Все новости
Театр
5 Июня , 10:00

НУРЕЕВСКИЕ ДНИ В ПАМЯТЬ О «БОГЕ ТАНЦА»

Уфимцы любят балет. Казалось бы, известный факт. Однако наступил момент, когда приходится это проверять и доказывать. Вот вам, дорогой читатель, неотразимое свидетельство: как только пришло разрешение заполнять залы театров без связанных с пандемией ограничений — поинтересуйтесь, сколько зрителей пришло в зал нашего Башкирского театра оперы и балета? Да, действительно, все кресла оказались занятыми, ряды — заполненными. Уверена, не случайно: ведь именно в этот момент начался праздник балета. Уже по традиции (очевидно, подчёркивая различие с популярными оперными «Шаляпинскими вечерами». Конечно, ведь у нас два имени, два «бренда» — Нуреев и Шаляпин) его называют «Нуреевские дни». В этом году 17–19 марта они прошли в новом статусе: уфимской балетной труппе присвоено имя самого знаменитого «артиста мира» Рудольфа Нуреева, нашего земляка.

Автор — Светлана Платонова

Уфимцы любят балет. Казалось бы, известный факт. Однако наступил момент, когда приходится это проверять и доказывать. Вот вам, дорогой читатель, неотразимое свидетельство: как только пришло разрешение заполнять залы театров без связанных с пандемией ограничений — поинтересуйтесь, сколько зрителей пришло в зал нашего Башкирского театра оперы и балета? Да, действительно, все кресла оказались занятыми, ряды — заполненными. Уверена, не случайно: ведь именно в этот момент начался праздник балета. Уже по традиции (очевидно, подчёркивая различие с популярными оперными «Шаляпинскими вечерами». Конечно, ведь у нас два имени, два «бренда» — Нуреев и Шаляпин) его называют «Нуреевские дни». В этом году 17–19 марта они прошли в новом статусе: уфимской балетной труппе присвоено имя самого знаменитого «артиста мира» Рудольфа Нуреева, нашего земляка.
Программа Нуреевских дней убедительна и логична. Первым, 17 марта, ознаменовав день рождения Рудольфа, был показан балет «Журавлиная песнь». Ведь благодаря «Журавлиной», и это знают все, Нуреев, будучи ещё совсем мальчишкой (сакраментальное посещение первого башкирского балета имело место 31 декабря 1944 года) буквально влюбился в искусство танца. Завершились три балетных дня масштабным концертом под интригующим заголовком «Роман с танцем» (о нём скажу немного позже).
Сердцевину же мини-фестиваля (думаю, его так можно именовать) образовала программа, подготовленная коллективом хореографического колледжа «Коллекция шедевров».
Вновь учащиеся смело взялись за детище Петра Чайковского «Лебединое озеро», избрав вторую картину — с белыми лебедями и первым, белым Адажио в неувядаемой хореографии Льва Иванова. Солистами выступили опытные, признанные артисты театра: Одетта — Валерия Исаева, принц Зигфрид — Сергей Бикбулатов, Злой гений — Олег Шайбаков. Трёх больших лебедей также «обрисовали» девушки из взрослой труппы: Софья Гаврюшина, Разиля Мурзакова и Амина Халикова.
Конечно, особое внимание всех присутствующих привлекли четыре маленьких лебедя — ученицы колледжа. Эффект от их знаменитого танца — как магнит, его чувствуешь на любом спектакле «Лебединого». Пристально следя за «синхроном» «птенцов», публика, поклонники, думаю, остались довольны. Представляю, сколько усилий потребовалось, чтобы добиться такой уверенной согласованности движений. Нет сомнений, что и весь кордебалет, белые лебеди, отрабатывался с особой тщательностью. На лицах учениц, кроме полагающихся подле сумеречного озера полуулыбок, просвечивало и чувство большой ответственности…
Последующее отделение программы составили любимые номера — мы наслаждались многими из них на «Малом Нуреевском» фестивале. Будущие звёзды сцены показали тонкую по настроению лирическую сценку «Весна» на музыку Евгения Крылатова, многофигурный шутливый «Танцевальный переполох» на мелодии из прокофьевской «Классической симфонии», знаменитый мягко-игрушечный «Па-де-катр» для четырёх маленьких девочек в постановке Вакиля Усманова. «Народники» очень заразительны и в известной темпераментной «Зарифе», и в «Русской». Всё названное — весомые, немаленькие композиции, очевидно, ставшие важными вехами в процессе обучения детей балету. Впрочем, как и на первый взгляд миниатюрная, однако чисто профессиональная вариация Китри (с веером) из «Дон Кихота». Актуальную тему Победа акцентировал интересный, вызвавший щемящее чувство номер «Дети без детства». Всё вместе — модель гала-концерта, какие очень нравятся поклонникам, завсегдатаям театра.
Вернёмся к Гала третьего дня — «Роману с танцем». Столь весомая по продолжительности программа — близко к трём часам (вместе с антрактом) в завершение вызвала самые бурные, продолжительные овации зала. Зрители убедились, что потенциал уфимского балета позволил дать и классику, и современные номера. Кстати, назову номер из предыдущего дня — дуэт двух девушек «Коронация», на не столь ещё привычную для нас музыку Игоря Стравинского, где выпукло очерненная психология «девчачьих» отношений подана с хорошим юмором.
В третьем дне из «современных» запомнился номер «Небеса» на музыку Эдуарда Артемьева (исполнил Сергей Бикбулатов). Классико-романтическая палитра присутствовала богато, разнообразно, в исполнении лучших из лучших — Гульсины Мавлюкасовой, Гузели Сулеймановой и других прекрасных балерин, целой когорты мужчин-солистов — автору сих строк все показались достойными.
Отдельно упомяну участие в Нуреевских днях Сергея Коробкова, ведущего третьей программы. Блестящий знаток творчества Рудольфа Хаметовича, артистичный оратор, он прочными нитями — словесными вставками связывал сюжеты, превращал мозаичность чередования фрагментов в стройные целостные композиции. Браво!
Но особое «Браво!» — тем, кто свято чтит память о нашем герое, Руди, обласканном всем балетным миром и в то же время противоречивом, неистовом в безграничной преданности танцу. Конечно, это колледж, с гордостью носящий имя Нуреева, и его коллектив, возглавляемый Олией Галеевной Вильдановой, это театр, имеющий теперь то же «имя-посвящение» в самом своём сердце.
Встретились в прессе слова генерального директора БГТОиБ Ильмара Альмухаметова о том, что нуреевские события особенно дороги здесь, в Башкирии. Знаком тому можно посчитать «балетный поклон» всех участников третьего дня, почтительно обернувшихся в конце к высвеченной на заднике сцены фотографии «летящего» Рудольфа Нуреева. Вновь мы увидели написанные под фото его слова «В каждом, кто выходит на балетную сцену, будет жить частичка меня».