Представляете, сколь интересно выстроилась программа музыкальной гостиной под названием «Парад баритонов»?! Ведущие солисты Башкирской Оперы подготовили выступления, своеобразные мини-бенефисы, а зрители смогли убедиться в достоинствах и прелестях этого голоса.
Завершил вечер самый опытный певец, двадцать семь лет отдавший башкирской оперной сцене, Пётр Токарев. Стабильный, всегда в форме, обладает высокой культурой пения — так отозвалась о Петре Михайловиче большой специалист и знаток мужских голосов Миляуша Галиевна Муртазина, к которой я обратилась во время подготовки музыкальной гостиной.
Пётр Токарев с отличием окончил Свердловскую консерваторию по классу Яна Христофоровича Вутераса. Великолепный лирический тенор и замечательный педагог. Миляуша Галиевна была знакома с ним. Честь и хвала, сказала она, Петру Токареву за то, что он сохранил верность школе, принципам своего учителя.
А поначалу ничто не предвещало певческой жизни. Семья проживала в Татарстане, в городе Мензелинске. Пётр с детства увлекался спортом — бегом, лыжами, волейболом. Мастер спорта по дзюдо. Всё шло к тому, чтобы профессионально отдаться спорту. Но в шестнадцать лет после ломки голоса у него прорезался бас, да такой — сам удивлялся. А однажды по радио услышал голос Шаляпина… И всё! Видно, проснулись гены деда, некогда певшего в деревенской церкви. Уходил за город, к речке — тренировал голос.
В результате — Казанское музыкальное училище, потом Свердловская консерватория. Учился с упорством спортсмена, получал и Ленинскую стипендию, и Собиновскую.
Два сезона Пётр Токарев пел в Пермской Опере. Как-то пригласили в Уфу спеть Фигаро и застрял здесь, как он сам говорил, на двадцать семь лет.
На уфимской сцене спел более сорока партий в операх русской, зарубежной и национальной классики. Губернатора Рейнсдорфа в опере Загира Исмагилова «Салават Юлаев» пел на башкирском языке.
Великолепный голос, отличная дикция, незаурядное драматическое дарование позволяли ему создавать образы яркие, выразительные, запоминающиеся.
И при всём этом певец ощущал себя не полностью востребованным. Страстно хотел петь ещё и ещё, преодолевать вокальные трудности, проживать жизни самых разных героев. Мечтал спеть сложнейшую по вокальному характеру и напряженную психологически, эмоционально партию Яго в опере Джузеппе Верди «Отелло». Музыкальная трагедия, поражающая правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Необычайной рельефностью и силой отмечены музыкальные портреты Отелло, героя и воина, страстного, любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неистового в своей ярости, кроткой и чистой Дездемоны и рядом с ними — коварный Яго. Но эта опера ставилась в театре всего один раз, в 1962 году, и к моменту прихода в труппу Петра Михайловича её уже не было в репертуаре. Компенсировал своё желание, исполняя в концертных программах арию Яго «Верю в творца жестокого». В этом большом монологе запечатлён образ сильного, не знающего колебаний, но опустошённого внутренне человека. В твёрдых, решительных музыкальных фразах звучит открытая издёвка, в финале — взрыв язвительного хохота. Когда Пётр Токарев исполнял это, мурашки по спине пробегали.
Опера Джузеппе Верди «Риголетто» с первых лет существования театра практически не сходит с афиши, говорить о востребованности её зрителем излишне. Действие строится на резких драматических контрастах. В центре — острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ главного персонажа. Многие замечательные певцы блистали в партии язвительного придворного шута и нежного, любящего, глубоко страдающего отца. Токарев — один из лучших Риголетто на башкирской сцене. Его пение, драматическая игра и выразительная музыка гармонично соединялись и раскрывали нам переживания героя — проклятье судьбе, насмешки над герцогом, ненависть к придворным, нежная любовь к дочери и боль за её погубленную жизнь.
Творческая удача певца — партия Мазепы в одноимённой опере Петра Чайковского. Вообще спектакль, поставленный в 1990 году, стал событием в культурной жизни столицы республики. «Мазепа» занимает особое место в творчестве композитора. Остроконфликтная личная драма разворачивается на широком историческом фоне. Вспоминая о своей работе, Петр Ильич отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом.
Один из центральных образов — семидесятилетний гетман Мазепа, злобный и властолюбивый, охваченный страстью к юной Марии. Было что петь, играть, и Пётр Токарев в этой роли был великолепен.
Так можно разбирать все спектакли, все партии. А их вместе с магнитогорскими около шестидесяти. Онегин, Фигаро, Жермон, Эскамильо, Альфио… Роли, любимые артистом и публикой. Выступал с известными певцами Марией Биешу, Александром Ведерниковым, Тамарой Милашкиной, Евгенией Мирошниченко, Артуром Эйзеном. Гастролировал по России, Германии, Польше, Чехословакии.
В 2000 году Петр Михайлович переехал в Магнитогорск. Пел в местной Опере и преподавал в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки, был доцентом кафедры сольного пения, воспитал талантливых певцов.
Кроме всего, Петр Токарев был мастером камерного вокального пения. И в Уфе, и в Магнитогорске часто выступал в концертах, музыкальных гостиных. У него был солидный многоплановый репертуар: арии из русских и зарубежных опер, романсы, народные песни — русские, цыганские… Для души, как говорил Пётр Михайлович. Мастерски исполнял классические романсы. Особенно по душе ему были вокальные сочинения Сергея Рахманинова. Они привлекали эмоциональной глубиной, красотой и законченностью формы, неувядаемой свежестью. И он всё это замечательно передавал своим пением.
Петр Михайлович ушёл из жизни в 2012 году, в 67 лет. Это большая горькая утрата для вокального искусства. Что уж говорить о родных, друзьях, коллегах, поклонниках. Память о нём живёт. В социальной сети ВКонтакте создана «Группа памяти Петра Михайловича Токарева». Это группа памяти чудесного человека, потрясающего артиста и чуткого педагога. Нежно, трогательно, благодарно пишут коллеги, друзья, ученики, земляки: «Он навсегда останется в наших сердцах…», «В этой школе Пётр учился и начинал петь на школьных вечерах. И потом, приезжая на каникулы, радовал нас своим пением. От его «Блохи» стекла в окнах дрожали», «А вот так сейчас выглядит холл, в котором проходили школьные вечера (актового зала не было). На месте цветов стоял наш Петя Токарев и пел. Разве мы могли подумать тогда, что он станет настоящим артистом. Гордимся и сожалеем, что так рано ушел», «Наш вечный Онегин!!!» и т. п.
Помнят его и в Уфе. Весть о кончине Петра Михайловича пришла в тот день, когда как раз проходила встреча в музыкальной гостиной в Греческом зале. В самом начале я, ведущая, сказала слово о Петре Михайловиче, а солисты, участники концертной программы под руководством неизменного опытного концертмейстера Людмилы Борисовны Коломоец, посвятили ему свои выступления.
Вспоминаются строки русского поэта Василия Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
И мы благодарно говорим: «Спасибо, дорогой Пётр Михайлович, что ты был в нашей жизни!».