника Ромули (Павел Бельков) чудовищное по своей надушенной пошлости письмо, из-за чего разыгрывается целая комедия положений.
Цветовая палитра спектакля приглушённая, бежево‑серо-чёрная. Каким ещё мог быть облик колхозников, живущих в нищете, но гордо молчащих об этом и отдающих последние «сокровища» на нужды фронта? Показателен эпизод в послевоенном поезде, в котором едет на учёбу в город Зурико. Люди, которые минуту назад готовы были задавить друг друга, познакомившись, в тесноте да не в обиде продолжают свой путь, коротко делясь каждый своей уникальной историей.
Зурико, открытому и наивному, везет на хороших добрых людей и в большом городе. Чего стоит Марта, у которой он снимает комнату практически бесплатно. Кстати, помощницу председателя, с явно криминальными наклонностями, также играет народная артистка РБ Татьяна Макрушина, и это два совершенно разных персонажа. Бедные студенты собираются вместе и делятся всем, чтобы не только сдать экзамены, но и пообщаться, проникнуться духом товарищества и первой влюбленности.
— Постановка выросла из лаборатории современной режиссуры «Свой путь» (ноябрь 2019 года). Многое ли нужно было поменять из первоначального замысла, чтобы из эскиза получился полноценный спектакль? — спрашиваю у режиссёра спектакля Георгия Цнобиладзе.
— Менять пришлось очень многое. Во‑первых, пространство. Мы из комнаты перешли на большую сцену. Другое решение пространства, другой способ существования артистов, другие идеи. Кроме того, добавились новые артисты. Мне важно, как артист играет, поэтому каждый спектакль я сочиняю конкретно под людей, с которыми работаю. Если меняется артист, то меняются и смыслы.
— В спектакль вошли не все эпизоды из книги. Как вы их выбирали, какие фрагменты важны?
— Я выбирал то, что мне нравится, что интересно или трогает. Кроме того, привычка работать с прозой заставляет выбирать тот текст, который может играться, а не только хорошо звучит на бумаге.
— На роль бабушки была выбрана совсем не возрастная Ирина Агашкова, что удивило тех, кто давно следит за её творчеством. Чем она подошла на эту роль?
— Ирину выбирал не я, мне её дали ещё на лаборатории. Но, соглашусь, это прекрасный выбор, она сразу включилась в историю, и я очень доволен её работой.
— Как вам удалось соединить психологический театр с игровым? Эта форма исходила из самого драматургического материала?
— Способ существования артиста во многом задаёт театральный язык. Это результат поиска и, собственно, работа режиссёра. Театр, который мне интересен, строится на игре артиста. Театр, где артист переходит с места на место и говорит слова, тоже имеет право на существование, но не понимаю, почему я должен тратить на такой театр свою жизнь. Кроме того, природа грузинского театра и вообще театров южных городов настаивает на большой эмоциональности и открытой энергии. Мы просто шли за текстом и за людьми, которые населяют этот текст. Главный герой находится в той поре, когда человеку хочется хулиганить, фантазировать, отдаваться чувствам. Да и старики — те ещё хулиганы. Поэтому я сочинял спектакль, который был бы полон живой энергии и живых эмоций. Я, конечно, хорошо знаю фильм, но сделать спектакль хотелось по-своему.
— Насколько близко вы знакомы с Грузией? Пришлось ли изучать традиции, народные песни в процессе подготовки к спектаклю?
— Я родился в Петербурге, но много раз бывал в Грузии, имею представление. Вообще-то, когда готовишься к спектаклю, изучаешь всё, что можно. В этом суть профессии. Наблюдая за людьми, путешествуя, изучая историю, я всегда репетирую, то есть отбираю что-то для будущего спектакля. Обычно планы ясны примерно на год вперед, вот этот год я всё в себе накапливаю.
Читайте нас: